Развитие способностей одаренных детей
Оценка 4.8

Развитие способностей одаренных детей

Оценка 4.8
doc
17.02.2022
Развитие способностей одаренных детей
СТАТЬЯ -одаренные дети.doc

Развитие способностей одаренных детей

Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Талантливые, одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Эти дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить.

Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов. Наша основная задача – помочь талантливым детям создать благоприятные условия для самореализации. Каждый педагог должен задуматься над тем, как он закладывает «фундамент», от которого будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Выявление талантливых детей должно начинаться как можно раньше, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Для работы с такими детьми педагог должен быть:

·   увлечен своим делом;

·   способен к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

·   профессионально грамотным;

·   интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

·   проводником передовых педагогических технологий;

·   психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

·   знатоком во всех областях человеческой жизни.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед нами, педагогами, стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи.

Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте – богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка – он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т.п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей.

Центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира. Одарённые дети отличаются упорством в достижении цели. Если что-то очень заинтересовало ребенка или его не устраивает результат, ребенок несколько часов подряд может быть поглощен этим делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это нередко связано со стремлением ребенка к совершенству, желанием сделать что-то очень хорошо, достигнуть высшего уровня выполнения задания (рисунка, постройки, прочтения стихотворения, сочинения истории и т.п.).

Дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Из всех видов одаренности больше всего изучена художественная одаренность, так как художественные способности раньше других обнаруживают себя. Для развития творческих способностей художественно одаренных детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда. Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи. Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей таких детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы.

В своей работе с детьми, я уделяю внимание особенностям развития ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве. С целью выявления одарённости была проведена диагностика, составлен план по работе с одаренными детьми. Выяснилось, что у одаренных детей высокий уровень развития способностей в музыкальной, сценической, художественной области.  Эти дети активно участвует в городских конкурсах, фестивалях. Также они посещают кружки: по изобразительной деятельности «Умелые ручки», вокальный «Веселые нотки», театральный «Теремок сказок».

За этот год по результатам диагностики было замечено, что у детей проявляется:

- высокая продуктивность мышления;

- легкость ассоциирования;

- способность к прогнозированию;

- высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, мы работаем над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей важным условием является преемственность педагога и родителей, взаимодействие с социумом (в частности, с детской школой искусств). С этой целью заведующий, старший воспитатель и педагоги ДОУ выстроили систему взаимодействия с семьями одаренных детей. Была разработана анкета «Как распознать одарённость?», заведена «Карта одаренного ребенка», проведены родительские собрания по темам: «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке?», «Детская одаренность: цели и пути развития способностей ребёнка».

В процессе сотрудничества с родителями определены педагогические задачи сопровождения с учетом индивидуальных особенностей детей. Разработаны индивидуальные программы развития по художественным способностям одаренных детей в изобразительной деятельности, вокальном искусстве, словесном творчестве.

Главным результатом реализации программы «Одаренные дети» должно стать создание условий для развития талантливых детей, создание системы мониторинга для отслеживания одаренности и развития интеллектуально- творческого потенциала ребенка.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить основные направления в работе педагога с одаренными детьми:

-          Нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение, отличное от собственного.

-          Обогащать окружающую среду ребенка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

-          Обеспечивать благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

-          Нужно стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе: уметь наблюдать за детьми; воспринимать выражение глаз ребят, их мимику; обращать внимание на поведение и на настроение; быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в группе; учиться видеть себя со стороны глазами детей.

-          Педагогу нужно стремиться поставить себя на место ребенка, честно признавать свои ошибки и чаще контактировать с детьми в свободное время.

-          Нужно уметь слушать детей, быть инициативным и щедрым на одобрение, похвалу, поощрение.

-          Понимать и уважать ребенка, анализировать ошибки свои и своих сверстников, обращая внимание на взаимоотношения детей в коллективе.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.

Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Каждый человек рождается талантливым, в каждом из нас скрыта бездна талантов и способностей, реализовать которые нам мешает даже не общество и отсутствие средств, а именно неверие в свои силы. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями должны стремиться помочь ребенку раскрыться, реализоваться в этой жизни. Ведь только самораскрытие и самореализация способны открыть человеку смысл жизни и подарить ему счастье.


Развитие способностей одаренных детей

Развитие способностей одаренных детей

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости

То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей

То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей

Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи

Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи

С этой целью заведующий, старший воспитатель и педагоги

С этой целью заведующий, старший воспитатель и педагоги

Педагогу нужно стремиться поставить себя на место ребенка, честно признавать свои ошибки и чаще контактировать с детьми в свободное время

Педагогу нужно стремиться поставить себя на место ребенка, честно признавать свои ошибки и чаще контактировать с детьми в свободное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022