ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 1861 «Загорье»
(ГБОУ Школа № 1861 «Загорье»)
ЗДГ № 4
Практические методы и приёмы работы учителя-логопеда по развитию связной речи у воспитанников, имеющих ОВЗ (ЗПР, ТНР).
Тема: «Обучение рассказыванию».
Составитель:
Учитель-логопед: Е.В.Ленькова
Москва - 2018
Цель:
Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и подготовительного возраста, в том числе у воспитанников с ОВЗ.
Среди образовательных задач дощкольного образования выделяют область речевого развития. Хотелось бы обратить внимание на связную речь, так как от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие обучающегося и приобретение им учебных знаний, умений в системе школьного обучения. Речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
При развитии связной речи развивается и активизируется слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.
Связная речь имеет несколько функций:
- познавательная;
- коммуникативная;
- регулирующая;
- фиксирующая.
Выделяют формы связной речи:
1) Монолог: - самостоятельное высказывание;
- произвольность;
- развёрнутость;
- соблюдение логической последовательности.
2) Диалог: - желание 2-х говорящих людей;
- умение слушать и восторгаться;
- артистичность;
- эмоциональность.
В соответствии с ФГОС и с образовательной программой дошкольного образования система работы по развитию речи у обучающихся в старшей группе должна быть ориентирована на диалогическую форму речи. Следует уделять внимание целевым ориентирам:
- обучению рассказыванию (пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием);
- на творческое рассказывание материала для развития воображения и наглядно-образного мышления;
- на сочинение небольших сказок без опоры на литературные тексты по заданной теме;
- на умение составлять рассказы на заданные темы из личного опыта;
- на составление концовок к хорошо известным народным сказкам.
В ходе работы с обучающимися 7-го года жизни решаются следующие целевые ориентиры по развитию речи:
- развитие умения последовательно описывать случаи из своей жизни;
- обучение словесно-логическому изложению сюжета;
- совершенствование умения понимать и передавать в речи связи между явлениями, делать выводы (развивать импрессивную и экспрессивная речь);
- обучение давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;
- обучение говорить не торопясь, громко и чётко, развивать интонационную выразительность речи.
Цель развития речи: научить логически последовательно и грамматически правильно излагать мысли, точно и образно передающие содержание.
Требования к результатам освоения программы:
Обучающиеся должны:
-уметь: самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
- пользоваться прямой речью, обращениями;
- пользоваться предлогами и союзами в предложениях;
-знать: различие женского, мужского и среднего родов у существительных, глаголов, прилагательных;
- владеть: интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
У обучающихся с ОВЗ (ТНР, ЗПР) можно выявить уровни недоразвития связной речи:
I уровень недоразвития связной речи: обучающийся не может правильно разложить 3 картинки последовательно, не развита планирующая функция речи, не видит логическую последовательность событий.
II уровень недоразвития связной речи: картинки раскладывает правильно, но не может рассказать последовательно, предложение неполное или нераспространённое, наблюдаются аграмматизмы.
III уровень недоразвития связной речи: раскладывание картинок в правильной последовательности, но рассказ неразвёрнутый, логически незаконченный.
IV уровень развития связной речи: относительная сформированность связной речи.
Работу над умением составлять рассказы следует вести:
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
Ведётся работа над составлением рассказов по одной картине, по сериям картин, по схеме.
Работа над построением фразы (предложения):
В.К. Воробьёва выделяет 16 классов последовательности в работе над структурой предложения, Л.Н. Ефименкова выделяет 8 классов структуры построения предложения.
I. Простое предложение: при этом ребёнку задаются наводящие вопросы:
1) ____ = . (Птица поёт.)
2) ____ = _ _ _ . (Девочка рисует цветок.)
3) */*/*/* ________ = _ _ _ . (Маленькая девочка рисует цветок.)
4) _____ = */ */*/* _ _ _ . (Девочка рисует красный цветок.)
5) */*/*/* ________ = */*/*/* _ _ _ . ( Маленькая девочка рисует красный цветок.)
6) _____ = _ . _ . _ . ( Дети гуляли в лесу.)
7) _____ = */*/*/* _ . _ . _ . ( Дети гуляли в сосновом лесу.)
8) */*/*/* _____ = */*/*/* _ . _ . _ . ( Маленькие дети гуляли в сосновом лесу.)
Каждая фраза предполагает грамматику:
1) Изменение по родам, числам, согласование существительных и глаголов.
(Девочки пели. Девочки и мальчики поют.)
2) Падежная работа без предлогов ( В. , Т. и Р. Падежи) . (Видели слона. Пишет ручкой. Слон – слона, карандаш – карандаша).
3) Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
4) и 5) см. пункты в «работе над простым предложением» - отработка умений в закреплении падежных форм, согласования слов.
6) знакомство с предлогами, составление предложений с предлогами. Отличие предлогов от слов.
7) и 8) - закрепление материала, работа над слоговой структурой речи, языковым анализом речи.
II. Работа над сложносочинённым и сложноподчинённым предложением:
Кроме выше сказанного следует учитывать, что:
- в каждом классе ведётся работа над однородностью членов;
- надо усвоить структуру фразы: ______ и = . (то есть подлежащее и сказуемое).
- во фразе должна быть интонация (обучение структуре и интонации зависит от вопроса логопеда);
- надо следить за фонетико-фонематической стороной речи (слух, восприятие, представление);
- надо обучать строить схемы к предложениям, для развития грамотной речи.
Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая:
- развёрнутость;
- требует лучшей памяти;
- требует внимания к содержанию и форме речи.
Для того, чтобы она понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространённые предложения, более точный словарь.
Пересказ - это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Цель пересказа: обучение созданию внутреннего речевого плана высказывания.
Обучающийся излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная выразительность). Следует помнить, что пересказ – это не передача текста наизусть, в нём должны присутствовать элементы творчества. Нужно осмыслить текст, предложить его свободно, но с сохранением основной лексики автора.
Виды пересказов:
1) подробный;
2) близкий к тексту;
3) с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица);
4) по аналогии (с заменой героя, места и времени действия);
5) пересказ фрагментов;
6) инсценированный пересказ.
Цели занятий по развитию связной речи при пересказах:
1) обучение пересказыванию текстов, с соблюдением последовательности событий, с созданием внутреннего плана высказывания и речевого смысла;
2) развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, логического мышления, познавательных интересов;
3) развитие монологической речи;
4) развитие техники чтения (при наличии карточек для чтения рассказов).
Ход занятия при составлении или пересказе рассказов:
1) чтение + показ картинок;
2) составление предложений по каждой картинке;
3) пересказ по цепочке всего текста;
4) пересказ 1-го обучающегося с опорой на картинный план;
5) пересказ 1-го обучающегося с опорой на картинки «через одну» (перевернуть картинки через одну);
6) пересказ 1-го обучающегося без опоры на картинки;
7) разложи картинки по порядку;
8) пересказ после разложения картинок в нужной последовательности;
9) прочитай рассказ по карточке и разложи картинки по порядку.
Использованная литература, источники:
1. Сычёва Г.Е. Методические рекомендации. – М.: Книголюб, 2005. (Развитие связной речи).
2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.
3. Ефименкова Л.Н. Особенности построения предложений детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Домашние тетради. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
5. Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: «ГНОМ иД», 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.