Развитие связной речи - обучение рассказыванию.
Оценка 4.8

Развитие связной речи - обучение рассказыванию.

Оценка 4.8
Документация +3
docx
русский язык +1
5 кл—7 кл
22.04.2020
Развитие связной речи - обучение рассказыванию.
Обучение связной речи - обучение рассказыванию.
Развитие связной речи - обучение рассказыванию 18-19 год.docx

                                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                                    УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

                                                          «Школа № 1861 «Загорье»

                                                   (ГБОУ Школа № 1861 «Загорье»)

                                                                           ЗДГ № 4

 

 

 

 

 

 

Практические методы и приёмы работы учителя-логопеда по развитию связной речи у воспитанников, имеющих ОВЗ (ЗПР, ТНР).

 

Тема: «Обучение рассказыванию».

 

 

 

 

 

                                                                              

                                                                                                              Составитель:

                                                                               Учитель-логопед: Е.В.Ленькова

 

                                                       Москва - 2018

 

 

 

Цель:

Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и подготовительного возраста, в том числе у воспитанников с ОВЗ.

      Среди образовательных задач дощкольного образования выделяют область речевого развития. Хотелось бы обратить внимание на связную речь, так как от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие обучающегося и приобретение им учебных знаний, умений в системе школьного обучения. Речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

     При развитии связной речи развивается и активизируется слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.

     Связная речь имеет несколько функций:

- познавательная;

- коммуникативная;

- регулирующая;

- фиксирующая.

     Выделяют формы связной речи:

1) Монолог: - самостоятельное высказывание;

                     - произвольность;

                     - развёрнутость;

                     - соблюдение логической последовательности.

2) Диалог: - желание 2-х говорящих людей;

                   - умение слушать и восторгаться;

                   - артистичность;

                   - эмоциональность.

      В соответствии с ФГОС  и с образовательной программой дошкольного образования система работы по развитию речи у обучающихся в старшей группе должна быть ориентирована на диалогическую форму речи. Следует уделять внимание целевым ориентирам:

- обучению рассказыванию (пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием);

- на творческое рассказывание материала для развития воображения и наглядно-образного мышления;

- на сочинение небольших сказок без опоры на литературные тексты по заданной теме;

- на умение составлять рассказы на заданные темы из личного опыта;

- на составление концовок к хорошо известным народным сказкам.

     В ходе работы с обучающимися 7-го года жизни решаются следующие целевые ориентиры по развитию речи:

 - развитие умения последовательно описывать случаи из своей жизни;

- обучение словесно-логическому изложению сюжета;

- совершенствование умения понимать и передавать в речи связи между явлениями, делать выводы (развивать импрессивную и экспрессивная речь);

- обучение давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;

- обучение говорить не торопясь, громко и чётко, развивать интонационную выразительность речи.

Цель развития речи: научить логически последовательно и грамматически правильно излагать мысли, точно и образно передающие содержание.

     Требования к результатам освоения программы:

Обучающиеся должны:

-уметь: самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

- пользоваться прямой речью, обращениями;

- пользоваться предлогами и союзами в предложениях;

-знать: различие женского, мужского и среднего родов у существительных, глаголов, прилагательных;

- владеть: интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

     У обучающихся с ОВЗ (ТНР, ЗПР) можно выявить уровни недоразвития связной речи:

I уровень недоразвития связной речи: обучающийся не может правильно разложить 3 картинки последовательно, не развита планирующая функция речи, не видит логическую последовательность событий.

II уровень недоразвития связной речи: картинки раскладывает правильно, но не может рассказать последовательно, предложение неполное или нераспространённое, наблюдаются аграмматизмы.

III уровень недоразвития связной речи: раскладывание картинок в правильной последовательности, но рассказ неразвёрнутый, логически незаконченный.

IV уровень развития связной речи: относительная сформированность связной речи.

     Работу над умением составлять рассказы следует вести:

- описание;

- повествование;

- рассуждение.

Ведётся работа над составлением рассказов по одной картине, по сериям картин, по схеме.

      Работа над построением фразы (предложения):

     В.К. Воробьёва выделяет 16 классов последовательности в работе над структурой предложения, Л.Н. Ефименкова выделяет 8 классов структуры построения предложения.

        I. Простое предложение: при этом ребёнку задаются наводящие вопросы:

     1)     ____   = .     (Птица поёт.)

     2)    ____  =   _ _ _ .    (Девочка рисует цветок.)

     3)  */*/*/*  ________    =    _ _ _ .  (Маленькая девочка рисует цветок.)

 

     4) _____  =   */ */*/* _ _ _ .  (Девочка рисует красный цветок.)

     5)  */*/*/*  ________  =  */*/*/*   _ _ _  . ( Маленькая девочка рисует красный цветок.)

     6)    _____  =  _ . _ . _     .  ( Дети гуляли в лесу.)

     7)  _____  =  */*/*/*  _ . _ . _   . ( Дети гуляли в сосновом лесу.)

     8)  */*/*/*  _____  =  */*/*/*   _ . _ . _     .  ( Маленькие дети гуляли в сосновом лесу.)

       Каждая фраза предполагает грамматику:

     1) Изменение по родам, числам, согласование существительных и глаголов.

         (Девочки пели. Девочки и мальчики поют.)

     2) Падежная работа без предлогов ( В. , Т. и Р. Падежи) . (Видели слона. Пишет ручкой. Слон – слона, карандаш – карандаша).

     3) Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.

     4) и 5) см. пункты в «работе над простым предложением»  - отработка умений в закреплении падежных форм, согласования слов.

      6) знакомство с предлогами, составление предложений с предлогами. Отличие предлогов от слов.

       7)  и 8)  - закрепление материала, работа над слоговой структурой речи, языковым анализом речи.

     II. Работа над сложносочинённым и сложноподчинённым предложением:

     Кроме выше сказанного следует учитывать, что:

- в каждом классе ведётся работа над однородностью членов;

- надо усвоить структуру фразы: ______   и  = . (то есть подлежащее и сказуемое).

- во фразе должна быть интонация (обучение структуре и интонации зависит от вопроса логопеда);

- надо следить за фонетико-фонематической стороной речи (слух, восприятие, представление);

- надо обучать строить схемы к предложениям, для развития грамотной речи.

     Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая:

     - развёрнутость;

     - требует лучшей памяти;

     - требует внимания к содержанию и форме речи.

     Для того, чтобы она понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространённые предложения, более точный словарь.

     Пересказ -  это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Цель пересказа: обучение созданию внутреннего речевого плана высказывания.

     Обучающийся излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная выразительность). Следует помнить, что пересказ – это не передача текста наизусть, в нём должны присутствовать элементы творчества. Нужно осмыслить текст, предложить его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

Виды пересказов:

1) подробный;

2) близкий к тексту;

3) с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица);

4) по аналогии (с заменой героя, места и времени действия);

5) пересказ фрагментов;

6) инсценированный пересказ.

Цели занятий по развитию связной речи при пересказах:

1) обучение пересказыванию текстов, с соблюдением последовательности событий, с созданием внутреннего плана высказывания и речевого смысла;

2) развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, логического мышления, познавательных интересов;

3) развитие монологической речи;

4) развитие техники чтения (при наличии карточек для чтения рассказов).

Ход занятия при составлении или пересказе рассказов:

1) чтение + показ картинок;

2) составление предложений по каждой картинке;

3) пересказ по цепочке всего текста;

4) пересказ 1-го обучающегося с опорой на картинный план;

5) пересказ 1-го обучающегося с опорой на картинки «через одну» (перевернуть картинки через одну);

6) пересказ 1-го обучающегося без опоры на картинки;

7) разложи картинки по порядку;

8) пересказ после разложения картинок в нужной последовательности;

9) прочитай рассказ по карточке и разложи картинки по порядку.

Использованная литература, источники:

1. Сычёва Г.Е. Методические рекомендации. – М.: Книголюб, 2005. (Развитие связной речи).

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

3. Ефименкова Л.Н. Особенности построения предложений детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Домашние тетради. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

5. Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: «ГНОМ иД», 2009.


 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

Цель: Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и подготовительного возраста, в том числе у воспитанников с

Цель: Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и подготовительного возраста, в том числе у воспитанников с

В ходе работы с обучающимися 7-го года жизни решаются следующие целевые ориентиры по развитию речи: - развитие умения последовательно описывать случаи из своей жизни; -…

В ходе работы с обучающимися 7-го года жизни решаются следующие целевые ориентиры по развитию речи: - развитие умения последовательно описывать случаи из своей жизни; -…

II уровень недоразвития связной речи: картинки раскладывает правильно, но не может рассказать последовательно, предложение неполное или нераспространённое, наблюдаются аграмматизмы

II уровень недоразвития связной речи: картинки раскладывает правильно, но не может рассказать последовательно, предложение неполное или нераспространённое, наблюдаются аграмматизмы

Изменение прилагательных по родам, числам и падежам

Изменение прилагательных по родам, числам и падежам

Цели занятий по развитию связной речи при пересказах: 1) обучение пересказыванию текстов, с соблюдением последовательности событий, с созданием внутреннего плана высказывания и речевого смысла; 2)…

Цели занятий по развитию связной речи при пересказах: 1) обучение пересказыванию текстов, с соблюдением последовательности событий, с созданием внутреннего плана высказывания и речевого смысла; 2)…

Нищева Н.В. Занимаемся вместе.

Нищева Н.В. Занимаемся вместе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020