«Развитие техники чтения младших школьников как направление формирования читательской грамотности в рамках ФГОС НОО».
Актуальность исследуемой проблемы обусловлено тем, что в условиях информатизации общества идет процесс снижения интереса к чтению и книге.
Действительно, ни для кого не секрет, что хорошо учится тот ребенок, кто хорошо читает. А неумение хорошо читать, приводит к возникновению трудностей, на которых мы сегодня с вами остановимся подробно, потому что, читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мучение.
В прошлом веке ключевыми навыками, определявшими грамотность, были чтение, письмо и арифметика. Но мир стал слишком сложным и изменчивым. Сам термин «читательская грамотность» за последние несколько десятилетий изменил свое значение.
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать, но и находить нужную информацию в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
Школьная практика показывает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.
А как ребёнок научится понимать, анализировать текст, если он читает по слогам и не может запомнить прочитанное?
Чтение-очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. Основная причина долгого слогового чтения – неразвитость фонематического слуха, то есть способности узнавать, понимать и правильно произносить звуки речи.
Исправить ситуацию помогут такие упражнения, как пропевание гласных, игры со слоговыми таблицами, чистоговорки и скороговорки.
На экране вы видите упражнение «Чистоговорка».
Подобные упражнения позволяют развить артикуляционный аппарат ребёнка. Ведь часто бывает так, что мозг ребенка прочитал правильно и быстро, а неразвитый речевой аппарат не позволяет проговорить ребенку прочитанное быстро и правильно.
А ещё одна из причин медленного слогового чтения – маленький участок ясного видения, неразвитость периферического зрения. Ребёнок читает медленно, потому что одновременно видит только от 2 до 6 букв.
Предлагаем вашему вниманию упражнения для расширения периферического поля зрения. Это всем известная таблица Шульте, клиновидные таблицы, чтение по спирали.
На экране вы видите текст, записанный по спирали.
Выполнение перечисленных упражнений способствуют формированию навыков осмысленного чтения, увеличению скорости чтения и развитию речи.
- Часто бывает так, что ребёнок теряет строчку, пропускает слова или возвращается к уже прочитанному. Что делать?
Основная проблема в этом случае - невнимательность! У младшего школьника недостаточно развито произвольное внимание и концентрация. Помимо тренировки внимания очень хорошо помогают упражнения «Лабиринт», «Переключалка», «Найди букву», «Анаграммы», «Филворды», «Слово - фигура- число».
Остановим свое внимание на «Слово - фигура- число». Проговариваем все знаки, написанные в кружочках, следя только глазами слева направо.
А вот ещё одно из упражнений для развития гибкости мышления, увеличения скорости восприятия информации, развития устойчивости и концентрации внимания. Это струп- тест.
Струп - тест очень прост - название цвета написано другим цветом (например, написано желтый, но цвет букв зелёный). На первый взгляд всё очень просто - нужно назвать цвет слова, а не прочитать его, но мозгу необходимо существенно напрячься и включить все свои резервы.
Кстати, это упражнение использовали даже при тренировках шпионов. Данное упражнение тренирует мозговую активность. Очень полезно для тех, кто хочет научиться быстро читать.
-Предлагаем вам выполнить упражнение «Алфавит» следующим образом. Перед вами таблица. Верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать. Второй – это обозначения. Одновременно читаем верхний ряд букв вслух и поднимаем руку, указанную под данной буквой. (Второй ряд: Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки.)
- Забавное упражнение! Неправда ли? И нашим ученикам оно тоже очень нравится.
Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.
Часто бывает так, что ребёнок читает, но не умеет выделять главные мысли и отвечать на вопросы. В результате - не успевает по многим предметам, долго и мучительно выполняет домашнее задание, сильно утомляется и испытывает нелюбовь к чтению и книгам. Знакомая ситуация, не правда ли?
Чтение необычных текстов (текст с рамкой, зашумленный текст, «потерянный» текст, текст «вверх тормашками», текст «задом наперед», текст с лишними буквами, текст без пробелов, текст с картинками и другие) воспринимаются ребенком как игра. При этом идёт развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
На экране вы видите упражнение «Текст с рамкой».
Предлагаем вашему вниманию текст с перепутанными буквами.
Работа с такими текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий.
- А если ребёнку сложно пересказать прочитанный текст… Как ему помочь?
Наилучший способ структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу для младшего школьника – это волшебный квадрат!
Ребенок читает текст, а затем заполняет волшебный квадрат, внутри которого находятся четыре маленьких квадратика – главные герои, действия героев, основная мысль произведения и иллюстрация к тексту.
Главные герои |
Что случилось? |
|
|
Основная мысль |
Рисунок |
|
|
Упражнение «Волшебный квадрат» - наилучший способ структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу младших школьников.
Мы очень надеемся, что те виды упражнений для развития техники чтения младших школьников, что мы вам представим, вы будете использовать в своей работе.
Мы вам желаем, чтобы ваши дети, ваши ученики читали с удовольствием!
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.