Развитие техники чтения младших школьников как направление формирования читательской грамотности в рамках ФГОС НОО
Оценка 5

Развитие техники чтения младших школьников как направление формирования читательской грамотности в рамках ФГОС НОО

Оценка 5
doc
26.08.2023
Развитие техники чтения младших школьников как направление формирования читательской грамотности в рамках ФГОС НОО
мо август 24.08.23 ДЖК.doc

«Развитие техники чтения младших школьников как направление формирования читательской грамотности в рамках ФГОС НОО».

      Актуальность исследуемой проблемы обусловлено тем, что в условиях информатизации общества идет процесс снижения интереса к чтению и книге.

Действительно, ни для кого не секрет, что хорошо учится тот ребенок, кто хорошо читает. А неумение хорошо читать, приводит к возникновению трудностей, на которых мы сегодня с вами остановимся подробно, потому что, читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мучение.

В прошлом веке ключевыми навыками, определявшими грамотность, были чтение, письмо и арифметика. Но мир стал слишком сложным и изменчивым. Сам термин «читательская грамотность» за последние несколько десятилетий изменил свое значение.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать, но и находить нужную информацию в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

Школьная практика показывает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

      А как ребёнок научится понимать, анализировать текст, если он читает по слогам и не может запомнить прочитанное?

Чтение-очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. Основная причина долгого слогового чтения – неразвитость фонематического слуха, то есть способности узнавать, понимать и правильно произносить звуки речи.

Исправить ситуацию помогут такие упражнения, как пропевание гласных, игры со слоговыми таблицами, чистоговорки и скороговорки.

На экране вы видите упражнение «Чистоговорка».

      Подобные упражнения позволяют развить артикуляционный аппарат ребёнка. Ведь часто бывает так, что мозг ребенка прочитал правильно и быстро, а неразвитый речевой аппарат не позволяет проговорить ребенку прочитанное быстро и правильно.

А ещё одна из причин медленного слогового чтения – маленький участок ясного видения, неразвитость периферического зрения. Ребёнок читает медленно, потому что одновременно видит только от 2 до 6 букв.

Предлагаем вашему вниманию упражнения для расширения периферического поля зрения. Это всем известная таблица Шульте, клиновидные таблицы, чтение по спирали.

На экране вы видите текст, записанный по спирали.

 

https://sun9-83.userapi.com/impg/n_nTSaDs6ZwZZoEe22lRVdf1BJrW71tj1Bylsg/_T9ysRCIbWI.jpg?size=1080x1072&quality=95&sign=48bb3fce265fd7051fe00fae4582d781&type=album

Выполнение перечисленных упражнений способствуют формированию навыков осмысленного чтения, увеличению скорости чтения и развитию речи.

- Часто бывает так, что ребёнок теряет строчку, пропускает слова или возвращается к уже прочитанному. Что делать?

Основная проблема в этом случае - невнимательность! У младшего школьника недостаточно развито произвольное внимание и концентрация. Помимо тренировки внимания очень хорошо помогают упражнения «Лабиринт», «Переключалка», «Найди букву», «Анаграммы», «Филворды», «Слово - фигура- число».

Остановим свое внимание на «Слово - фигура- число». Проговариваем все знаки, написанные в кружочках, следя только глазами слева направо.

 

ПроЧтение». Выпуск №4 | ВКонтакте

 

А вот ещё одно из упражнений для развития гибкости мышления, увеличения скорости восприятия информации, развития устойчивости и концентрации внимания. Это струп- тест.

Струп - тест очень прост - название цвета написано другим цветом (например, написано желтый, но цвет букв зелёный). На первый взгляд всё очень просто - нужно назвать цвет слова, а не прочитать его, но мозгу необходимо существенно напрячься и включить все свои резервы.

Кстати, это упражнение использовали даже при тренировках шпионов. Данное упражнение тренирует мозговую активность. Очень полезно для тех, кто хочет научиться быстро читать.

-Предлагаем вам выполнить упражнение «Алфавит» следующим образом. Перед вами таблица. Верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать. Второй – это обозначения. Одновременно читаем верхний ряд букв вслух и поднимаем руку, указанную под данной буквой. (Второй ряд: Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки.)

- Забавное упражнение! Неправда ли? И нашим ученикам оно тоже очень нравится.

Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.

Часто бывает так, что ребёнок читает, но не умеет выделять главные мысли и отвечать на вопросы. В результате - не успевает по многим предметам, долго и мучительно выполняет домашнее задание, сильно утомляется и испытывает нелюбовь к чтению и книгам. Знакомая ситуация, не правда ли?

Чтение необычных текстов (текст с рамкой, зашумленный текст, «потерянный» текст, текст «вверх тормашками», текст «задом наперед», текст с лишними буквами, текст без пробелов, текст с картинками и другие) воспринимаются ребенком как игра. При этом идёт развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.

На экране вы видите упражнение «Текст с рамкой».

Приемы скорочтения

Предлагаем вашему вниманию текст с перепутанными буквами.  

 

тексты для скорочтения

 

Работа с такими текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий.

 - А если ребёнку сложно пересказать прочитанный текст… Как ему помочь?

Наилучший способ структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу для младшего школьника – это волшебный квадрат!  

Ребенок читает текст, а затем заполняет волшебный квадрат, внутри которого находятся четыре маленьких квадратика – главные герои, действия героев, основная мысль произведения и иллюстрация к тексту.

 

Главные герои

Что случилось?

 

 

 

Основная мысль

Рисунок

 

 

 

 

Упражнение «Волшебный квадрат» - наилучший способ структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу младших школьников.

 

Мы очень надеемся, что те виды упражнений для развития техники чтения младших школьников, что мы вам представим, вы будете использовать в своей работе.

Мы вам желаем, чтобы ваши дети, ваши ученики читали с удовольствием!

Спасибо за внимание!


Развитие техники чтения младших школьников как направление формирования читательской грамотности в рамках

Развитие техники чтения младших школьников как направление формирования читательской грамотности в рамках

Ребёнок читает медленно, потому что одновременно видит только от 2 до 6 букв

Ребёнок читает медленно, потому что одновременно видит только от 2 до 6 букв

Струп - тест очень прост - название цвета написано другим цветом (например, написано желтый, но цвет букв зелёный)

Струп - тест очень прост - название цвета написано другим цветом (например, написано желтый, но цвет букв зелёный)

Чтение необычных текстов (текст с рамкой, зашумленный текст, «потерянный» текст, текст «вверх тормашками», текст «задом наперед», текст с лишними буквами, текст без пробелов, текст с…

Чтение необычных текстов (текст с рамкой, зашумленный текст, «потерянный» текст, текст «вверх тормашками», текст «задом наперед», текст с лишними буквами, текст без пробелов, текст с…

У пражнение «Волшебный квадрат» - наилучший способ структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу младших школьников

У пражнение «Волшебный квадрат» - наилучший способ структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2023