Развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца
Оценка 5

Развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
искусство
24.02.2020
Развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца
развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца.docx

http://clck.yandex.ru/click/dtype=stred/pid=7/cid=1227/*http:/img.yandex.ru/i/pix.gif

Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет посредством танца

В течение последних трёх лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет посредством танца». Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных образовательных учреждениях. Каждый коллектив любого дошкольного учреждения создаёт свою систему работы по обеспечению гармоничного, личностно-ориентированного развития ребёнка. Хореографическое искусство является частью действенного средства формирования творческих качеств личности. Танец заключает в себе развитие возможностей умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развитие их координации движений, пластики исполнения, грациозности и гибкости. Поэтому я считаю, что моя тема актуальна на сегодняшний день, так как танец является средством развития творческих способностей детей. Свою работу я начала с диагностики хореографических способностей детей (диагностика прилагается).

Критерии диагностики:

·         Развитие музыкальности.

·         Эмоциональная сфера.

·         Творческие проявления.

·         Запоминание музыки и движений.

·         Способность сосредотачиваться на движениях.

·         Скорость реакции.

·         Гибкость, пластичность.

·         Координация.

В результате проведенной диагностики я выявила, что высокий уровень хореографических способностей составил 40 %, средний 47,4 %, низкий 12,6 %. Исходя из диагностики, я разработала перспективный план работы по развитию креативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по хореографии, для повышения уровня развития хореографических способностей, со следующими задачами:

·         Развивать творческое воображение посредством музыкальных образов;

·         Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности;

·         Развивать природную способность детей к танцевальному творчеству;

·         Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в танце;

·         Создать в танце предпосылки к формированию творческого мышления;

·         Приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

В плане я разделила материал на два полугодия, подобрала репертуар, творческие задания, работу по взаимосвязи с педагогами, праздничный материал. Развивая танцевальное творчество на занятиях, я старалась уделять внимание тем детям, у которых был низкий уровень хореографических способностей.

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работа над импровизацией детей веду поэтапно, на первом этапе, использую занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания: «Прошу – не надо», «Давай дружить», в упражнении «Баю, баю».

На втором этапе нацеливаю детей на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В этюде «Игра с водой» музыка Ф. Шуберта в начале дети слушают музыку, я спрашиваю у них: « о чем может рассказывать музыка?», выслушиваю их предложения.

«Послушайте ребята, какую сказку рассказала мне эта музыка. И знайте, что участниками этой сказки можем стать и мы с вами (предлагаю детям стать врассыпную лицом ко мне). Однажды погожим утром мы пошли гулять. Солнце светит (поднять голову вверх, слегка зажмурить глаза). Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий (вздохнуть полной грудью). Но становится жарче (начинаем обмахиваться руками) и вот мы вышли на берег реки. Подошли к краю берега (сделали несколько шагов вперёд). Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она струится, журчит между пальцам, так и хочется с ней поиграть». Звучит музыка, исполняем первую часть этюда «Игра с водой», обращаю внимание на мягкость рук, движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой.

В качестве приёма предлагаю детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда руки опускаются вниз, когда поднимаются вверх и т.д. Затем дети пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку. Работу над этюдами, импровизациями веду на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

На третьем этапе, учу детей сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия) после прослушивании музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок. Я обращаю своё внимание, на выразительность исполнения, постепенно подготавливая детей к постановке танца.

Преобладающий вид деятельности в моей работе - это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания детские танцы делятся на следующие разновидности:

·         сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях (его часто называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);

·         элементы классического танца (соединяющие в себе пластичность исполнения с различными акробатическими и пластическими этюдами);

·         массовый детский танец;

·         ритмические танцы;

·         спортивные танцы (тематического характера);

·         элементы народного танца.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. При этом и сама стремлюсь получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствует эмоциональному «заражению», установление тёплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагаю детям новый материал, заинтересовывая новой композицией, стараюсь сконцентрировать их внимание, активизирую детей с учётом индивидуальных особенностей.

Из моего опыта работы на первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Я подбадриваю детей, стараюсь стимулировать творческую активность, подбираю образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушаю уверенность в собственных силах. В процессе наблюдения за детьми на занятии, определяю те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их сразу же показываю в медленном темпе под счет, использую приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагаю детям исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то их заменяю более простыми.

При анализе работы детей, я оцениваю характер движений отражающих музыкально-игровой образ, и показываю приёмы, облегчающие детям освоение упражнений. Предлагаю дошкольникам танцевальные композиции, требующие разных установок, и перевоплощения в различные образы. При постановке композиции «Танц-Класс» я играю в артистов балета, при исполнении композиции «Голубая вода» включаю игру-воображение, представление образов природы, ощущения дыхания ветра, плеска голубой воды. И совсем иную установку делаю на исполнение композиции «Песенка о ремонте» - это обыгрывание ситуации «весело, дружно и энергично делаем ремонт».

Работая хореографом много лет, я сделала выводы, что освоение детьми танцевальных композиций происходит в течение двух-трёх недель. При этом я не ставлю задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются кто как может, главное, чтобы с удовольствием.

Работая в системе с различными педагогами (воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, руководитель ИЗО), я даю рекомендации по закреплению танцевальных композиций в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями, на прогулке и т.д.). Постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые я ставлю танцы индивидуально или с подгруппой детей, но в этом случае, я акцентирую внимание на качестве, выразительности движений.

Кроме традиционных форм работы я использую нетрадиционные формы работы - танцевальные спектакли. Когда я занималась инсценировкой сказки «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, я использовала художественный опыт и знания детей. Предварительно дети с воспитателем читали книгу и рассматривали иллюстрации. Эти же иллюстрации я рассмотрела с детьми на занятии, и мы пришли к выводу, что героев этой сказки можно изобразить в пластической импровизации. В процессе обыгрывания я напоминала детям содержание сказки, спрашивала, кто помнит текст наизусть. Вспоминала с детьми персонажей, их внешний вид. Обсуждая образ Мухи, дети давали ей свою характеристику: «лёгкая», «изящная», «красивая», «хозяйственная», «надоедливая», «жужжащая», «гостеприимная» и т.д. Я отмечала, что образ Мухи получился противоречивым, поэтому в музыкальном портрете должны прозвучать разные оттенки её «непростой» натуры. Для изображения характера Мухи я предложила пьесу В.Гаврилина «Каприччио», подбирала музыку, анализируя вместе с детьми её соответствие характеру персонажа.

После обсуждения музыкального оформления сказки я предложила детям самостоятельно найти выразительные движения для каждой роли. При работе над данной инсценировкой я стремилась к творческому раскрепощению детей, это и есть цель моей работы над танцевальным спектаклем. Результатом работы над инсценировкой сказки явился спектакль «Муха-Цокотуха», который мы показали для родителей и для детей других групп.

Пришлось много работать над развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, чтобы добиться положительных результатов. В ходе проведённой диагностики высокий уровень развития хореографических способностей составил 55%, средний – 42% и низкий – 3% (диагностика прилагается). На протяжении трёхлетней работы заметно улучшились показатели хореографических способностей детей.

Педагоги и родители отметили, что дети стали активнее, легко работают, исполняя различные танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементы танца, заметно изменились взаимоотношения детей. Мои наблюдения показали, что дошкольники намного стали собраннее, общительнее, добрее по отношению друг к другу. Воспитание и обучение детей носило творческий характер, мною тщательно продуман и подобран дидактический и практический материал, атрибуты к танцам.

Положительным результатом работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах, фестивалях. Их выступления не остаются незамеченными.

  


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет посредством танца

Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет посредством танца

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми

Я отмечала, что образ Мухи получился противоречивым, поэтому в музыкальном портрете должны прозвучать разные оттенки её «непростой» натуры

Я отмечала, что образ Мухи получился противоречивым, поэтому в музыкальном портрете должны прозвучать разные оттенки её «непростой» натуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020