Развитие творческих способностей детей через развивающие игры Б.П. Никитина.
Оценка 4.8

Развитие творческих способностей детей через развивающие игры Б.П. Никитина.

Оценка 4.8
docx
17.03.2020
Развитие творческих способностей детей через развивающие игры  Б.П. Никитина.
игры Никитина.docx

Развитие творческих способностей детей через развивающие игры

Б.П. Никитина.

    Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в увлеченном принятии информации, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творческого начала. Также важной характеристикой познавательной активности является умение усваивать способы познания и использовать приобретённый опыт в дальнейшем.
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.), которые во время наблюдений, игр побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность. Познавательная направленность ребенка носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляется ему важным, имеющими жизненную значимость, тогда он с удивлением ими занимается, старается все это глубоко изучить.

Следует отметить, что под влиянием познавательной активности активизируется познавательные процессы, они активизируют всю познавательную деятельность, в целом и психологические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Под её влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательной активности деятельность ребенка становится продуктивней. Успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес. Таким образом, внутренняя сторона процесса познания, представленная познавательной активностью, становится основой, которая способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности ребенка.

Итак, познавательную активность нужно признать одним из самых главных факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и радостной атмосферы обучения, и на интенсивность протекания познавательной деятельности детей.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие познавательной активности. В игре изменяются и познавательные процессы:                                   

1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память                                 

2. Развитие мышления – осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.

3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, их образы и действия.

4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет– знак –его наименование).

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями.

7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности. Приведу примеры некоторых развивающих игр, интерес детей к которым проверен на практике, а сами игры способны впоследствии стать фундаментом для дальнейшего обучения в школе.

 

 

 

 

 

В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На детей постоянно выливается большой поток информации.

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности. 

Развитие творческих и умственных способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.

Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими качествами обладают развивающие игры Б.П.Никитина.

Борис Павлович Никитин- педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» 3. «Рамки и вкладыши Монтессори» и др. для детей более старше. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Принципы развивающих игр Б.П.Никитина

1. Доступности

2. Проблемно - ситуативный характер заданий

3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий

4. Привлекательность, занимательность

5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.

 Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.

Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

При развитии умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.

Важность и актуальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Б.П. Никитин  «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ»  6-е издание, исправленное Обнинск  “Световид” 2009

2.Никитин Б. – «Развивающие игры» Издательство: Педагогика, 1985 г.

3. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б.П. М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

4. Технология развивающих игр Б. П. Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

5. «Методика раннего развития Лены и Бориса Никитиных»

6. «Новый взгляд на игры Никитиных» Е.Данилова.

7. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! М., 2005

8. Дмитриева В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детейИзд. Астрель, 2010

9. Галигузова Л.Н. «Развитие игровой деятельности» Издательство: Мозаика-Синтез ,2008

10. Павлова Л.Н.  «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 -4 лет» Издательство: Гном, 2005 г.

11. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001. 
12. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 
13. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г. 
14. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г. 
15. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. . 
16. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г. 
17. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2002. 
Услуги Интернет. 
Изучение статей в журналах: 
«Воспитатель в ДОУ» 
«Дошкольное воспитание» 
«Ребенок в детском саду» 
«Обруч» 



Реализация:

Реализация программы саморазвития предусматривает подбор, изучение и анализ литературы, развивающих игр, наглядно


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческих способностей детей через развивающие игры

Развитие творческих способностей детей через развивающие игры

Итак, познавательную активность нужно признать одним из самых главных факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и радостной атмосферы обучения, и на интенсивность протекания…

Итак, познавательную активность нужно признать одним из самых главных факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и радостной атмосферы обучения, и на интенсивность протекания…

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий

Эмоционально - насыщенная тематика занятий 4

Эмоционально - насыщенная тематика занятий 4

Галигузова Л.Н. «Развитие игровой деятельности»

Галигузова Л.Н. «Развитие игровой деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2020