Развитие творческих способностей детей через развивающие игры
Б.П. Никитина.
Под
познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать
активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в увлеченном
принятии информации, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы,
в проявлении творческого начала. Также важной характеристикой познавательной
активности является умение усваивать способы познания и использовать
приобретённый опыт в дальнейшем.
Проблема
развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в
детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром
возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что
активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств
личности, её самостоятельности и инициативности.
Познавательная
активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща
каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности,
в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка
формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Особая
роль в этом принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.), которые во
время наблюдений, игр побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий,
самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать,
отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и
познавательную активность. Познавательная
направленность ребенка носит избирательный характер. Когда те или иные понятия,
предметы или явления представляется ему важным, имеющими жизненную значимость,
тогда он с удивлением ими занимается, старается все это глубоко изучить.
Следует отметить, что под влиянием познавательной активности активизируется познавательные процессы, они активизируют всю познавательную деятельность, в целом и психологические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Под её влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательной активности деятельность ребенка становится продуктивней. Успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес. Таким образом, внутренняя сторона процесса познания, представленная познавательной активностью, становится основой, которая способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности ребенка.
Итак, познавательную активность нужно признать одним из самых главных факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и радостной атмосферы обучения, и на интенсивность протекания познавательной деятельности детей.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие познавательной активности. В игре изменяются и познавательные процессы:
1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память
2. Развитие мышления – осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.
3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, их образы и действия.
4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.
5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет– знак –его наименование).
6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями.
7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности. Приведу примеры некоторых развивающих игр, интерес детей к которым проверен на практике, а сами игры способны впоследствии стать фундаментом для дальнейшего обучения в школе.
В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На детей постоянно выливается большой поток информации.
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.
Развитие творческих и умственных способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Такими качествами обладают развивающие игры Б.П.Никитина.
Борис Павлович Никитин- педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» 3. «Рамки и вкладыши Монтессори» и др. для детей более старше. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Принципы развивающих игр Б.П.Никитина
1. Доступности
2. Проблемно - ситуативный характер заданий
3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий
4. Привлекательность, занимательность
5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.
Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.
Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
При развитии умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Важность и актуальность
Список литературы:
1.Б.П. Никитин «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ» 6-е издание, исправленное Обнинск “Световид” 2009
5. «Методика раннего развития Лены и Бориса Никитиных»
6. «Новый взгляд на игры Никитиных» Е.Данилова.
7. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! М., 2005
8. Дмитриева В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детейИзд. Астрель, 2010
9. Галигузова Л.Н. «Развитие игровой деятельности» Издательство: Мозаика-Синтез ,2008
10. Павлова Л.Н. «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 -4 лет» Издательство: Гном, 2005 г.
11. А.
К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя
детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
12. Н. Ф. Губанова. Развитие
игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. –
М. : Мозаика-Синтез, 2008.
13. И. А. Лыкова.
Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.
14. Н. Я. Михайленко, Н. А.
Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г.
15. Дидактические
игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
.
16. П. П. Дзюба. «Дидактическая
копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
17. Занятия с малышами в
детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс,
2002.
Услуги Интернет.
Изучение статей в
журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском
саду»
«Обруч»
Реализация:
Реализация программы саморазвития предусматривает подбор, изучение и анализ литературы, развивающих игр, наглядно
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.