Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества» р. п. Красные Баки Нижегородской области
Обобщение опыта работы
Педагога дополнительного образования
Маяковой Людмилы Витальевны
Тема опыта:
«Развитие творческих способностей детей творческого объединения «Изостудия»
2024 г.
Слайд№2
1. Тема опыта:
«Развитие творческих способностей детей творческого объединения «Изостудия».
2. Условия формирования опыта.
Слайд№3. Выбор темы самообразования возник не случайно. Наблюдения за детьми на занятиях в своем творческом объединении показали, что дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками использования различных инструментов и художественными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие работы выделяются скудностью содержания. Поэтому возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельности, которая стимулировала бы развитие творческого потенциала детей и развивала их художественно-творческие способности.
Слайд№4. По данной теме самообразования я работаю с сентября 2021 года. С опытом работы по теме я выступала на творческой лаборатории педагогов дополнительного образования, проводила индивидуальные беседы с родителями, различные мастер-классы. Делилась опытом на различных интернет ресурсах таких как: nsportal.ru – на сайте педагога дополнительного образования, образовательный портал инфоурок, знанио, вконтакте и др
3. Актуальность и перспективность опыта.
Слайд№5. Проблема развития творческих способностей детей актуальна тем, что преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески-активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. На моих занятиях творческого объединения «Изостудия» учащиеся знакомятся с разнообразием красок, развивают пространственное мышление, прививают любовь к творчеству и изобразительному искусству, а также развивают моторику рук, поскольку от этого зависит успешность усвоения многих навыков которые необходимы на занятиях.
Слайд№6 Поэтому очень важно и необходимо формировать творческие качества личности ребенка с раннего возраста, познавать и экспериментировать.
4. Теоретическая база опыта.
Слайд№7. Теоретической основой опыта считаю исследования психолога Л.С. Выготского, который исследовал психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Проблемами целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались педагоги под руководством Н. А. Ветлугиной (Т. Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка). Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.
При выполнении творческих работ используются разные методы:
- изучение теоретического материала по теме;
-обобщение приемов и форм работы по выработке у обучающихся практических умений и навыков;
- анкетирование обучающихся.
5. Цель педагогического опыта.
Слайд№8. Цель моей работы – развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительного искусства.
Задачи: (Представлены на слайде)
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- развивать воображение, интерес к творческой деятельности;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- прививать умение видеть красоту окружающего мира.
6. Ведущая педагогическая идея.
Слайд№9. В основу моей работы легли принципы, направленные на личностно- ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребенка
2. Принцип воспитывающего обучения.- выделяет развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей.
Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости различных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с другими педагогами дополнительного образования, с семьей.
Также я опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
6. Принцип наглядности
7. Принцип доступности материала
8. Принцип построения программы от простого к сложному.
9. Принцип повторности материала
7. Система работы.
Слайд№10. Все вышеизложенные принципы обучения и воспитания стали основой моих занятий в творческом объединении. В целях обеспечения преемственности дошкольного и начального образования мною была разработана программа кружковой деятельности с детьми 5 лет.
Чтобы пробудить способности у ребенка к рисованию необходимо уделять большое внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой и творческо-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.
Слайд№11. Нацеленность на творчество и мастерство, позволяет создавать учающимся в объединении красивые и интересные работы, которые доставляют радость и ему и окружающим – сверстникам, педагогам и родителям. Ребенок видит, как серьезно оценивают его работы, и сам серьезно относится к ним. У ребенка появляется чувство гордости за созданные им работы.
Слайд№12. Развивать творчество детей можно различными путями. При выполнении своих работ учащиеся могут использовать различные нетрадиционные методы и технологии изображения рисунка. Например, рисование пальцем, ладошкой, штампом, ватными палочками, пером, кистью и т.д. Также совмещать различные художественные материалы.
8. Результативность деятельности.
Слайд№13. Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют учащимся достигать высоких результатов на районных и областных выставках и конкурсах детского творчества различного уровня. Проследить развитие творческих способностей детей можно по их участию в различных выставках и конкурсах.
Из графика видно, что количество участников районных конкурсов ежегодно возрастает, увеличивается количество призеров районных и участников областных конкурсов. Также дети стали участниками всероссийских конкурсов. У детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден рост творческих способностей.
Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли в своих работах.
Слайд№14. У детей посещающих творческие объединения стало проявлятся стремление к творчеству, развиваться цветовосприятие, чувство композиции, ритма, колорита, чувство объемности.
-работы детей стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
- воспитанники научились терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
Слайд№14. - дети научились создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию.
Залогом успешного развития творческих способностей детей являются:
1. Систематическая работа с использованием различных техник на занятиях рисования.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться через изобразительную деятельность.
Слайд№14.
3. Общение и взаимодействие с ребенком.
4. Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.
Слайд№14. 9. Транслируемость опыта.
Опыт моей работы может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями изобразительного искусства, воспитателями дошкольных образовательных организаций при организации и проведении занятий изо.
Творчество – постоянный спутник детства. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не только смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. «Детское творчество учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению. (Л. С. Выготский).
10. Литература.
1. Демченко Е. Д. Скачкова Е.В. Применении современных технологий в педагогическом самообразовании, «Дополнительное образование» - 2004, №1
2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика - Синтез, 2005.
3. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги. – М., 2009.
4.Печенежский Н. «Рисуем пейзаж» Изд-во «Семейный досуг» Харьков,2011г.
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», «Дидактика» творческий центр Сфера, М. 2009.
6. Неменский Б. М., Фомина Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: Просвещение, 1991.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ 2-е издание – М.: Учебная литература, 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.