Развитие творческих способностей детей в условиях ФГОС ДОУ через семейное воспитание.
Старший воспитатель
Поплевина С.А.
Детский сад «Солнышко»
структурное подразделение
МКДОУ
«Детский сад «Снежинка»
2018г.
Тема: Развитие творческих способностей детей в условиях ФГОС ДОУ через семейное воспитание.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.
В своей работе педагоги детского сада «Солнышко» используют креативный подход, стремятся, чтобы дети «открывали» что-то новое, появлялись новые продукты творчества. Очень важна роль родителей в этом процессе. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов.
Появляется какая-то проблема, вместе с детьми мы ищем пути ее решения, подбираем необходимый материал, средства и реализуем в действительность. Дети в процессе логически размышляют, сами что- то придумывают, воображают, воспроизводят. Появление нового продукта творчества, реализуемый детьми, родителями и педагогом – это и есть креативный подход.
Наша задача – научить ребенка видеть мир по-особенному, найти что-то незаметное для других, уловить интересное и побудить желание создать что-то новое, свое неповторимое.
В первую очередь педагогами детского сада создана соответствующая развивающая среда для творческой деятельности. В каждой группе оформлены центры творчества, театральные уголки, уголки ряженья, музыкальные уголки.
Одним из главных принципов построения данной среды является - доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.
Дети получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной, проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов.
С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей выставки детских работ оформлены в раздевалках.
Ребенок должен проявлять самостоятельность при рисовании, лепке, изготовлении композиции. Педагоги стараются не мешать в процессе детям, что и советуют делать родителям. Пусть сам ребенок ищет выходы из каких-либо ситуаций. Педагог и родители должны уделять больше внимание самому процессу творчества, а не результату.
Положительные эмоции взрослых сопровождают творческий процесс. Чтобы развивать у детей творческие способности педагог и родители должны быть сами творческими людьми, изменить свои шаблоны, самосовершенствоваться, узнавать новые техники, и приемы, не бояться попробовать что-то новое вместе с детьми.
Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, раскрывает их таланты, даёт возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Целью работы в детском саду является укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности, где мы помогаем
1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности.
2. Сформировать заинтересованное отношение к процессу и результату совместной деятельности.
3. Развивать детско-родительские отношения на основе совместной деятельности.
Формы работы педагогов с семьями воспитанников:
· Анкетирование;
· Консультации;
· Информация в родительском уголке;
· Открытая Непосредственно образовательная деятельность совместно с родителями;
· Семинары-практикумы и мастер-классы;
· Родительские собрания;
· Участие родителей в праздниках, развлечениях;
· Выставки, конкурсы.
Анкетирование родителей на тему «Значение творческой деятельности для общего развития ребенка» помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно – эстетического развития детей. Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 15% — активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 45% — нуждаются в консультативной помощь по развитию творческих способностей детей.
Анкетирование помогло спланировать дальнейшую работу по художественно – эстетическому направлению.
Важную роль в повышении уровня педагогической культуры родителей играют наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могут найти в папках – передвижках: «Нетрадиционное рисование в детском саду», «Развиваем музыкальную культуру ребенка». Папки содержат конкретные памятки, рекомендации, советы для родителей.
Традиционными в ДОУ стали дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия, но и принять активное в них участие: «Щёчки алые горят, замечательный наряд», «На улице фантазёров».
Эффективными формами общения стали родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно - эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.
Интересным видом работы с родителями является проведение семинаров-практикумов и мастер-классов: «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками», «Чудо-дерево», «Мастерская Деда Мороза», «Нетрадиционная техника работы с бумагой», «Для умных ручек нет не нужных штучек».
Цель таких мероприятий: наиболее эффективно взаимодействовать с семьёй для обеспечения полноценного творческого развития ребёнка.
В ДОУ одной из форм совместной творческой деятельности родителей и детей является постоянно действующая выставка творческих работ детей и родителей.
Проведение совместных выставок позволяет объединить родителей, детей и педагогов. Творческие выставки проводятся в ходе реализации образовательных проектов, к знаменательным датам и событиям.
Такая форма работы с родителями позволяет продемонстрировать фантазию и умения каждой семьи.
Тематика выставок разнопланова.
С наступлением осени традиционно в нашем детском саду проводится конкурс поделок из природных материалов «Краски осени».
Главное его условие – использование в работах даров осени (овощей, фруктов, цветов). Осенние выставки всегда радуют нас яркими тёплыми красками, дают заряд бодрости и хорошего настроения. Номинация «Чудо-овощ», «Потеряла Осень башмачок», «Осенний букет», «Осенняя композиция».
С наступлением новогодних праздников мы приглашаем детей и родителей принять участие в новогоднем семейном конкурсе-выставке «Зимняя фантазия». Номинации: «Новогодняя игрушка», «Весёлый снеговик», «Дом Деда Мороза, акция «Ёлочка, живи».
Весной в честь праздника Святой пасхи проводится совместная выставка поделок и рисунков на тему «Пасхальный перезвон». Номинации самые популярные: «Яйцо - крашенка или писанка», «Рисунок на пасхальную тему», «Пасхальный сувенир».
Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки
Значение таких выставок велико как для детей, так и для родителей. Это их совместное творчество, которое не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Персональная выставка это одна из новых форм работы совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей.
В подготовительной группе функционирует персональная выставка творческих работ «Мои шедевры», где дети могут показать мир своих интересов. Это прекрасная возможность для ребёнка показать свои достижения и скрытые таланты. На персональных выставках ребёнок - художник сможет рассказать о своих картинах, о себе, а затем дети поочерёдно, группами, смогут рассмотреть картины. Родителям - работа над персональной выставкой помогает лучше узнать своего ребёнка, его интересы, вкусы, даёт возможность активно участвовать в его жизни, уметь сопереживать и видеть рост детей (творческий, интеллектуальный, эмоциональный).
Для детей - это хорошая возможность самовыражения, самореализации. Персональная выставка способствует их эмоционально - чувственному развитию, доброжелательному отношению друг к другу.
Совместные выставки сплачивают семьи, родители живут проблемами детей и детского сада.
Родителей является активными участниками в музыкальных праздниках и досугах, проходящих в детском саду: оформляют зал и группы, изготавливают костюмы для танцев, театральных постановок, исполняют ведущие роли персонажей. Танцы с мамой и папой постоянно входят в различные праздничные программы: «День матери», «День защитника Отечества», 8 марта, Новый год, Выпускной. Неоценима помощь родителей при подготовке детей к участию детей в фестивалях и конкурсах. Для участия детей в фестивале детского творчества «Радуга талантов» родителями были изготовлены костюмы для танца «Стиляги». За выступление на фестивале дети получили диплом первой степени. В феврале этого года наши воспитанники приняли участие в фестивале «Пою моё Отечество» и получили диплом первой степени.
Наши дети совместно с родителями являются постоянными участники дистанционных международных и всероссийских творческих конкурсов на образовательном портале «Рыжий кот», где являются победителями.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей в условиях ФГОС.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.