РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка 4.7

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка 4.7
docx
19.11.2021
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Габидулин А.В..docx

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Габидулин А.В.

 МБОУ «Русско-Янгутская СОШ»

gabidulin.77@inbox.ru

 

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

 

Время и общество, в котором мы сейчас живем, становится более сложным, интересным, противоречивым и требует нестандартного подхода к решению различных задач. В условиях инновационного развития общества, государство испытывает потребность в гражданах с принципиально новым жизненным подходом. С каждым годом на рынке труда растет спрос на квалифицированные кадры, обладающие яркой индивидуальностью и творческими качествами, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Таким образом, проблема всестороннего развития подрастающего поколения актуальна, как никогда.

 Основной груз ответственности за воспитание творческой и креативно мыслящей молодёжи лежит на системе образования. Поэтому, при проведении модернизации образования большой акцент делается на его качестве и подготовке ученика к творческой деятельности.

Особая роль в формировании личности отводится учебной деятельности в рамках предметной области «Технология», которая в наибольшей степени способствует раскрытию и развитию творческого начала обучающихся, способствует их социализации, как в классе, так и в обществе в целом.

В обществе растет прослойка людей, занятых в самых различных сферах деятельности, осознающих, что будущее нуждается в новом, лучшем мышлении и важную роль в этом должно сыграть умение трудиться, работать в команде, творчески подходить к выбранному делу. Именно поэтому формирование творческих способностей является сейчас одним из условий социализации учащихся в современном обществе. Развивая себя, чувствуя в себе творческий потенциал, подростки с большей уверенностью смотрят в завтрашний день. Они легче и без больших для себя потерь проходят самые сложные периоды становления личности.

На основе этого можно сформулировать основные задачи развития творческих способностей учащихся:

·                     приобщить учащихся к творческой работе;

·                     привить интерес к творчеству, поиску, инициативе, исследованию;

·                     развить навыки созидания, самореализации.

Развитие творческих способностей обучающихся предполагает формирование у них важнейших умственных и практических навыков, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Понимая под творческими способностями интегративное качество личности, включающее мотивационный, деятельностный и творческий компоненты, обеспечивающие предрасположенность и готовность к деятельности по созданию оригинального продукта и содействующие самореализации личности, мы рассматриваем обучение технологии с позиции формирования творческих способностей.

Первый компонент мотивационный – это отношение детей к творческой деятельности, способствует развитию познавательных мотивов и интересов учащихся, актуализирует индивидуальные потребности, склонности к творческой деятельности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Это есть творческая направленность личности учащихся.

Второй компонент деятельностный – фиксирует включенность учащихся в различные виды творческой деятельности: решение проблемно-творческих задач и выполнение творческих заданий, проектирование, моделирование и другие виды, связанные с творческим мышлением.

Третий компонент творческий – обеспечивает творческое отношение к учебному предмету и включенность в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятельности учащегося, совпадающий с интересом к технологии, и творческую самостоятельность, способствует проявлению творческого воображения [1].

В своей работе стараюсь действовать во всех направлениях, подстраиваясь под каждого обучающегося, стараясь найти нужный подход.  Основой для развития творческих способностей считаю моделирование и конструирование различных изделий.  В рамках  своей программы ежегодно с учениками принимаем участие во многих акциях и проектах поселкового и районного масштаба.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2727_d2b0c764eaf333a6370fb621c7745e3a.jpgНапример, в 5 - 6 классах проводим акцию «Накормим птиц зимой». Участвуя в этой акции, мои ученики изготавливают кормушки из различных подручных материалов и устанавливают  их на территории школы. В течение зимы дети младших классов постоянно наблюдают за птицами и подкармливают их.

 В 7 классе стало традицией изготавливать подарки своими руками ко  Дню Победы. Свои замыслы они реализуют в изготовлении изделий, которые могут быть самыми разнообразными, от военной техники до различных наград.

В 8 классе изготавливаем бизиборды для детского сада. Это игровая развивающая доска с расположенными на ней различными деталями и элементами, безопасными для игры детей. Такие детали способны  передвигаться, открываться и закрываться,  щелкать, вращаться, светиться и мигать, издавать звуки. Это интересно детям и мотивирует учащихся к их изготовлению, ведь у многих в нашем сельском детском садике находятся младшие братишки или сестренки.

Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективной поделки ребята учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, что составляет одну из основных сторон культуры труда.

Например, при изготовлении кухонного набора между учащимися 5-7 классов происходит разделение изделий кухонной утвари по степени сложности. Учащиеся 5 класса изготавливают разделочные доски различные по форме и размерам; учащиеся 6-7 классов изготавливают полочки кухонного набора с применением пропильной резьбы; учащиеся 8 класса вытачивают толкушки, скалки, лопаточки для теста  и солонки с применением глубокого точения на токарном станке по дереву.  Наша продукция пользуется большим спросом на районных ярмарках-распродажах, причём учащиеся сами реализуют свои изделия. Это не только формирует у них зачатки предпринимательской деятельности, но и является сильнейшим стимулом к выполнению поставленной цели, повышению качества изделия.

Ежегодно мои ученики принимают участие в выставках декоративно-прикладного творчества, районных и областных творческих конкурсах, в которых реализуют свои проекты: «Сельский дом», «Детский стул-трансформер», «Цветник», «Детская игрушка», «Детская мебель» и др. Лучшие работы принимают участие в школьных, муниципальных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии.                                 SAM_4995        SAM_7817

 

Творчество - не  дар  природы, а приобретенное через трудовую  деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в нее и является необходимым условием развития способности к творчеству.

Управление процессом развития интеллектуальных и художественных способностей учащихся может осуществляться не только на уроке, но и во внеурочной образовательной работе. В процессе дополнительного обучения в  рамках развивающей программы «Молодые столяра» ребята овладевают  технологическими знаниями и практическими умениями. В результате освоения программы учащиеся проходят путь  от «незнания» к  «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет  успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности. Умение  мыслить, искать новые, нестандартные решения - это качества, без которых  немыслим эффективный труд  в  сферах науки, производства, обслуживания.

 Важная  задача учебных занятий по технологии - формирование у учащихся художественного отношения к работе [2]. Важно выбрать и применить совокупность  методов,  которые  были бы адекватны  содержанию  творческого  проекта, его стилистике и направленности.  Выполняя  проектные работы, школьники, используя полученные знания и навыки, составляют представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на  практике, приобретают опыт решения  нетиповых задач. Спроектировать трудовой процесс, значит, определить наиболее рациональную совокупность и последовательность действий, необходимых для его  эффективной реализации. В процессе практической работы важно закрепить способность самостоятельно выполнять то или иное задание.

По мере приобретения трудовых умений, ребенок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретает уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, настойчивость, самооценка, приверженность национальным традициям. Ведь самое ценное в изделиях художественных промыслов то, что в них сохраняются и продолжаются традиции народного декоративного искусства. Следуя традициям, создавая вещи своими руками, на занятиях дети возвращаются к истокам народного творчества.

С уверенностью можно сказать, что занятия по технологии дают толчок  развитию фантазии, трудолюбия, формированию художественных и творческих способностей учащихся.

 

ВЫВОД: благодаря трудовой деятельности, реализованной в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям на уроках технологии и на занятиях дополнительного образования, развития творческого потенциала и как конечная цель – воспитание творческой личности, способной развиваться в современной жизнедеятельности.

 

Библиографический список:

1. Аменд А.Ф. и др. Вернуть трудовому воспитанию достойное место в              школе// Школа и производство - М.: «Школа-Пресс 1», 2004.- №1.

2. Казанцева С.П. Развитие художественных способностей учащихся на            уроках технологии// Символ науки - Уфа: «Омега Сайнс», 2016.- №2.

    3. Толстой Л.Н. Сборник статей. М.: Учпедгиз, 1955.- 470 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Развивая себя, чувствуя в себе творческий потенциал, подростки с большей уверенностью смотрят в завтрашний день

Развивая себя, чувствуя в себе творческий потенциал, подростки с большей уверенностью смотрят в завтрашний день

Третий компонент творческий – обеспечивает творческое отношение к учебному предмету и включенность в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятельности учащегося, совпадающий…

Третий компонент творческий – обеспечивает творческое отношение к учебному предмету и включенность в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятельности учащегося, совпадающий…

Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными

Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными

Творчество - не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство

Творчество - не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство

Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, настойчивость, самооценка, приверженность национальным традициям

Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, настойчивость, самооценка, приверженность национальным традициям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2021