РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Габидулин А.В.
МБОУ «Русско-Янгутская СОШ»
gabidulin.77@inbox.ru
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать,
копировать»
(Л.Н. Толстой)
Время и общество, в котором мы сейчас живем, становится более сложным, интересным, противоречивым и требует нестандартного подхода к решению различных задач. В условиях инновационного развития общества, государство испытывает потребность в гражданах с принципиально новым жизненным подходом. С каждым годом на рынке труда растет спрос на квалифицированные кадры, обладающие яркой индивидуальностью и творческими качествами, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Таким образом, проблема всестороннего развития подрастающего поколения актуальна, как никогда.
Основной груз ответственности за воспитание творческой и креативно мыслящей молодёжи лежит на системе образования. Поэтому, при проведении модернизации образования большой акцент делается на его качестве и подготовке ученика к творческой деятельности.
Особая роль в формировании личности отводится учебной деятельности в рамках предметной области «Технология», которая в наибольшей степени способствует раскрытию и развитию творческого начала обучающихся, способствует их социализации, как в классе, так и в обществе в целом.
В обществе растет прослойка людей, занятых в самых различных сферах деятельности, осознающих, что будущее нуждается в новом, лучшем мышлении и важную роль в этом должно сыграть умение трудиться, работать в команде, творчески подходить к выбранному делу. Именно поэтому формирование творческих способностей является сейчас одним из условий социализации учащихся в современном обществе. Развивая себя, чувствуя в себе творческий потенциал, подростки с большей уверенностью смотрят в завтрашний день. Они легче и без больших для себя потерь проходят самые сложные периоды становления личности.
На основе этого можно сформулировать основные задачи развития творческих способностей учащихся:
· приобщить учащихся к творческой работе;
· привить интерес к творчеству, поиску, инициативе, исследованию;
· развить навыки созидания, самореализации.
Развитие творческих способностей обучающихся предполагает формирование у них важнейших умственных и практических навыков, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
Понимая под творческими способностями интегративное качество личности, включающее мотивационный, деятельностный и творческий компоненты, обеспечивающие предрасположенность и готовность к деятельности по созданию оригинального продукта и содействующие самореализации личности, мы рассматриваем обучение технологии с позиции формирования творческих способностей.
Первый компонент мотивационный – это отношение детей к творческой деятельности, способствует развитию познавательных мотивов и интересов учащихся, актуализирует индивидуальные потребности, склонности к творческой деятельности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового. Это есть творческая направленность личности учащихся.
Второй компонент деятельностный – фиксирует включенность учащихся в различные виды творческой деятельности: решение проблемно-творческих задач и выполнение творческих заданий, проектирование, моделирование и другие виды, связанные с творческим мышлением.
Третий компонент творческий – обеспечивает творческое отношение к учебному предмету и включенность в творческий поиск по реализации замысла и идеи, определяет стиль деятельности учащегося, совпадающий с интересом к технологии, и творческую самостоятельность, способствует проявлению творческого воображения [1].
В своей работе стараюсь действовать во всех направлениях, подстраиваясь под каждого обучающегося, стараясь найти нужный подход. Основой для развития творческих способностей считаю моделирование и конструирование различных изделий. В рамках своей программы ежегодно с учениками принимаем участие во многих акциях и проектах поселкового и районного масштаба.
Например, в 5 - 6 классах проводим акцию «Накормим птиц зимой». Участвуя в этой акции, мои ученики изготавливают кормушки из различных подручных материалов и устанавливают их на территории школы. В течение зимы дети младших классов постоянно наблюдают за птицами и подкармливают их.
В 7 классе стало традицией изготавливать подарки своими руками ко Дню Победы. Свои замыслы они реализуют в изготовлении изделий, которые могут быть самыми разнообразными, от военной техники до различных наград.
В 8 классе изготавливаем бизиборды для детского сада. Это игровая развивающая доска с расположенными на ней различными деталями и элементами, безопасными для игры детей. Такие детали способны передвигаться, открываться и закрываться, щелкать, вращаться, светиться и мигать, издавать звуки. Это интересно детям и мотивирует учащихся к их изготовлению, ведь у многих в нашем сельском детском садике находятся младшие братишки или сестренки.
Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективной поделки ребята учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, что составляет одну из основных сторон культуры труда.
Например, при изготовлении кухонного набора между учащимися 5-7 классов происходит разделение изделий кухонной утвари по степени сложности. Учащиеся 5 класса изготавливают разделочные доски различные по форме и размерам; учащиеся 6-7 классов изготавливают полочки кухонного набора с применением пропильной резьбы; учащиеся 8 класса вытачивают толкушки, скалки, лопаточки для теста и солонки с применением глубокого точения на токарном станке по дереву. Наша продукция пользуется большим спросом на районных ярмарках-распродажах, причём учащиеся сами реализуют свои изделия. Это не только формирует у них зачатки предпринимательской деятельности, но и является сильнейшим стимулом к выполнению поставленной цели, повышению качества изделия.
Ежегодно мои ученики принимают участие в выставках декоративно-прикладного творчества, районных и областных творческих конкурсах, в которых реализуют свои проекты: «Сельский дом», «Детский стул-трансформер», «Цветник», «Детская игрушка», «Детская мебель» и др. Лучшие работы принимают участие в школьных, муниципальных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
Творчество - не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в нее и является необходимым условием развития способности к творчеству.
Управление процессом развития интеллектуальных и художественных способностей учащихся может осуществляться не только на уроке, но и во внеурочной образовательной работе. В процессе дополнительного обучения в рамках развивающей программы «Молодые столяра» ребята овладевают технологическими знаниями и практическими умениями. В результате освоения программы учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности. Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения - это качества, без которых немыслим эффективный труд в сферах науки, производства, обслуживания.
Важная задача учебных занятий по технологии - формирование у учащихся художественного отношения к работе [2]. Важно выбрать и применить совокупность методов, которые были бы адекватны содержанию творческого проекта, его стилистике и направленности. Выполняя проектные работы, школьники, используя полученные знания и навыки, составляют представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике, приобретают опыт решения нетиповых задач. Спроектировать трудовой процесс, значит, определить наиболее рациональную совокупность и последовательность действий, необходимых для его эффективной реализации. В процессе практической работы важно закрепить способность самостоятельно выполнять то или иное задание.
По мере приобретения трудовых умений, ребенок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретает уверенность в своей способности преодолевать трудности.
Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, настойчивость, самооценка, приверженность национальным традициям. Ведь самое ценное в изделиях художественных промыслов то, что в них сохраняются и продолжаются традиции народного декоративного искусства. Следуя традициям, создавая вещи своими руками, на занятиях дети возвращаются к истокам народного творчества.
С уверенностью можно сказать, что занятия по технологии дают толчок развитию фантазии, трудолюбия, формированию художественных и творческих способностей учащихся.
ВЫВОД: благодаря трудовой деятельности, реализованной в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям на уроках технологии и на занятиях дополнительного образования, развития творческого потенциала и как конечная цель – воспитание творческой личности, способной развиваться в современной жизнедеятельности.
Библиографический список:
1. Аменд А.Ф. и др. Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе// Школа и производство - М.: «Школа-Пресс 1», 2004.- №1.
2. Казанцева С.П. Развитие художественных способностей учащихся на уроках технологии// Символ науки - Уфа: «Омега Сайнс», 2016.- №2.
3. Толстой Л.Н. Сборник статей. М.: Учпедгиз, 1955.- 470 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.