Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сорум»
Из опыта работы
Развитие творческих способностей у детей –логопатов
Подготовила:
учитель-логопед Мутина О.А.
Традиционная система коррекционной работы не всегда дает возможность осуществлять влияние на личность ребенка, не позволяет обеспечить в полной мере развития творческих способностей детей – логопатов. Дети, имеющие речевую патологию, часто бывают заторможены, испытывают страхи или наоборот – суетливы, развязны. У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, а именно - драматизация.
Театрализованная деятельность обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку она объединяет в себе многие виды искусства: танцы, пение, художественное исполнение. Это творческий вид деятельности способствующий, повышению языковой и креативной компетентности ребенка. Участие ребенка в театральных постановках, творческий характер его деятельности, привлекательность этой деятельности, открывает для дошкольников новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизвестное, возможности становиться сильным и прикладывать необходимые усилия, направленные на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией. Такая деятельность, укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе, изменяет характер влияния нарушений речевой деятельности в целом.
Можно выделить задачи коррекции речи, решаемые через театрализованную деятельность детей с нарушением речи
* Совершенствование познавательных процессов.
* Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
* Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.
* Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.
* Овладение импровизационными умениями.
* Закрепление, активизация и обогащение словаря.
*Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
*Воспитание звуковой культуры речи.
* Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.
* Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.
*Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию
*Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм
Выделяются основные направления работы с детьми.
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки и скороговорки
Пластические этюды
Мимические этюды
Упражнения на воображение
Упражнения на напряжение и расслабление мышц
Упражнения на имитацию движений
Упражнения на активизацию словарного запаса
Упражнения на интонационную выразительность
Упражнения на формирование разговорной речи
Упражнения на отбивание ритма
Упражнения на речевое дыхание
Игры со словами и без слов
Хороводные игры
Подвижные игры с героями
Обыгрывание эпизодов
Инсценирование сказок, потешек, стихов
Показ театрализованных представлений
Методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка
*театрализованные игры – этюды;
*речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
*игры – драматизации;
*игры в кукольный театр;
*инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
*обогащение зрительного театрального опыта;
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Кроме этого, театрализованная деятельность имеет большую коррекционную значимость. Эмоциональные переживания, испытываемые детьми - логопатами в процессе разыгрывания сюжета, помогают переступить барьер - преодолеть трудности и отклонения в речевом развитии. При этом активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной работы. Работа по данной теме проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Распределяя роли, мы с воспитателями учитываем речевые возможности каждого ребёнка. При подборе текстов сказок стараемся избегать звуков, которые дети ещё не умеют произносить правильно, и сложных по структуре слов (иногда даже заменяем слова на более лёгкие).
Начинаю разучивать стихи, сказки, инсценировки после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребёнку. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях переставляют слова, заменяют их другими словами или опускают.
При подборе песенного и танцевального материала музыкальный руководитель подбирает небольшие по объёму и мелодичные произведения в спокойном темпе.
Игровая деятельность, используемая на занятиях, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, воображение детей.
Как правило, дошкольники редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1--2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с полутора лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз.
Поэтому мы с ребятами старшего дошкольного возраста готовим и показываем инсценировки для детей младшего возраста. Готовим разного вида театральные постановки и показываем их малышам, сверстникам, ну и, конечно, родителям.
Начинаем работу с простейших стихотворений, всем знакомых, например, стихи А. Барто. Так детям легче начать свою сценическую практику. Так в этом году у нас уже прошел праздник «Моя любимая игрушка». Затем переходим к более сложным стихотворным произведениям, где детям предстоит выучить стихотворение и представить его зрителям так, чтобы было «все понятно и интересно слушать». В конце сентября в детском саду прошел отборочный тур к смотру –конкурсу «Воспитателя люблю и стихи ему дарю», на котором была выбрана Т. Полина уже для выступления на районный конкурс. Теме «Семья» в этот раз были посвящены стихи и инсценировки, в которых ребята показали свои творческие способности. Также силами наших ребят был подготовлен концерт для работников дошкольного образования. Следующим этапом мы с детьми готовим инсценировки сказок. Тоже сначала учимся на простых, например «Курочка Ряба»(магнитный театр) Где проговариваем мимику, жесты, речь каждого героя, учимся выразительно интонировать голоса героев сказки. Учимся использовать образные выражения при пересказе сказки(вот и сказке конец) Учимся выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
Затем показываем готовые произведения малышам, нашим благодарным зрителям.
В нашей «копилочке» уже есть праздник по произведениям С. Маршака. Мероприятие было посвященно дню рождения Маршака и очень запомнилось детям. С детьми мы готовили сказки по безопасности (перед летним – оздоровительным периодом, дети были горды тем, что рассказывают правила поведения сверстникам, как надо себя вести в различных ситуациях и как нельзя поступать) На «Праздник птиц» дети приготовили интересные рассказы о птицах, живущих в нашей местности. Праздник знакомства с профессиями тоже был познавательным и увлекательным, где дети ярко представили профессии, существующие в нашем городе «Мастерславль».
Яркими всегда становятся конкурсы - чтецов, посвященные Дню Победы. Дети стараются рассказать стихи так, чтобы было все понятно для малышей, четко, внятно, громко и «чтобы захотелось плакать»
Родители наших воспитанников не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей.
Совместно с детьми они читают произведения, просматривают видеофильмы, рекомендованные педагогами по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Участие ребенка - логопата в театральных постановках, творческий характер его деятельности, привлекательность этой деятельности, открывает для дошкольников новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможности прикладывать необходимые условия, направленные на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.
Театрализованная деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов, изменяет характер влияния нарушений речевой деятельности на деятельность в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.