Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Доклад на тему:
( в рамках заседания ШМО учителей начальных классов и учителей надомного обучения)
Подготовила: Филиппова Н.В.
учитель начальных классов
2018 г.
Внутренний мир ребенка с особенными потребностями развития – очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь раскрыть, понять им свое Я, и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
В силу общего психофизического недоразвития, инертности нервных процессов в своих работах дети с ОВЗ не проявляют фантазии и творчества. Трудности возникают и в сфере использования свободного времени и адекватном определении своего места в коллективе.
Таким образом, главной целью является формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Задачи, способствующие достижению цели:
· развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;
· формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;
· совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
· стимулирование интереса к прикладному творчеству;
· воспитание нравственных качеств личности детей.
Осуществляя педагогическую деятельность, применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:
· метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
· метод диалогичности (позволяет детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
· метод сравнений (для активизации мышления);
· метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
· метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
· метод привлечения жизненного опыта детей;
· метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных);
· визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
· словесный метод;
· наглядный метод.
Формы работы:
-индивидуально практическая деятельность на индивидуальных занятиях;
-коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;
-проведение тематических, конкурсных мероприятий;
-игровые формы работы – пальчиковые игры со стихами, загадки, ролевые диалоги, игры в добрые и ласковые слова.
Ожидаемые результаты:
В творческом процессе дети с ОВЗ:
· учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении.
· ими обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.
· получают ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
· обретают атмосферу доброжелательности, общения и защищённости
· получают индивидуальную и групповую коррекцию
Я заметила, что наиболее ярко особенности творческого развития обнаруживаются при изготовлении ими поделок по наглядному образцу на уроках труда, где учащиеся действуют в системе развернутых и внешне четко обозначенных требований.
При использовании дидактического материала на уроках придерживаюсь ряда требований:
1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
2. Осуществляю руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
3. Игры, задания, упражнения применяю как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
4. Практикую создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
5. Необходимо сочетаю наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
6. Произвожу варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.
При этом осуществляю индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал преподношу небольшими дозами; его усложнение осуществляю постепенно. Так как такие дети быстрее утомляются, то переключаю содного вида деятельности на другой. Кроме того, вношу разнообразные виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов.
Особое внимание, по моему мнению, следует обратить на создание благоприятного психологического климата в процессе развития и обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика.
Для развития творческих способностей детей недостаточно только урочной формы обучения. Необходимы дополнительные, внеурочные формы образовательной деятельности.
При развитии творческих способностей детей с ОВЗ на внеклассных занятиях поставлена задача: сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармонического развития детей, в основе которого лежат эстетические средства, опирающиеся на творческую активность на занятиях труда. При проведении занятий используются игры, стихи, сказки, загадки, музыка, одновременно осуществляется развитие речи и лингвистическое мышление ребенка,
Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Например, при работе с бумагой можно сделать однослойную и многослойную аппликацию, выполнить объемное моделирование из картона. На занятиях идет обобщение накопленного детьми умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень. На каждой новой ступени познания дети возвращаются уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод « забегания вперед» и «возвращения к пройденному».
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином. Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”. К данной технике наиболее часто возвращаются дети при изучении темы «Овощи», «Растения», «Транспорт» и т.д.
Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребёнок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать.
Одним из интереснейших видов художественной деятельности, является работа с бумагой. Дети выполняют работы в различной технике (аппликация, плетение, мозаика, вырезание, моделирование из картона). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Поздравительная открытка», «Геометрическая аппликация», «Предметная аппликация», «Сюжетная аппликация», «Объемная аппликация» «Растительный орнамент» и другие. Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. Они развивают у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус.
Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники(рисование пластилином, свечой; раскрашивание объемных моделей, коллаж с применением крупы, семян, пуговиц, и т.д).Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Работа
с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи,
формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе,
самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в
себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Дети активно
включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные
работы.
Как показал опыт, использование нетрадиционной техники выводит
ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них
интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает,
помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать
смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка. Любую выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любимые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность способствует развитию у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей.
Все дети рождаются со своими природными задатками, талантамии возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.
Дети с ОВЗ должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.