«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС»
Введение
1.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В.А. Сухомлинский писал:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».“Быть всегда творческим – значит быть всесильным.” – говорилМарк Фише.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
2. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто
взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и,
если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как
показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть
дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго
творческиеспособности.
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих
способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь
педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для
самореализации. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие
окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и
творит её. Полученный результат эстетически эмоционально
привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам.
После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он
непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и
гармония войдут в его жизнь.
3. В своей работе большое внимание я уделяю развитию творческих способностей в трудовой деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».
Любая учебная работа ребенка должна быть доведена до результата. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.
4. Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
Статья: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии»
Основная часть
Сегодня уже становится понятно, что успешности учения способствует творчество, т.е. процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, посредством, которого, можно стимулировать мотивацию учения, активизировать образовательный процесс, и выполнить социально-общественный заказ - воспитать мыслящего, созидающего, востребованного, успешного, гуманного человека. Нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе – творческое мышление, без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.
Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу творческая направленность (креативность) врождённо свойственна всем, но теряется большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. И поэтому цель своей работы я вижу в активизации творческого потенциала каждого ученика, который переступает порог кабинета географии. А так как «Великая цель образования – не знания, а действия!» (Г. Спенсер) и в основу творчества положена самостоятельная деятельность учащихся, значит и в усилении деятельностной составляющей учебного процесса. На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения сводятся к – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.
Доказано, что познавательная задача охотнее принимается учащимися, если предшествующей работе подготовлена соответствующая почва - созданы положительные отношения к учёбе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету .Так же коллективное решение задачи, способствуют активизации умственного поиска учащихся.
Следовательно, чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести: пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое; творческое мышление; способность находить и выражать оригинальные идеи; изобретательские порывы и богатое воображение; интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей; гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях. Так как формирование этих способностей неразрывно связано с проблемно – исследовательскими методами обучения. Использование технологии проблемного обучения служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности). Эти все качества характеризуют творческого человека.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Эффективным средством здесь выступает проблемное обучение. Проблемные задания имеют, как правило, личностно – развивающий характер и естественно возникают из их опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность «растормозить» механизм его мышления.
Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память учащихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний – это процесс творческий. Что же такое творческий процесс? Самая главная его характеристика – это умение, способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Ученые выделяют следующие фазы творческого процесса: попытка использования для решения проблемы имеющиеся знания и средства, столкновение с трудностями; снижение степени осознанности деятельности и поиск решения интуитивно (тем не менее, багаж знаний по проблеме необходим); логическое обоснование решения и его обобщение.
Часто творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов:
Ученик ставит задачу и собирает необходимую информацию. Ученик изучает задачу с разных сторон. Ученик доводит начатую работу до завершения. Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому учитель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.
Проблемное обучение в преподавании географии. Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового или эвристического, проблемного изложения, исследовательского.
В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы: осознание проблемы, вскрытие противоречия; формулирование гипотезы исходя из данных условий; доказательство гипотезы; общий вывод.
Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы
Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить памятку.
Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску её решения и, что считается особенно важным, деятельности в соответствии с найденным решением.
Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жёстких указаний. В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации: Выдвижение проблемного вопроса. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного. Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту. Создание парадоксального факта.
Демонстрация опыта или сообщения о нём как основа для создания проблемной ситуации.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий:
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Например, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта меньше, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. Например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?». Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Раскрывая эту гипотезу учащихся высказывают свои суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение.
Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»
При планировании проблемного урока необходимо тщательно продумывать вопросы и задания, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их - правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии: анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать), попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки, проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме. Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.
Три основных типа затруднений возникают у учащихся в ходе творческого процесса:
Информационно-исполнительские затруднения. Это тип затруднений учителю наиболее привычен. Если ученик что-то не знает или не умеет, то вполне естественно ему в этом помочь. Не составляет исключения и творческий процесс. Однако помощь целесообразно оказывать не сразу, а после того, как становится очевидным, что ученик самостоятельно не справится. Следует учесть, что помощь учителя снижает уровень проблемности. Если помощь оказывается такой, что вообще снимает проблемность, то творческий процесс разрушается. В связи с этим целесообразно такое разъяснение учителя, которое сохраняет определенную проблемность, то есть учащиеся узнали какие-то элементы, о чем-то догадались, но еще не разрешили проблему.
Интеллектуальные затруднения. Затруднения этого типа возникают в случаях, когда учащиеся все знают для того, чтобы найти выход из проблемной ситуации, но не могут догадаться, как это сделать. При возникновении интеллектуальных затруднений бывает полезным разъяснение учителем некоторых приемов мышления, например, показать, что для сравнения необходимо выделить критерии. Если какой-то признак выделяется в качестве главного, то для этого должны быть основания.
Личностные затруднения. Затруднения данного типа связаны с глубоким личностным переживанием учащихся, которые характерны для творческого процесса. В связи с этим, многие психологи привычную для нас ситуацию называют проблемно-конфликтной. Творчество, исследовательская деятельность тесно связаны с внутренним конфликтом, который заключается в остром желании решить проблему и параллельно отсутствием готовых средств для этого. Кроме того, успех решения во многом зависит от способности учащихся к сотрудничеству. Если в классе сформировалась нездоровая конкуренция, то творческий, исследовательский процесс будет затруднен. Не способствует творчеству и безразличное отношение учащихся друг к другу. Важно, чтобы результатом было не решение самим учителем рассматриваемой проблемы, а активизация деятельности учащихся.
ВЫВОД: Таким образом, для обеспечения развития творческих способностей учащихся целесообразно использование проблемного метода обучения, в основе которого лежит использование в целях развития противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений, навыков. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию творческих способностей. Результаты проведённого анкетирования и тестирования показали, что успешное формирование творческих способностей достигается путём организации проблемного обучения.
Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.
Творческая работа-это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс творчества, он приносит им радость.
Развитию творческих способностей учащихся способствуют уроки - КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, и конечно, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная.
Методика развития творческого мышления и творческих способностей школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС
Аннотация. В данной статье представлены примеры формирования креативного мышления школьников на уроках географии. Креативность – это способ мыслить и действовать, в основе которого лежит творчество, неординарное принятие решений и действий, наиболее адекватно и эффективно реагирующих на возникшую ситуацию. Приведены примеры решения творческих задач на уроках географии, разработка урока в соответствии с методикой ТРИЗ.
Ключевые слова: творческое мышление, креативность, проблемное обучение, творческий метод.
Мышление, высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
(Определение из энциклопедии Кирилла и Мефодия)
Мы живем в эпоху глобальной перестройки общества. В педагогике это связано с переходом к новым оптимальным психолого-педагогическим системам – креативным технологиям обучения. Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности. Перефразируя слова ученого Роберта Калабы, можно сказать, что креативность есть тайна, завернутая в головоломку, спрятанная внутри загадки. Эта тема как никогда актуальна в нынешних условиях в рамках введения ФГОС. [1]
В этих активных общественных преобразований к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в которых совершенно по-новому расставляются акценты.
На первое место выдвигаются качества:
1. думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания);
2. обладать творческим мышлением;
3. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
4. практически мыслить;
5. генерировать новые идеи;
6. грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности).
Перед педагогами стоит задача перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Термин «креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания: [5]
У каждого ребенка существует потребность в творческом самовыражении. География как никакой другой предмет способствует этому: ведь пройденный путь при изучении географии подводит к осмыслению того, как люди должны вести себя на планете, чтобы сохранить ее и человечество, к осознанию личной значимости в современном мире.
При формировании креативного мышления немаловажное значение имеет выбор таких форм организации работы на уроке, которые способствуют развитию творческих способностей в полной мере. Среди них можно выделить следующие: индивидуальная работа, работа в парах, работа в синектических группах. Синектические группы – это группы людей разных «специальностей». На уроках географии ребята могут быть климатологами, геоморфологами, гляциологами, журналистами и режиссерами. Они встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Синектическую группу можно сформировать по психологическим особенностям в зависимости от черт характера. Оптимальная численность группы 5-7 человек. Целью деятельности таких объединений является поиск творческого решения той или иной ситуации или проблемы.
Технология креативного мышления имеет особенности организации учебных занятий.
Приведу пример урока «Вулканы» в 6-м классе в виде блоков. Урок рассчитан на 2 академических часа.
Блок 1. «Мотивация».
Демонстрация опыта «Извержение вулкана».
(Слепить из пластилина гору с отверстием, в отверстие ставится бутылка с окрашенным в красный цвет уксусом. В уксус насыпать соду. Сода реагирует с уксусом и вырывается наружу, о каком грозном явлении пойдёт речь?)
В ходе эксперимента учащиеся догадываются, какую тему будут изучать на уроке.
Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. По каким причинам происходит извержение вулкана?
Блок 2. «Содержательная часть».
В пределах урока ребятам нужно стараться познать особенности внутреннего строения Земли, вспомнить, что в верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется магма расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм.
Что же такое вулканы? (Работа с понятием)
Строение вулкана.
Изобразить схему «Строение вулкана». Анализ схемы. Найти вулканы на физической карте полушарий. Дети выясняют по карте, что вулканы могут быть действующими и потухшими, а ещё и уснувшими. Ребята выполняют схему.
Могут ли вулканы находиться под водой? В каких точках земного шара может распространяться вулканизм? Есть ли вулканы в нашей местности, обосновать ответ.
Блок 3. Разгрузка.
В
структуре креативного урока важное место занимает отдых. Психологическая
разгрузка необходима для снятия мыслительного напряжения и повышения
эмоционального состояния ребенка, что непременно влияет на отношение ребенка к
изучению материала. В данном уроке отлично подойдет «Игра-улыбка». Каждый
обучающийся дарит свою улыбку соседу по парте. Также эффективно подойдет
гимнастика для глаз с целью предотвращения развития патологических состояний,
поскольку в школьном возрасте при не соблюдении правил гигиены, очень сильную
нагрузку испытывают глаза.
Блок 4. Головоломка.
Главная цель головоломки, по мнению М. М. Зиновкиной, является развитие парадоксального мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. В качестве простейших головоломок могут быть использованы различные тематические ребусы.
рис №1. «Магма». Рис. №2 «Вулкан».
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Для интеллектуальной разминки характерна целая система творческих заданий. В рамках урока приведены несколько примеров.
Эффективно позволяет развивать любознательность, чувственность к проблемам нашей планеты и умение прогнозировать задание на формулирование целенаправленных вопросов и по ответам на них выявлять предмет, это упражнение «горящий стул». Сущность упражнения заключается в определении объектов, записанных на доске или лежащих на столе. При этом один учащийся не видит эти предметы, тогда как его одноклассники формулируют вопросы характеризующие данные предметы, не используя название самого предмета. Отвечающий ученик пытается назвать данный предмет.
Задуматься об основных причинах и последствиях событий позволяет упражнение на выдвижение гипотез. Так, например можно смоделировать ситуацию проснувшихся вулканов в Европе. На уроке было уместно спрогнозировать последствия активного вулканизма.
Блок 6. Содержательная часть.
В пределах данного блока необходимо разобрать с учащимися, какие сопутствующие природные явления находятся в сейсмических районах. Выяснить причину.
В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники.
Почему они расположены именно в этих районах?
Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.
Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами.
Чем же объяснить эту загадку природы?
Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.
Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.
Как гейзеры могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека? Выяснить отрицательное и положительное значение вулканизма.
Блок 7. Компьютерная игра.
Использование КИМ на уроке неотъемлемая часть познавательного процесса современного школьника. Важно, чтобы работа носила не только репродуктивный характер, но и позволяла углублять идеи заложенные в мотивационных заданиях. В данном задании ребенок может моделировать ситуацию и прогнозировать ее исход.
Например: работа с интерактивной картой «Строение земной коры», предположить, в какой точке планеты могут образоваться вулканы, почему?
Блок 8. Резюме.
На этом наш урок познания и творчества заканчивается. Сегодня мы с вами постарались ответить на многие вопросы, побывать экспериментаторами, заглянуть в тайну тектонических процессов, протекающих внутри Земли. Оценивание ребятами своего эмоционального состояния после урока осуществляется при помощи техники «рожицы». Ребята выбирают разложенные рядом со стендом рожицы и приклеивают их на стенд. Также применяется таблица оценивания, включающая графы:
- Я доволен своей деятельностью на уроке.
- Разобрался, но не во всем.
- Ничего не понял.
На позитивной ноте благодарю всех за внимание и не прощаюсь!
В данном уроке была попытка воплотить основные концепции развития творческого мышления и креативности личности. Пока еще методы творчества на уроках географии применяются не повсеместно, поэтому предстоит огромная методическая работа автора, что является перспективой на будущее.
Такая продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. Личностный подход педагога предполагает развитие креативных способностей школьников в процессе деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. Обобщая опыт работы, предпринимается попытка разработать творческие задания, ориентированные на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий.
Технология проблемного обучения – путь к творческому мышлению.
Для обеспечения условий развития личности ученика и формирования у него нестандартного мышления, навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, содержание образования предполагает широкое использование на уроках географии творческих методов обучения.
Творческий метод – путь к развитию мышления. Развивать мышление – значит, формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию, сопоставление, выявление сходства и различий, выявление существенных свойств предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их. Считаю, что наиболее успешно формирование этих умений происходит в процессе проблемного обучения, которое основано на определенном понимании логико-психологических закономерностей развития мышления и творческих способностей в целом. Мышление начинается с проблемного вопроса, удивления или недоумения. Этой проблемой определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, направленный на решения задания, задач, вопросов.
Основным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, где ученик наталкивается на что-то непонятное, неизвестное. Это новое и неизвестное должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. Мышление невозможно, если у учащихся нет потребности в решении проблемной ситуации, отсутствуют исходные задания, необходимые для поиска.
К методам проблемного познания относятся:
Частично-поисковый метод решает проблему в 4 этапа.
География 7 класс. Тема: «Природа Антарктиды»
Проблемный вопрос учащимся «Почему Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?»
1этап. Ученики вскрывают противоречия, заложенные в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.
Они знают, что морозы на материке существуют круглый год, что здесь находится полюс холода Земли (-89), знают почему. А почему же Солнце жестоко? Рассуждают:
Таблица
Причина
Следствие
Долгая полярная ночь
Сильное выхолаживание материка
Поднятие материка из-за льда на 2км
Чем выше, тем холоднее
Льды и снег, покрывающие материк
Отражение лучей от поверхности
Если Солнце высоко над горизонтом
Жарко
Над Антарктидой солнце низко
Солнце жестокое (в чем это проявляется? Случаи ожогов)
Так ученики выявляют противоречия между сложившимися противоречиями и новыми фактами. Это противоречие может быть решено с помощью гипотезы. Итак, первый этап решения проблемы – формирование гипотезы.
Звучит примерно так: низкое солнце над горизонтом в Антарктиде не должно обжигать кожу лица. Видимо, Антарктида получает много тепла.
2 этап – формулировка проблемы
3 этап – решение проблемы
Доказательство гипотезы. Учащиеся используют знания, полученные ранее. Они знают, что полярный день длится долго, значит тепла материк должен получить много, воздух здесь чистый, прозрачный, высота материка 2км, а кое-где выше 4 км, значит, солнечные лучи проходят меньший слой воздуха, материк лежит как бы «ближе к Солнцу». Вывод из сказанного во время дискуссии.
4 этап. Вывод: «Да, Солнце может обжигать кожу лица и других частей тела»
Исследовательский метод в развитии творческого мышления (наглядно-действенного, причинного и эвристического) чаще применяю в старших классах, где предлагается учащимся самостоятельно решить проблему. Через ролевую игру, работая в группах ученики ищут решение проблемы «Где бы вы построили алюминиевый завод? Почему?» при изучении «Западно-Сибирского экономического района». Геологи определяют и рассчитывают ресурсообеспеченность, на сколько лет хватит запасов месторождений. Экологи составляют прогноз на возможное загрязнение окружающей среды. Проектировщики выбирают место строительства завода с учетом факторов размещения. В процессе дискуссии
определили место строительства завода около Сургута:
Алюминий должен получится недорогим.
Ребенок, который обучается по репродуктивно-информационному типу,
получает много информации, которую не в силах не только усвоить, но и применить. И перед самыми простыми задачками дети пасуют.
Поэтому моя цель - вооружить ученика знанием методов, подходов, алгоритмов для решения задач разного уровня сложности и находящихся на стыке разных наук. Используя подобный подход, обучение становится процессом, который приносит удовольствие, ориентирует ученика на успех.
Сама возможность генерировать идеи, преодолеть инерцию мышления позволяет настроить учеников на творчество.
Например:
8 класс. Тема «Внутренние воды»
Почему в Якутии дома строят на сваях?
11 класс. Тема «Китай»
В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных
угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель
тучи песка, на 90 % состоящие из мелкозернистых частиц
извести, обрушиваются
на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству.
Ураганы здесь случаются 80 раз в год.
Как защитить пашню от бурь?
Учащиеся учатся составлять конкретные вопросы, выявлять причины и последствия, отбирают наиболее важные признаки, обобщают и делают вывод. Иногда приходится помогать и подсказывать детям. Принимаются все предложенные варианты, что приводит к фантазии, творческому подходу в решении проблем.
Школьный курс географии требует опоры на большое количество разнообразных средств обучения. Изучая географию, школьники знакомятся с природой, населением и народным хозяйством России и других стран, изучают строение земной коры и атмосферы, постигают тайны далекого прошлого нашей планеты, выполняют различные виды практических работ в классе и на местности и т. д. Все это требует систематического привлечения разнообразных средств обучения – карт, таблиц, картин, коллекционных материалов, приборов, инструментов с использованием ИКТ-технологий.
Нельзя отрицать, что каждый урок географии – это новое открытие, новый поиск, новое путешествие. Повысить интерес к поиску, путешествию, которое обязательно должно заканчиваться успешно, можно через создание и использование на уроках компьютерных презентаций.
Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, реализовать свое «Я», создает ситуацию успеха, развивает творческое мышление. Использование компьютера на уроке географии делает урок наглядным и выразительным.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, задействуй меня и я пойму»
В школьном деле учитель центральная фигура. Высота уровня школьного преподавания, его качество больше всего зависит от качества самого учителя.
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях перехода к ФГОС Современная школа всё настойчивее выдвигает на передний план образ выпускника как человека культуры, наделённого активной жизненной позицией, с широким общим и достаточно развитым для успешной социализации коммуникативным интеллектом Человек культуры… это взаимодействие на уровне сотрудничества и диалога, взаимопонимания и доброжелательности; это высокая духовность и нравственность, интеллект и творчество; это многогранный внутренний мир, открытый красоте и созиданию. Значительные изменения в системе образования в условиях перехода к новым образовательным стандартам требуют модернизации дидактической системы обучения. Одно из актуальных направлений модернизации связано с реализацией идеи развития воспитательной направленности школьного географического образования через моделирование современного урока географии, которое обусловлено задачами стимулировать самостоятельность учащихся, развивать стойкий познавательный интерес к географии, положительные мотивы к обучению. Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которое будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной мыслительной активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению. В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых. Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляют учебные действия: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Учитель активно включает в работу приемы: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Каждый учебный предмет является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В географии ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Основная задача географии - изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами. Уникальность географии состоит в том, что она принадлежит одновременно к общественному и естественному циклу дисциплин; имеет мировоззренческое значение и особый метод познания — территориальный подход. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Требования к результатам обучения Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества; осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты обучения географии: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; - поддержка способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умений управлять своей познавательной деятельностью; - формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. У выпускников школы формируются умения: - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; - оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление; - ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметные результаты обучения географии: • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф Для реализации главной цели образования - формирования активной творческой личности учителю необходимо грамотно организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Главной целью географического образования является формирование активной творческой личности. Вклад школьной географии определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. География — единственный школьный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей. Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности. Возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства родного края, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Учитель географии выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции. В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция – самосовершенствование. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом. Организация научно-исследовательской деятельности школьников проводится с учётом психолого-педагогических возрастных особенностей детей и различается по уровню исполнения, содержанию целей и задач, протяжённости по времени, сложности исследования или эксперимента, но логика проведения такого вида работы остаётся одинаковой для всех. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение учебно-воспитательного процесса, относится метод проектов. Он сегодня является одним из популярнейших в мире, т.к. позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями». Применение информационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение нового материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка; - формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно, разработана целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам географии. Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике. Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. Современные дети хорошо владеют компьютером. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Учащиеся должны выполнять научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций. Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. Таким образом, сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. Анкетирование учащихся показывает, что отдается предпочтение таким урокам, как путешествие, игра, урок-деловая игра, практикум, семинар, эксперимент, фантазия, пресс-конференция, зачет, смотр знаний, интегрированный урок. УУД учащихся формируются на современном уроке. Для этого при планировании урока четко определяется цель, формулируются задачи, этому учатся школьники; более 50 % времени на уроке отводится на организацию активной, самостоятельной деятельности учащихся; дети учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Работа на уроке организуется в разных режимах: коллективном, группой, парами, индивидуально, ставятся проблемные вопросы, активизируется самостоятельный поиск ученика. |
Ссылки на источники
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998.
2. Баженова И. Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1998.
3. Бояркина В. И. Интеграция предметного содержания образования в подростковой школе на основе ТРИЗ. – Усть-Илимск, 2002.
4. Быков В.В. Методы науки. – М.: Знание, 2004.
5. Верткин И.М. Бороться и искать… О качествах творческой личности. Сб.: Нить в лабиринте. – Петрозаводск: Карелия, 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.