Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательных организаций на уроках английского языка
Иностранный язык, как предмет, изучаемый в школе, должен вносить свой образовательный вклад в развитие творческих способностей школьников. Имея большой развивающий, образовательный, воспитательный потенциал умственных и творческих способностей учеников, иностранный язык, может осуществлять его только в ходе реализации практического процесса обучения, то есть только в том случае, если ученик во время реализации коммуникативно-познавательной деятельности (чтение, говорение, письмо) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, улучшать мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе реализации иноязычной коммуникации будут оформляться личные ценностные качества личности: формирование мировоззрения, нравственные принципы и ценности, убеждения, а также черты характера. Многие авторы и методисты откликаются на данную проблему в процессе поисковой деятельности, заключающейся в проблеме использования английского языка для формирования творческих навыков в ходе учебного процесса. Однако проведенный анализ научно-методической литературы показал, что специальных исследований, посвящённых изучению роли иностранного языка, в частности, занятий по английскому языку как средства формирования творческих способностей, практически нет.
Актуальность данного исследования вызвана тем, что в современном мире важно не только быстро находить пути решения из сложившихся ситуаций, но и предлагать необычные, кардинально новые пути решения различных проблем. Современное общество нуждается в людях, которые умеют мыслить и действовать нестандартно, подходить к любому делу творчески. Именно школа является платформой для получения определенных навыков, умений, способностей обучающихся к будущей жизни в обществе. Исходя из этого, школа должна идти в ногу со временем и реагировать на все изменения, происходящие в обществе.
Согласно ФГОС ООО и ФГОС НОО, современная школа должна ориентироваться на всестороннее развитие личности, которая подразумевает под собой необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с творческой деятельностью, тесно связанной с развитием индивидуальных особенностей учащихся, их мыслительной активности. Одним из направлений основной образовательной программы основного общего образования является развитие творческих способностей. К окончанию средней школы, обучающиеся должны уметь творчески подходить к решению задач, иметь сформированное наличие мотивации к творческому труду [1; 2].
Объект исследования: процесс обучения иностранному (английскому) языку в общеобразовательных организациях.
Предмет исследования: методика развития творческих способностей учащихся общеобразовательных организаций на уроках английского языка и во внеурочное время.
Цель исследования: изучить педагогические условия и методику формирования и развития творческих способностей учащихся средней общеобразовательной школы в ходе изучения английского языка в урочное и внеурочное время.
Основные задачи:
• раскрыть понятие и принципы развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка;
• проанализировать такие процессы создания, как «креативность», «творческие способности», а также выявить наиболее необходимые из них для эффективного изучения английского языка;
• определить методику работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках английского языка и после уроков (на примере средних классов);
• дать методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в процессе работы над основными видами речевой деятельности на уроках английского языка и после уроков;
• осветить особенности детей среднего школьного возраста.
Гипотеза: эффективность формирования творческой деятельности обучающихся на уроках иностранного (английского) языка достигается при соблюдении следующих условий:
- создание специально подобранной системы упражнений;
- учёт систематизации контроля за уровнем творческой деятельности (от диагностики до контрольного среза);
- учёт психологических особенностей обучающихся.
Основные направления развития творческих способностей учащихся в обучении иностранному языку исследованы с помощью следующих методов: анализ психолого-педагогической литературы, изучение схемы постепенного формирования компонентов творческих способностей, анализ практического опыта учителей, доказывающего целесообразность применения моделей процесса творческого развития учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
1.1. Компоненты и условия формирования творческих способностей учащихся
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. Для начала нужно понять, что же такое творчество и что означают творческие способности?
Творчество – это вид деятельности, в ходе которой идет процесс создания чего-то абсолютно нового, уникального.
Творческие способности – это способности человека создавать и принимать совершенно новые идеи и решения [30].
Развитие творческих способностей школьников невозможно без обобщения материала, который используют на занятиях иностранного (английского) языка в системе образования и воспитания. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта необходимо рассматривать не только как учебную деятельность учащихся, направленную на изучение этого языка, но и как одно из условий, обеспечивающих развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном опыте и материале.
Формирование творческих способностей у подростков основано на развитии креативного мышления и особенно таких составляющих, как:
Аналитические компоненты (концептуально-логическое мышление) логика, мобильность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, умение различать и т. д.;
Эмоциональные компоненты (сенсорно-образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т. д.;
Креативные компоненты (визуально-эффективное мышление): поиск рациональных решений, нестандартность (индивидуальность, оригинальность, преодоление стереотипов), умение прогнозировать результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемое решение из возможных вариантов и возможность обосновать правильный выбор.
Развитие творческих способностей подростков на уроках английского языка будет более эффективным, если учитывать следующие условия:
· потребность в профессиональном мастерстве, компетентности учителя;
· наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методических и социально-педагогических служб;
· наличие благоприятного психологического микроклимата в школе, доверительные отношения;
· занятия проводятся систематически, проводится квалифицированное, научно обоснованное руководство по творческой деятельности детей;
· процесс формирования творческих способностей напрямую связан с учебной, познавательной и практической деятельностью;
· педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и
· психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с детьми через игру;
· использование системы личностно - и социально- значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;
· формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка [29, с. 4-5].
Учитель должен направлять учеников и помогать развивать их творческие способности на каждом уроке. Только целенаправленная тяжелая работа может сформировать определенные качества и вызвать интерес к преподаванию. Разнообразие форм дидактической работы приводит к разным целям учащихся, увеличивается время, необходимое для самостоятельной работы. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учеников к творческому труду, развивает творческое мышление, создает условия для их применения в системе профессиональной деятельности, улучшает способность к общению в устной и письменной форме и предпочитает выражение мнений, эмоций и чувств а также умение спорить. Чем разнообразнее задачи, тем эффективнее результаты.
Подходы к организации урока, направленного на развитие и реализацию творческих способностей учащихся
Основной моделью урока является идея творчества. Индивидуальность понимается как уникальность, оригинальность каждого человека. Именно она тесно связана с творчеством. Это подразумевает новые представления, новые подходы, новые решения, например, готовность отказаться от простых стандартов восприятия, мышления и поведения. Человеческая индивидуальность всегда уникальна и уникальна, а это означает, что само ее присутствие уже является проявлением чего-то нового, а осознание уникальности каждого человека — это творческий процесс.
Таким образом, творческие проявления ученика — это те, в которых он смог осознать свою уникальную индивидуальность.
Чтобы любой урок (внеклассная деятельность) был направлен на развитие и развитие творческих способностей учащихся, учитель должен руководствоваться этими принципами при его организации.
1. Принцип «пользователя».
Учитель должен использовать на уроке современные педагогические развивающие технологии, которые рассчитаны на развитие способности учащегося быть частью учебной деятельности как процесса своего развития в целом.
2. Принцип «принятия другого».
Согласно этому принципу, учитель должен первоначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися строями жизни. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объект-субъектного взаимодействия.
3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной деятельности, способствующей выявлению творческих способностей учащихся.
4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему, как и зачем учить.
5. Принцип «сотрудничества».
Обязательные условия урока, направленные на развитие творческих способностей учеников, можно сформулировать следующим образом:
1. Учитель должен принимать все ответы и реакции учащихся (устные и письменные ответы; имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственный прогресс в образовании.
3. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.
4. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
5. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.
6. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности детей.
7. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей [16, с. 14-19].
Основная цель этого урока - продемонстрировать уникальные навыки ученика. Вместо традиционной задачи ассимиляции развитие творческого потенциала ребенка — это задача жизни в ситуации, в которой эмоциональные механизмы, которые чаще всего являются препятствием на пути обычного класса, должны быть вовлечены в развитие творческого потенциала. Потенциал является центральным ядром, с которым должен работать учитель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.