Развитие творческого воображения младшего школьника в процессе работы над сочинением.
Введение
Работа по развитию речи - это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, кола должна научить своих учеников активному использованию речевых средств. Умению свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. В статье «О первоначальном преподавании русского языка» К. Д. Ушинский так определил его цели: «Во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе». Как видим, К. Д. Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка (что сегодня также относится к области развития речи) и с изучением грамматики.
Что же нужно делать, чтобы развить речь? Ушинский отвечает: «дар слова» развивается не иначе, как от упражнений. Ученики должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее - все более сложную, сначала устно, а затем и письменно. Это - сочинение. Ушинский предлагает начинать простейшие сочинения с первых уроков в школе и вести до последних, непрерывно усложняя. Главное - они должны быть самостоятельным усилием выражения мысли, «а не сшивкой чужих фраз».
Школьное сочинение - это творчество учащихся, т.к. ученик создает свой оригинальный текст. Сочинение - это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание текста, сформулировать свои мысли, изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок.
Учащихся необходимо обучать различным умениям: собирать материалы для сочинений, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям в поступках людей.
Работа над сочинением воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Процесс работы над сочинением развивает не только речь младших школьников, но и творческое воображение. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе и родному языку, совершенствует навык воплощения определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Развитие воображения детей
играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, в
формировании жизненного опыта. В силу этого необходима постоянная работа по
развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя его
для оптимизации учебной деятельности.
Решая любую мысленную задачу, ребенок использует какую-то информацию. Однако
бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного
решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в
этом случае почти бессильно без активной работы воображения.
Развитие творческого воображения младшего школьника в процессе работы над сочинением
Сочинение - это попытка ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказать свою точку зрения по каким-либо проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, обогащает язык и учит грамотности. Сочинение разрешает творить, выдумывать. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций. Таким образом, одним из направлений развития творчества является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Согласно высказыванию С.Л. Рубинштейна воображение в широком смысле слова - это любой процесс, протекающий в образах. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые фантастические объекты или явления. Например, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего в мире животного. В психологии эту способность называют фантазией.
Сочинение в школе занимает особое место, ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний - к таким условиям, какие складываются в жизни.
Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.
Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).
В зависимости от источников материала выделяются:
Во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсии, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;
Во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;
В-третьих, сочинения, где используются материал разных источников, например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта.
Особо следует отметить сочинение на основе творческого воображения - по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т.п. В сочинениях этого типа реализуется различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.[5;1]
Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.
Велика роль картины в развитии творческого воображения учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте.
Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин и по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок творческому воображению, отражая лишь один момент сюжета, описание картины. Сочинения по серии картин проводятся в 1, 2 и реже в 3, 4 классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в 1 классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Учащиеся направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики. Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт должен, создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности. Описание картины - самая трудная форма сочинения. Учащиеся описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины; во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей, творческое воображение.
Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. « В такие минуты - пишет Сухомлинский, мысль просится в слова». Он считал самыми счастливыми минутами те, в которых слово и мысль сливались в детской душе в « стремительный поток, рождая поэтический образ». В таких условиях каждый ребенок, найдя свое слово, может выразить мысль согласно своей логике осмысления взаимодействия предметов и явлений и сознательно применять правила при письме.
В начальной школе сочинение начинается с первых уроков в первом классе в виде небольших устных рассказов. Учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся. Для проведения сочинений в первом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка.
Первая ступень подготовки к сочинению - ситуация, вторая - мотивация, они порождают интерес и желание написать или рассказать. На подготовительном этапе работы определяется тема сочинения. План - это необходимая ступень любого действия. Еще одна подготовительная ступень - накопление материала.
Процесс подготовки к сочинению, разнообразен, т.к. все ступени работы над сочинением носят творческий характер.
Сочинение может быть представлено как в письменном, так и в устном виде.
Изучение родного языка и литературы вводит учащихся в мир языкового творчества: это может быть и ведение дневника, и переписка, и описание картин, и инсценирование, и выпуск газет, и сочинение пьес, и пр. Все это сочинение, творческая работа детей. Она имеет богатые возможности не только для развития мышления, речевых умений, но и для развития воображения детей. С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее.
При организации работы над сочинением учителю необходимо следовать определенной системе в обучении младших школьников. Под системой понимается последовательность методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности учащихся при их выполнении. Система работы над сочинением должна основываться на принципе «от простого к сложному» и носить обучающий характер, а также быть направлена на то, чтобы постепенно тексты детей качественно улучшались. Организовывать работу над сочинением в начальных классах рекомендуется поэтапно.
Первый этап - подготовительный, цель которого заключается в том, чтобы научить учащихся собирать и накапливать материал, соответствующий содержанию сочинения, устанавливать логическую последовательность событий, правильно конструировать предложения и обогащать словарный запас. Учитывая то, что в первых классах дети, еще не овладели техникой письма, необходимо на данном этапе использовать на уроках русского языка устные формы упражнений - беседы, рассказы, описания, основным источником которых может служить личный жизненный опыт учащихся. Кроме того, эффективными являются такие виды работ, как: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные пересказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Работа выполняется под руководством учителя и носит обучающий характер. Таким образом, в подготовительный период работы над сочинением учителю необходимо сформировать у первоклассников следующую группу умений: коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов, строить простое предложение, правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения; находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Второй этап - основной, цель которого заключается в том, чтобы научить учащихся сознательно понимать и самостоятельно строить устные и письменные высказывания разных типов по коллективно и самостоятельно составленному плану. На основном этапе сочинения учащихся представляются в виде небольших сюжетных рассказов с элементами описания. В ходе этой работы учителю необходимо: научить детей коллективно составлять, а затем и самостоятельно записывать небольшие рассказы, научить коллективно составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений, совершенствовать умение правильно строить простые предложения, различные по интонации, работать над обогащением активного словаря учащихся. Эффективными на данном этапе работы являются следующие виды упражнений: составление предложений по словосочетанию и объединение их в связный текст, определение типа текста, его темы и основной мысли; подбор прилагательных, характеризующих те или иные предметы, синонимов для выражения данного содержания; выбор словосочетаний или фразеологических оборотов, наиболее подходящих по смыслу и т.д. При этом устную подготовку к сочинению рекомендуется немного сокращать, вместе с тем самостоятельность учащихся при выполнении работы постепенно должна возрастать. Так, например, вначале рассказы составляются коллективно, затем два-три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений. Особую трудность у младших школьников вызывают сочинения с элементами рассуждения, так это такой способ изложения мыслей, который основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Работу по обучению элементарному рассуждению целесообразно связать с коллективной работой над планом сочинения. Вопросы, составленные учителем, могут помочь учащимся определить сюжет рассказа. План по мере его составления записывается на доске. В заключении необходимо обязательно спросить у учащихся, о чем бы они хотели написать в конце сочинения. Это будет способствовать формированию у детей оценочных суждений, которые содержат элементы рассуждения.
Третий этап - заключительный в работе над сочинением. Его цель состоит в том, чтобы подготовить детей к самостоятельному исправлению недочетов, редактированию своих сочинений для устранения ошибок различных типов и улучшения связности и полноты текста.
Таким образом, сочинение - это одно из учебных упражнений по развитию речи. Сочинения младших школьников, как правило, эмоциональны, патриотичны, проникнуты гуманностью, уважением к труду, науке, культуре, к подвигу, к благородству. Сочинение вовлекает школьников в познание жизни человека и общества, в разрешение нравственных проблем, учит понимать прекрасное.
Таким образом, умение связно передавать знания, полученные от учителя или из книги, является одним из важнейших умений в течение всего периода обучения ученика в начальной школе. Задача сегодняшней школы состоит в том, чтобы не только вооружить детей суммой необходимых знаний, но и развить в них творческое начало, личность, способную к новым открытиям в научной и общественной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьева Т. П. Развитие речи младших школьников - Молодой ученый. №14 - 2014 г.- 344 с.
2. Комарова Т.Н. Методическая разработка для начальных классов «Развитие творческого воображения в процессе обучения написания сочинения» https://videouroki.net/razrabotki/metodicheskaya-razrabotka-dlya-nachalnykh-klassov-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-v-protsesse-obucheniya-napisaniya-sochineniya.html (29.09.2017)
3. Лихницкая Н.Н. Развитие творческого воображения через уроки развития речи https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/12/24/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-mladshikh (29/09/2017)
4. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - 3-е изд.,- М.: Издательский центр «Академия», 2007г. – 464 с.
5. Мануйлова С.С. Доклад развитие творческих способностей учащихся в процессе написания сочинений https://pedportal.net/po-tipu-materiala/materialy-mo/doklad-quot-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-quot-301042 (29.09.2017)
6. ФГОС НОО http://минобрнауки.рф/документы/922 (29.09.2017)
7. Чередниченко Л.А. Методические аспекты работы учителя начальных классов над сочинением http://publikacia.net/archive/2016/10/2/43 (29.09.2017)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.