«Развитие умения работать с информацией у учащихся»
Оценка 4.7

«Развитие умения работать с информацией у учащихся»

Оценка 4.7
docx
06.04.2023
«Развитие умения работать с информацией у учащихся»
Развитие умения работать с информацией у учащихся.docx

«Развитие умения работать с информацией у учащихся»

ГБУ «ППЦ» г.о. Тольятти

педагоги-психологи: Лисицына Е.А., Еремина О.В.

   В настоящее время наблюдается лавинообразный рост информации, что требует от современного человека умений и навыков работы с информацией. Поэтому закономерно, что одной из самых актуальных проблем в образовании за последние десятилетия, стало повышение информационной грамотности обучающихся, как основы самостоятельной учебной деятельности.

Данная проблематика не нова, об этом свидетельствуют труды классиков отечественной педагогической и возрастной психологии об общих условиях, при которых формируется осознанное восприятие информации Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.Р. Гальперина, С.Л. Рубинштейна и др.  К ним относятся: технология развития критического мышления (Божович Е.О., Муштавинская И. В., Загашев И. О., Заир Бек С. И.); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, Г.А.Цукерман и др.); учет индивидуально – личностных качеств ученика (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И. Унт и др.); формирование навыков осознанного чтения (В. Г. Асмолов, Ф. И. Буслаев, Л. А. Мосунова, Н.Н. Сметанникова, Т.И. Фисенко и др.)

В современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Этот подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьёй, обществом, государством. И это не случайно: чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, человеку необходимо адаптироваться в окружающем мире.

Информационно грамотные люди знают, как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде, или для саморазвития.

Содействие формированию умения обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ работе с информацией, объясняется тем что, это категория наиболее активных и наименее опытных, и, следовательно, незащищенных, потребителей информационного контента. В основном они потребляют не текстовую, а визуальную информацию, представленную различными роликами, клипами, картинками. При работе с такой информацией возникает иллюзорное ощущение легкости ее обработки и обладания большим количеством знаний. Однако на самом деле у детей, лишенных текста, не развиваются навыки его понимания, расшифровки смыслов, запоминания, воспроизведения, умения сокращать и восстанавливать сжатый текст, передавать визуальный смысл речевыми средствами, то есть, не задействуются многие мыслительные функции, как следствие ребята не проявляют интереса к поиску учебной, то есть текстовой, информации и ее когнитивной обработке.

В связи с этим очевидна необходимость работы, целью которой, является содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки информации учащимися из различных источников. Основными задачами этой работы мы считаем: совершенствование навыков осознанного чтения, развитие навыков критического   мышления, формирование навыков, эффективного поиска, оценивания и использования информации.

Наиболее эффективна и полезна данная программа будет для обучающимся 8-9 классов, в том числе с ОВЗ. На наш взгляд работа по развитию умения работать с информацией, должна соответствовать ряду ключевых принципов. Прежде всего важно наличие системности.  Так же немаловажно, создание атмосферы доброжелательности на занятиях, вера в силы ученика, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий. Поддержание активной позиции ученика, при котором главным становится не решить проблемы за подростка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности подростка к саморазвитию. Только при соблюдении этих принципов работа с подростками окажется наиболее продуктивной и эффективной.

 

 

Список литературы

1.      Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение 2е

издание: Издательство: ДМК-Пресс. 2017, 434 с.

2.     С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
 

3.     Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.

4.     Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии.

Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит", 2016,571 с.

  1. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  2. Ясюкова Л.А, Белавина О.В.Социальный интеллект детей и подростков. Издательство: Институт психологии РАН, 2017 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие умения работать с информацией у учащихся»

Развитие умения работать с информацией у учащихся»

Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде, или для саморазвития

Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде, или для саморазвития

Только при соблюдении этих принципов работа с подростками окажется наиболее продуктивной и эффективной

Только при соблюдении этих принципов работа с подростками окажется наиболее продуктивной и эффективной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023