«Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родного языка и литературы»
Оценка 4.7

«Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родного языка и литературы»

Оценка 4.7
docx
07.06.2022
«Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родного языка и литературы»
образовательный проект.docx

 

Мюрегинсая средняя общеобразовательная школа

 

 

Образовательный проект

                                       (багьудила проект)                  

 

                                     Учителя родного  языка и литературы

                                 Магомедовой Сапият Казимагомедовны

                                                                

 

Тема проекта:

«Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родного языка и литературы»

 

 

 

 

(Проектла тема :

«Дарган мезла ва литературала дурсрачир буч1антала гъай гьаладях1 ардукни» )

 

 

 

                                            

                                       

                                  Актуальность (мяг1ничебдеш)

      В последние годы все чаще замечаю, что речь детей становится все более бедной, потому что они никак не стараются говорить ярко, выразительно, не стремятся ее разнообразить. Очевидно, что многие из них не умеют говорить ясно и правильно, творчески излагать собственные мысли в устной и письменной форме, не соблюдают культуру речи и не развивают умение общаться. В связи с этим передо мной встал вопрос о необходимости поиска эффективных путей формирования языковой личности действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Для педагога очень важно вызвать у детей интерес к слову, пробудить в них желание к развитию своей речи. Разумеется, этот процесс продолжительный и требует от педагога четкой организации своей деятельности, методической грамотности, практического опыта и системы. 

На уроках и языка и литературы необходимо научить детей пользоваться литературными словами, стремиться к развитию своей речи, как устной, так и письменной, совершенствовать свое речевое творчество.                       

Цель  проекта:

Развитие устной и письменной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции.

задачи:

1.     изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной теме.

2.     развивать интерес к своему предмету.

3.     активизировать самостоятельную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.

4.     формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

5.     обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

 

         

 

         Объект исследования:  

          образовательный процесс

    

          Предмет исследования:

          речевая культура учащихся 5-7 классов

 

 

        

Этапы реализации

проекта

сроки

 

деятельность педагога

1.     подготовительный

 

09.2016 - 10.2016

изучение материалов по теме проекта

 

2.     основной

 

10.2016 - 10.2018

использование на уроках заданий, упражнений, способствующих развитию связной речи учащихся; продолжение изучения методической литературе по теме

 

3.     заключительный

 

10.2018 – 12.2018

подведение итогов, анализ работы, обобщение работы

 

 

 

      Важнейшей задачей обучения детей литературному языку является развитие речи учащихся. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Сюда же входит и работа по развитию речевого слуха детей. Учителю необходимо работать над устранением монотонности и невыразительности при чтении каждого текста

Цель уроков развития речи – сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении. Каждый урок родного языка – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся

 

Формирование навыков устной и письменной речи должно вестись и на уроках и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

В своей работе я использую различные технологии :

1.     игровые

2.     личностно-ориентированные

3.     дифференцированное обучение

 

Овладев тем или иным речевым умением, учащиеся расширяют свои возможности общаться и выражать свои мысли в письменной форме на литературном языке.

 

 

       Особое внимание я уделяю работе над выразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, олицетворениями, гиперболами).

Изучение выразительных средств языка выступает и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.

       Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие и видение мира. Важно показать детям, что наш родной язык - это не только правила, грамматические формы, орфограммы, но прежде всего Слово, которое рассматривается с эстетической, грамматической, семантической сторон.

 Текст – это основа создания на уроках родного языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

     Работа с текстом должна превратить­ся в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

     Интерес школьников к работе с текстом побуждает создание на уроке совместной творческой деятельности учителя и ученика. Исследовательский характер данной деятельности опреде­ляется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформу­лированы эти задания, какова после­довательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что иссле­дование особенностей употребления языковых средств в тексте как рече­вом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

 

       В своей работея часто использую следующие виды деятельности :

1. мини-сочинения.

2. творческие  работы (сочинения) на  основе личных  впечатлений:

   -   жизненные

   -   фантазийные

3.  устные дискуссии.    

 Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать  свои  мысли  и  аргументировать их.

 

4. Языковые игры:

   - «корректор»

   - «вставь слово»

    - продолжи рассказ по его началу…

   -  собери текст.

-  распространи предложение.

-  найти «третье лишнее» и др.

5. Работа со зрительной опорой.  

   Виды работ со зрительной опорой: 

а) устный диалог

б) устный рассказ

в) письменный  рассказ.

6.  Минутки  поэзии     

7.Пересказ художественного  текста  от  лица  героя.

8.Сообщения

Форма  работы – групповая,  в  парах,  индивидуальная.

    Неограниченные возможности для развития речи таит в себе такой вид упражнений , как сочинение - миниатюра       .

   Научившись писать миниатюры, ученик спокойнее подойдет и к большим работам. Дети охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия. 

К сочинению-миниатюре учащихся нужно готовить. Вот  несколько  приемов, которые я использую при подготовке учащихся к  написанию небольшой творческой работы :

 

 

первый  прием:

первый шаг – учимся у мастеров художественного слова

второй шаг – пишем свои этюды.

 

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Сначала слушаем стихотворения Рашида Рашидова о зиме

-Как удивительно тонко видят мир поэты, как чутко они воспринимают все, что нас окружает!

Взволнованные поэтическими образами мастера русского художественного слова, дети пишут свои этюды.

 

Зима- удивительное время года. Зима для меня видится в двух цветах : белый и синий. Зимой воздух такой свежий. И кажется, как будто организм очищается изнутри, когда дышишь. У меня с зимой связаны самые заветные мечты. Ведь в это время года наступает мой самый любимый праздник – Новый год. Зиму  любят все дети. Они лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Всем весело. Я всегда с нетерпеньем жду зиму.

                                                                                             (Амаров Джамалудин 5 кл)

 

Яни – тамашала дусла манзил саби. Яни нуни мурталра к1ел ранглизиб чебиис: ц1уба ва хьанц1а. Гьава янилизиб илцадра умуси бирар, х1ятта лебилра чарх умубирусиван билзан гьигьик1ух1ели. Яниличил дила бег1лара г1ях1тигъунти хьулани дархдасунти сари. Ил дусла манзиллизиб лябкьуси наб бег1лара дигахъуси Сагал дусла байрам. Яни  лебил дурх1нас  дигахъу. Илдани дях1ила начурби диру, гъяймачиб кабулхъан. Лебилра разили бирар. Ну мурталра х1ерли вирус яниличи.

 

                                                                                        (Г1ямаров Джамалудин 5 кл)

 

                                                                                           

                                                                                                

 

Второй  прием :

Записываю на доске начало текста – продолжение пишут учащиеся.

Например, записываю на доске начало сочинения «Кем я хочу стать».

Задание: продолжить составление текста  с использованием глаголов всех наклонений.

    Каждый человек еще с детства мечтает стать кем-то в жизни. Для того, чтобы получить образование в будущем, нам нужно учиться...

 

       Без хорошей учебы у нас не будет возможности получить нормальную работу. Когда вырасту, я стану врачом. Это очень нужная профессия. Мне нравится помогать людям. Когда они благодарят меня за помощь, мне очень радостно на душе, и хочется еще и еще делать для них хорошее что-то. Папа мне все время говорит: «Учись, пока есть возможность. Сколько бы ты не учился, знания лишними не бывают. Тебе в жизни они пригодятся ». Я не забываю эти слова. Чтобы много знать, нужно много читать. Я всегда стараюсь слушать учителей, запоминать , что они говорят, потому что знаю, что эти знания мне пригодятся потом в будущем.

                                                                                      

                                                                                        (Сулайманов Джабраил 7 кл)

 

 

Гьар адам вишт1ах1елил хьулик1уули вирар г1ямрулизив чи-биалра ветаэс. Челябкьлализиб багьуди касес дигалли, г1яг1ниси саби уч1ес…

 

          Г1ях1си багьуди агара биалли, г1ях1си х1янчиличи кайэс х1ейрар. Халаваибх1ели ну тухтур ветарус. Ил дебали г1яг1ниси саниг1ят саби. Наб дигахъис дек1артас кумекбирес. Илдани баркалла балахъух1ели , дила урк1и разили бирар, ва дила гьат1иралра иштях1 имц1абик1ар г1уррара г1ях1ли кумекбирес. Дудеш набзи мурталра вик1ар : «Уч1ен , урши, имкан лебх1ели. Сецад ункъли уч1адра , багьни диргалабулхъуси ах1ен. Ил х1ед г1ямрулизиб багалабирар». Нуни илди дугьби хъумх1ертис. Дахъал дагьес багьандан, дахъал дуч1ес чебиркур. Дурсрачив ну учительтани бурусиличи ункъли лех1ирхъус, илдани буруси аргъес багьандан.

 

                                                                                       (Сулайманов Жабраг1ил 7 кл)

 

.Задание:  «Вставь  слово»        

 (хъарбаркь : кабати дев)

   (Сегъунти?) палтарла уди диг1янбикибси Мях1яммадла (сегъуна?) кьаркьала (сегъуна ?) берх1или бемжахъурлири. Бек1личибси (сегъуна?) кьап1ала удирад дурх1яла вях1личи майала х1урк1би кавхъири.Ил, (сегъунти?) кьяшма гьуйчирти хяса ахъдирахъули, вашулри

                                                                              ( Рамазан Каниев «Урехи»   6 кл.)

 

Пример получившегося текста:

(бетаурси текст)

   Дурдибти палтарла уди диг1янбикибси Мях1яммадла бишт1аси кьаркьала буц1арси  берх1или бемжахъурлири. Бек1личибси гулила  кьап1ала удирад дурх1яла вях1личи майала х1урк1би кавхъири. Ил, цунти кьяшма гьуйчирти хяса ахъдирахъули, вашулри

                                                                              ( Рамазан Каниев «Урехи»   6 кл.)

 

 

 

 

 

 

Задание: Составь рассказ  по  его  началу

(Хъарбакь: бех1бихьуд х1ясибли хабар цалабяхъес…)

    Однажды со мной приключился такой случай…

Гьачам набчил ишгъуна анц1букь бетаур...

 

Пример:

    Однажды со мной произошел такой случай. После уроков я шел к бабушке. Она попросила меня вскопать деревья. И по дороге я замечаю толпу ребят. Они кричали и размахивали руками. Я подошел поближе. А там все в пыли дрались двое младшеклассников. И никто из собравшихся не пытался их разнять. Я подошел и разнял их, помог им почистить одежду, помирил. Пока все это происходило, я опоздал к бабушке. Но я все равно к ней сходил, а в саду работать было уже поздно. Деревья я вскопал на следующий день.

                                                                                    ( Исаев Гасанали 6 кл)

 

 

 

   Цагьачам набчил ишгъуна анц1букь бетаур. Дурсри тамандиубх1ели, ну дила хала нешличи аркьулри. Илини набзи галгуби-алавти мерани диркъахъес хъарбарибсири. Гьуйчиб наб дурх1нала кьукья цугбикиб. Илди вявбик1улри ва някъба гьак1бик1улри. Ну гъамиубра. Лебилра хясализи бергурли к1ел бишт1ати дурх1я бирх1улри. Учибикибтазивад цалинра илди дек1арбирули ах1енри. Нуни илди дек1арбарра, палтар умударахъес кумекбарра ва даршубарра. Илдазив виркьух1ели, ну хала нешличи кьаниубра. Биалра, ну иличи укьунра, амма анхълизив узес кьаннири. Галгуби нуни г1ергъила барх1и диркъубра.                                                               

                                                                                 (Г1исаев Х1ясанг1яли 6 кл)

 

 

 

 

 

       На  уроках  родного языка и литературы   «минутки поэзии». 

Предлагаю  ребятам  рифмы,  а они  пробуют  составить  двустишия.

……дунъяличир

…….дилайчир

                  Агара дунъяличир

                  неш, жагаси дилайчир.

                                                       (Сулейманова Марина 6 кл)

«Минутки поэзии»  помогают  развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают  интерес  к  учебе.

 

 

 На  доске  записываю  четверостишие  с  пропусками и  прошу  ребят  восстановить  текст. 

(Духъут1диубти) к1ари

сар дяг1ли урцахъули.

Ярмуна шайт1а кьап1на

сар пукьни дирц1ахъули.

 

     Лексико – семантического характера упражнения использую  при изучении темы «Лексика». Основное назначение данного вида упражнений – увеличение и уточнение лексического запаса учащихся. Упражнения этого характера помогают учащимся осознать смысл слова, учат их сознательно выбирать слова из своего лексического запаса, воспитывают у них внимание к слову и его значению. Поскольку в этих заданиях школьники встречаются главным образом с незнакомой для них лексикой, то большинство их выполняется с помощью толкового словаря. Мы пользуемся на уроках родного языка в 5-6 классах " маленькими словариками в конце учебника.

 

 

 

Вот образцы упражнений лексико-семантического характера.

 

1.     Найдите в словаре данные слова и выясните их лексическое значение

(словарьлизир г1ергъити дугьби даргес ва илдала лексикалашалси мяг1на белгибарес)

 (агьлу, алапа, аргъала, аманат, башлихъ, бех1емц1).

 

2.     Выясните в  словаре, какие значения могут иметь данные слова:

(словарьлизи х1еръили , г1ергъити дугьби  чум мяг1нализир дузахъулил белгибарес)

(операция, бек1, урк1и, бях1, лезми, бек1).

 

3.     Укажите слова, имеющие прямое и переносное значение:

(гьарси ва чехибси мяг1нализир гибти дугьби белгидарес)

а) мургьила т1улека - мургьила г1ебшни, ванати ниъ- ванати дях1, ц1удара кьалам – ц1удара урк1и)

б) адам арякьун – замана арбякьун

 

 

 

4.     Составьте словосочетания; укажите, где значение данных слов прямое, а где – переносное.

(дугьбала цалабикуни пикридарес ва белгибарес гьарси ва чехибси мяг1нализир гибти чиди дугьбала цалабикуни сарил)

 

Ванаси  (аргъ, х1ер), буг1ярси (дяг1, гьунибаъни), мургьила (г1ебшни, пях1ул, някъби), бугаси (лезми, дис, х1ер), к1ант1иси (някъ, диван, хасият), буц1арси (жал, замана, чайник)

 

5.     Найти синонимы:

(даргес синонимти)

разиси, ч1ярт1а, байрам, неш, шадси, гъярц1а, шадлихъ, аба, зугьаси, вяв,  солдат, ч1яр, ургъан, давла,  мякьлаб, х1урмат, мас, хатир,   

 

 

6.     Составьте словосочетания с омонимами:

(составить предложения с омонимами : умхьу, кьякь, бала, хъяша, бек1, урк1и)

7.      Выпишите антонимы:

(антонимти черделк1ес)

Юлдаш, савли, бухъянси, цалихъ, муриси, шаладеш, жагадеш, душман, г1янруч1, ц1убдеш, кьут1кьуси, ц1ахдеш, душман, г1еркъаси.

 

8.     Подобрать к слову «чистый» в данных словосочетаниях антоним

«Умуси» ибси девличи, г1ергъити дугьбала цалабикуназибси , антоним пикрибарес:

умуси хъали, умути пикруми, умуси урк1и, умуси х1янчи, умуси гьава.

 .

9.      Подберите иностранные слова, связанные с наукой и техникой.

       Приведенные упражнения позволяют учащимся усвоить и закрепить сущность лексических понятий, выяснить их семантику, а также позволяют производить лексический анализ слов с точки зрения их происхождения и сферы их употребления, что способствует обогащению словарного запаса.

      Систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют высказывания, создают творческие работы с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе. Возрастает активность учащихся. Они с удовольствием выступают на различных конкурсах, участвуют в олимпиадах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Мюрегинсая средняя общеобразовательная школа

Мюрегинсая средняя общеобразовательная школа

Актуальность (мяг1ничебдеш)

Актуальность (мяг1ничебдеш)

Объект исследования: образовательный процесс

Объект исследования: образовательный процесс

Овладев тем или иным речевым умением, учащиеся расширяют свои возможности общаться и выражать свои мысли в письменной форме на литературном языке

Овладев тем или иным речевым умением, учащиеся расширяют свои возможности общаться и выражать свои мысли в письменной форме на литературном языке

Языковые игры: - «корректор» - «вставь слово» - продолжи рассказ по его началу… - собери текст

Языковые игры: - «корректор» - «вставь слово» - продолжи рассказ по его началу… - собери текст

Фрагмент урока русского языка в 5 классе

Фрагмент урока русского языка в 5 классе

Второй прием : Записываю на доске начало текста – продолжение пишут учащиеся

Второй прием : Записываю на доске начало текста – продолжение пишут учащиеся

Дудеш набзи мурталра вик1ар : «Уч1ен , урши, имкан лебх1ели

Дудеш набзи мурталра вик1ар : «Уч1ен , урши, имкан лебх1ели

Задание: Составь рассказ по его началу … (

Задание: Составь рассказ по его началу … (

На уроках родного языка и литературы «минутки поэзии»

На уроках родного языка и литературы «минутки поэзии»

Вот образцы упражнений лексико-семантического характера

Вот образцы упражнений лексико-семантического характера

Подобрать к слову «чистый» в данных словосочетаниях антоним «

Подобрать к слову «чистый» в данных словосочетаниях антоним «

«Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родного языка и литературы»

«Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родного языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2022