Развитие устной речи и ручной моторики
Оценка 4.9

Развитие устной речи и ручной моторики

Оценка 4.9
docx
14.04.2021
Развитие устной речи и ручной моторики
Развитие устной речи и ручной моторики.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию устной речи и ручной моторики  дошкольной группы 

«Звездочки»

(третьего года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2020г.

 

Пояснительная записка

Речь — необходимая основа человеческого мышле­ния, средство организации психической и практической деятель­ности.

Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон. В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Особенно тесно связано с установлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Программа по развитию устной речи и ручной моторики  составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: развитие основных функций речи.

Задачи:

- учить детей обмениваться своими впечатлениями об эмоционально значимых событиях, выражать свои чувства и мысли от первого лица;

- учить составлять описательный рассказ по игрушкам, предметам, явлениям природы, рисунку педагога, по сюжетной картинке, понимать адаптированный текст и отвечать по нему на вопросы.

- Продолжать разучивать детские потешки, считалки, песни, стихи.

- Создавать условия для понимания текста, для вступления детей в диалог.

- Закреплять умение детей задавать вопросы друг другу, отвечать на них.

- Учить детей понимать в тексте скрытый смысл и причинно-следственные отношения, планировать свою деятельность в речевых высказываниях.

- Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов, приставок, образовывать множественное число имен существительных.

- Приучать детей согласовывать  глаголы  с существительными, существительные  с  числительными, существительные  с прилагательными, употреблять предлоги в,  на, под, за в речевых высказываниях, употреблять правильные грамматические формы при изменении слов  в родительном, дательном  падеже имен существительных.

 

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  1 раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

 

Основное содержание работ.

-                     Учить детей обмениваться с педагогом своими впечатлениями об эмоционально значимых событиях (праздник, свадьба, день рождения, разлука, болезнь)

-                     Воспитывать у детей потребность и умение выражать свои эмоциональные переживания в речи («Маша огорчилась, что мама заболела», «Саша пришел довольный.

-                     У него был день рождения. Ему подарили много подарков», «Осенний лес очень красивый. В нем интересно и весело играть»)

-                     Учить детей выражать свои чувства и мысли от первого лица («Я принес в группу игрушки. Буду играть с Катей», «Вчера я был у доктора. У меня болел зуб. Доктор полечил зуб»)

-                     Учить детей использовать предлог за в речи на прогулках и в свободной деятельности («Катя спряталась за деревом», «Маша, спрячь обруч за шкаф») Учить детей образовывать множественное число имен существительных (кукла — куклы, машина — машины, мяч — мячи, рука — руки, яблоко — яблоки, книга — книги и т. д.)

-                     Учить детей обмениваться в речевых высказываниях результатами наблюдений за явлениями природы и изменениями погоды (ответы на вопросы, беседы, обсуждения)

-                     Создавать условия для понимания детьми текста (С. Маршак. «Усатый -полосатый»)

-                     Учить детей составлять описательный рассказ по игрушке, фиксируя в речи отношение к ней II Создавать условия для вступления детей в диалог

-                     Закрепить умение детей задавать вопросы друг другу, отвечать на них спокойно, глядя друг другу в глаза, не перебивая партнера по общению Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов (мяч — мячик, коза — козленок)

-                     Разучить с детьми стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?» («Иголочка, иголка») Учить детей понимать адаптированный текст и отвечать по нему на вопросы (В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; К. Чуковский. «Доктор Айболит»)

-                     Учить детей употреблению имен существительных в дательном падеже без предлога («Кому дать?») и с предлогом к (направление движения) Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке («Зима», «Таня не боится мороза»)

-                     Продолжать обучать детей рассказывать об увиденном («Новогодний праздник», «Подарок Деда Мороза» и т. д.) Разучивать детские потешки, считалки, песни, стихи о зиме (музыка Л. Бекмана, слова R Кудашевой. «Елочка» и др.) Познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»

-                     Учить детей понимать в тексте скрытый смысл и причинно-следственные отношения

-                     Закрепить у детей умение рассказывать об увиденном («Расскажи, что ты делал дома в выходные дни», «Что ты делал летом, где был?»)

-                     Учить детей планировать в речи свою деятельность (игровую, трудовую) III Продолжать формировать у детей вербальные формы общения со взрослыми и сверстниками (поддерживать беседу, отвечая на вопросы, и самостоятельно задавать вопросы)

-                     Расширять речевые возможности детей, обучая их употреблению существительных в творительном падеже (в орудийном действии)

-                     Учить детей употреблять в активных высказываниях предлоги за, перед

-                     Учить детей отвечать на вопрос «чем?» («Я рисую карандашом», «Пол подметают щеткой»)

-                     Учить детей составлять рассказ по картинкам («Играем в поезд», «Прогулка в лесу»)

-                     Учить детей пониманию причинно-следственных зависимостей в литературных произведениях (К. Чуковский. «Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Б. Житков. «Храбрый утенок»)

-                     Продолжать разучивание с детьми стихотворений, считалок, загадок (К. Чуковский. «Мойдодыр», «Телефон»; считалочки «Аты-баты...», «Колечко, колечко, выйди на крылечко...», «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...»)

-                     Познакомить детей с содержанием сказок, текстов, отвечая на вопросы (С. Маршак. «Усатый-полосатый»)

-                     Учить детей составлять описательный рассказ по игрушкам, предметам и явлениям природы (подводя детей к пониманию содержания загадок через описание важнейших признаков предметов и явлений)

-                     Учить детей составлять рассказ по рисунку педагога Учить детей образовывать новые слова с помощью приставок (пришел — ушел, уехал — приехал, убежал — прибежал, открыл — закрыл) Продолжать учить детей планировать свою деятельность в речевых высказываниях

Игры и упражнения: «Заяц в гости пришел», «Девочка и жучка», «Как зовут мальчика?», «С кем ты пришел?» и т.п.

 

Целевые ориентиры к концу второго года обучения.

Ребенок может  научиться:

-                     высказывать свои потребности в активной фразовой речи; 

-                     узнавать и описывать действия персонажей по картинкам; строить фразу, состоящую из двух-трех слов; 

-                     рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;

-                     понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;

-                     отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные;

-                     отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;

-                      узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами.

-                     брать мелкие предметы указательным типом хватания;

-                     выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;

-                     показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                  Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

3.                 Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

4.                 Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

 

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

 

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Речь — необходимая основа человеческого мышле­ния, средство организации психической и практической деятель­ности

Пояснительная записка Речь — необходимая основа человеческого мышле­ния, средство организации психической и практической деятель­ности

Продолжать разучивать детские потешки, считалки, песни, стихи

Продолжать разучивать детские потешки, считалки, песни, стихи

Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных…

Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных…

Учить детей обмениваться с педагогом своими впечатлениями об эмоционально значимых событиях (праздник, свадьба, день рождения, разлука, болезнь) -

Учить детей обмениваться с педагогом своими впечатлениями об эмоционально значимых событиях (праздник, свадьба, день рождения, разлука, болезнь) -

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;

Федорино горе»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Федорино горе»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Литература с содержанием педагогических методов работы

Литература с содержанием педагогических методов работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021