+Развитие устной речи и ручной моторики
Оценка 5

+Развитие устной речи и ручной моторики

Оценка 5
docx
23.08.2021
+Развитие устной речи и ручной моторики
+Развитие устной речи и ручной моторики.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию устной речи и ручной моторики  дошкольной группы 

«Звездочки»

(первого года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Речь — необходимая основа человеческого мышления, средство организации психической и практической деятельности.

Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон. В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Особенно тесно связано с установлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Программа по развитию устной речи и ручной моторики  составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: Формировать у ребенка невербальные формы коммуникации и развитие мелкой моторики.

Задачи:

-        формировать умение понимать обращённую речь взрослого;

-        формировать у ребенка коммуникативные способностей.

-        формировать умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

-        развивать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

-        воспитывать умение выбирать из нескольких предметов то, что нужно.

-        учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в соответствующей последовательности;

 

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

 

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

 

Основное содержание работ.

-                     Формировать у ребенка невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению, пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами

-                     Побуждать ребенка к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»). Давать детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребенка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поет песенку).

-                     Учить ребенка воспроизводить звукоподражания (му-му, би-би и пр.)

-                     Учить ребенка выполнять простейшие инструкции («Где ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки»)

-                     Учить ребенка выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем-со сверстником: «Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину») Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это?

-                     Учить ребенка выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов.

-                     Учить ребенка захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»)

-                     Учить ребенка захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью)

Игры и упражнения: «Волшебный куб», «Чего не стало?», «Где наши ручки», «Бабочки, лети!» и т.п.

 

Целевые ориентиры к концу первого года обучения.

Ребенок может  научиться:

-                     пользоваться невербальными формами коммуникации;

-                     использовать руку для решения коммуникативных задач;

-                     пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;

-                     проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами)

-                     слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

-                     выполнять действия по простым речевым инструкциям.

-                     выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;

-                     соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых.

-                     показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;

-                     захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

3.                 Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

4.                 Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

 

Техническое обеспечение:

        Компьютер

        Принтер

Методическое обеспечение

        Презентации по темам

        Раздаточный материал

        Дидактические игры

        Развивающие игры.

        Конструкторы

        Методическая литература

        Наглядные пособия


 

       

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Речь — необходимая основа человеческого мышления, средство организации психической и практической деятельности

Пояснительная записка Речь — необходимая основа человеческого мышления, средство организации психической и практической деятельности

Организация работы по программе

Организация работы по программе

Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя

Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя

Учить ребенка выполнять простейшие инструкции («Где ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки») -

Учить ребенка выполнять простейшие инструкции («Где ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки») -

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021