КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по развитию устной речи и ручной моторики дошкольной группы
«Звездочки»
(первого года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка
Речь — необходимая основа человеческого мышления, средство организации психической и практической деятельности.
Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон. В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Особенно тесно связано с установлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Программа по развитию устной речи и ручной моторики составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: Формировать у ребенка невербальные формы коммуникации и развитие мелкой моторики.
Задачи:
- формировать умение понимать обращённую речь взрослого;
- формировать у ребенка коммуникативные способностей.
- формировать умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.
- развивать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.
- воспитывать умение выбирать из нескольких предметов то, что нужно.
- учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в соответствующей последовательности;
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- Формировать у ребенка невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению, пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами
- Побуждать ребенка к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»). Давать детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребенка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поет песенку).
- Учить ребенка воспроизводить звукоподражания (му-му, би-би и пр.)
- Учить ребенка выполнять простейшие инструкции («Где ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки»)
- Учить ребенка выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем-со сверстником: «Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину») Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это?
- Учить ребенка выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов.
- Учить ребенка захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»)
- Учить ребенка захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью)
Игры и упражнения: «Волшебный куб», «Чего не стало?», «Где наши ручки», «Бабочки, лети!» и т.п.
Целевые ориентиры к концу первого года обучения.
Ребенок может научиться:
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами)
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям.
- выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;
- соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых.
- показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;
- захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
3. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.
4. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.
Техническое обеспечение:
─ Компьютер
─ Принтер
Методическое обеспечение
─ Презентации по темам
─ Раздаточный материал
─ Дидактические игры
─ Развивающие игры.
─ Конструкторы
─ Методическая литература
─ Наглядные пособия
─
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.