РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗДЕЛ «ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методические рекомендации
МБОУ ДПОС «МЦ»
Структура программы:
Введение
Цели, планируемые результаты
Условия и механизмы развития УУД
3.1 Принципы организации учебно-воспитательной деятельности
3.2 Технологии, методы и приемы развития УУД в основной школе
3.3 Проектная деятельность
3.4 Исследовательская деятельность
3.5 Формирование ИКТ – компетентности обучающихся
3.6 Формирование основ читательской компетенции.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД.
2
Раздел I. Введение
Актуальность реализации программы.
Описание места и роли программы в реализации требований стандарта.
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий.
Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков.
Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий.
3
Актуальность
Требования новой парадигмы образования
Востребованность в документе, описывающем номенклатуру УУД, систему работы школы, ориентированной на формирование УУД.
Источники:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4
Запросы общества
Смена парадигмы образования
Приоритет развивающего потенциала образования
Сохранение единства образовательного пространства, преемственность образования
Успешная социализация учащихся
Универсализация содержания образования
Актуальность программы развития УУД
5
Описание места и роли программы в реализации требований Стандарта
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно – воспитательных программ и служит основой для разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.
6
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий
Понятие, функции УУД описаны в Фундаментальном ядре содержания общего образования
Состав и характеристики описаны в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»
7
Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сфер подростка.
Источники:
Примерная программа ООО
Пособие «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»
8
В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – положены:
концепция структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский)
теория задач развития (Р. Хевигхерст),
что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевым в определении умения учиться для основного общего образования.
9
Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий
Понятие системно-деятельностного подхода
Роль системно - деятельностного подхода в формировании УУД
10
Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию УУД в основной школе
Примеры формулировки цели: 1, 2, 3,
Задачи конкретизируют цель, отражают основные направления деятельности школы по формированию УУД: организация деятельности по развитию УУД в урочной и внеурочной деятельности, формированию проектно - исследовательской компетенции, ИКТ – компетенции учащихся, читательской компетенции, организация методической подготовки педагогов по вопросам формирования УУД.
Примеры формулировки задач: 1
Общие формулировки по описание результатов, ссылка на раздел программы «Планируемые результаты».
11
Раздел II. Цель, задачи, планируемые результаты
Цель программы:
Создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного процесса, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.
12
Цель программы:
Обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию, и саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.
13
Цель программы:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся.
Организация системы мероприятий по формированию УУД.
Определение механизмов формирования УУД в условиях реализации ФГОС в основой школе.
14
Задачи программы:
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предметных дисциплин.
Формирование УУД во внеурочной деятельности.
Организация проектно-исследовательской деятельности, как приоритетного направления работы школы в развитии УУД.
Организация деятельности по развитию ИКТ – компетентности и читательской компетенции.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД.
15
3.1 Принципы организации учебно-воспитательной деятельности
3.2 Технологии, методы и приемы развития УУД в основной школе
3.3 Проектная деятельность
3.4 Исследовательская деятельность
3.5 Механизмы формирования ИКТ – компетентности учащихся.
3.6 Методы развития читательской компетенции учащихся
16
Раздел III. Условия и механизмы
развития УУД
3.1 Принципы организации учебно-воспитательной деятельности
Реализация системно - деятельностного подхода
Новая трактовка принципов обучения
Научность
Доступность
Прочность
Наглядность
Связь теории и практики
Сознательность и активность
Ориентированность на результат
Сотрудничество
Системность
Преемственность
17
3.2 Технологии, методы и приемы развития УУД в основной школе
Учебные ситуации
Типовые задачи
Педагогические технологии:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология проектной деятельности учащихся
Метод исследования
ИКТ - технологии
Проблемное обучение
Технология дискуссий
Технологии групповой работы
18
Учебные ситуации, типовые задачи
Понятие
Применение учебных ситуаций, типовых задач на предметном содержании и в ходе внеурочной деятельности.
19
Педагогические технологии
Педагогические технологии в аспекте реализации системно - деятельностного подхода.
Описание категорий УУД, формируемых в результате использования педагогических технологий
20
3.3 Проектная деятельность
Понятие
Содержание – типы проектов, проектная деятельность на уроке, во внеурочной, внешкольной деятельности
Система мероприятий – описание организации проектной деятельности на предметном содержании: дисциплины, реализующие проектную деятельность, типы проектов, описание мероприятий по организации, осуществлению различных типов проектов во внеурочной деятельности, рассмотреть возможности внешкольного взаимодействия
Система оценивания – критерии оценивания проектной работы.
21
3.4 Исследовательская деятельность
Понятие
Содержание – формы организации учебно-исследовательской работы на урочных занятиях и внеурочной деятельности.
Система мероприятий – организация исследовательской деятельности на уроке, типы исследований, система мероприятий по организации исследовательской работы во внеурочной деятельности.
Система оценивания – критерии оценивания сформированности исследовательских навыков.
22
3.5 Механизмы формирования ИКТ – компетентности учащихся.
Понятие ИКТ - компетентности
Содержание – методы, формы работы, ориентированные на развитие ИКТ - компетентности
Система мероприятий – в соответствии с планируемыми результатами продумать возможности внедрения ИКТ – технологий на уроках, предусмотреть возможности внеурочной деятельности в формировании ИКТ – компетентности учащихся – курсы, актуализация дистанционного обучения, сетевых форм взаимодействия и т.д.
Система оценивания – критерии и методы оценивания.
23
3.6 Формирование читательской компетентности
Понятие читательской компетентности
Содержание – виды и типы чтения
Система мероприятий – описание условий организации эффективного обучения чтению
Система оценивания – уровни грамотности чтения, методы оценивания.
Источники:
Пособие «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»
24
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.