РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Дети с этим диагнозом составляют основной контингент логопедических групп. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Необходимость развития моторики рук у детей, особенно с ТНР, обусловлены тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки руки к письму. Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий, впоследствии обучению письму в школе. А письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти. Зрительно-моторная координация — это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательнографический аналог. Развитие зрительно-моторной координации, решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма. Выполняя задания по развитию зрительно-моторных координаций, необходимо соблюдать ряд рекомендаций: • Работа должна быть целенаправленной, систематической. • Занимаемся ежедневно по 10-15 минут в игровой форме. • Все упражнения для развития зрительно-моторных координаций осуществляются по образцу, и на первых этапах обязательно предваряется его рассматриванием (выяснение расположения элементов образца в пространстве, их размер, наличие мелких деталей, их расположение относительно крупных и т.д.). • При выполнении любых графических заданий необходимо следить за правильным положением тела и руки ребенка, правильным держанием ручки, карандаша. • При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения заданий. • (Продолжительность работы 3-5 минут, затем отдых, еще 3-5 минут работы и т.д.) • Не переходить к следующим заданиям, если не освоено предыдущее. В старшем дошкольном возрасте развитию зрительно-моторной координации будут способствовать следующие упражнения и задания: § Конструирование по чертежам. Используются конструкторы разного размера с учетом зрительной нагрузки и уровня развития мелкой моторики. § Выкладывание узоров из мозаики в соответствии с образцами. § Копирование графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности). § Обведение геометрических фигур разной сложности. § Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги). § Раскрашивание и штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования можно использовать книжки для раскрашивания. § Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликации и пр.) § Выкладывание фигур из спичек (палочек). § Выполнение фигурок из пальцев рук. § Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.). § Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам. § Продолжение рисунков (по клеточкам). § Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки). § Обводка образца через кальку. § Графические диктанты и т.д. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация: ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями. Но главное нужно помнить, что детей дошкольного возраста заставлять заниматься «через силу» неэффективно. Поэтому необходимо так заинтересовать ребёнка, чтобы ему самому захотелось заниматься. Литература 1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с. 2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с. 3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2 ч. – М.: Владос, 2003. 4. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб.: Детство Пресс, 1999
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.