Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через сенсорную среду.
Зрительное восприятие у детей с нарушениями зрения сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. При обучении детей с нарушением зрения разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.
Для целостного развития незрячих и слабовидящих детей необходима полифункциональная интерактивная среда. Для такой среды подходит сенсорная комната.
Впервые понятие «сенсорной комнаты» было введено М. Монтессори, в ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании.
Во время занятий в сенсорной комнате решаются задачи гармонизации отношений между детьми, формирование у них адекватных представлений об окружающем мире и отношений с ним. Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение незрячим, слабовидящим ребенком сенсорными ориентировочными действиями и усвоение им системных сенсорных знаний.
Комфортная мягкая мебель способствует решению различных задач на занятии в темной сенсорной комнате (диван с гранулами, пуфик - кресло с гранулами, кресло-трансформер).
Дизайн темной сенсорной комнаты продуман так, что все предметы абсолютно безопасны при передвижении в полу мраке.
В любой момент темная сенсорная комната может стать светлой сенсорной комнатой, необходимо для этого включить свет или раскрыть плотные шторы на окнах.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения продолжает оставаться одной из наиболее сложных, острых и актуальных проблем современности. Поэтому для развития зрительного восприятия была разработана система коррекционной образовательной деятельности через формирование сенсорных эталонов, предметности восприятия, способов обследования и предметных представлений у детей с нарушениями зрения.
Формирование способов обследования и предметных представлений. В данном направлении целесообразно научить детей способам целенаправленного восприятия, последовательного обследования предметов окружающей действительности так, чтобы ребенок активно получал и уточнял информацию о предмете. Для развития навыков социально-бытовой ориентировки ребенок должен научиться действовать с предметами ближайшего окружения, определять их свойства, качества и назначение по существенным признакам. В процессе анализа, сравнения, классификации и дифференциации предметов у ребенка обогащаются предметные представления.
При обследовании предметов следует опираться на следующий алгоритм действий: взять предмет двумя руками; ощупать предмет сверху вниз, когда это возможно; выделить признаки предмета с помощью зрения, осязания и других видов чувствительности.
Работа по развитию способов обследования и предметных представлений проводится через следующие приемы:
– поэтапное обследование объекта по словесной инструкции педагога, по алгоритму, по схеме с подключением мануальных обследовательских действий, слуха, обоняния, кинестетических и тактильных ощущений;
– выделение частей, их формы, величины, цвета;
– определение свойств и качеств объекта;
– группировка, классификация, обобщение, выделение лишнего;
– сравнение, нахождение отличий;
– составление описательных рассказов.
Наибольший интерес и в то же время наибольшие трудности возникают при составлении описательных рассказов. Значительную помощь оказывают схемы-алгоритмы, опираясь на схему, ребенок без труда составляет рассказ на определенную тему.
В итоге, стоит отметить, что приемы этих трех направлений тесно переплетены и постоянно используются в образовательной деятельности как групповой, так и индивидуальной. Приемы, используемые в работе, понятны и доступны детям, а применяемые игры, на основе этих приемов, интересны, привлекательны и способствуют положительной динамике в развитии зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.
В темной сенсорной комнате представлены в определенной логической последовательности мягкие модули, шариковый бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Данное оборудование позволяет в привычном для незрячего ребенка пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребности в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде.
Темная сенсорная комната сделана особым образом. В ней все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или мягком пуфике, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойствия и доверия к окружающему миру.
В сенсорной комнате можно проводить занятия на развитие кожнокинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Для развития тактильной чувствительности используются специальные панели и упражнения.
На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный.
Для развития зрительных ощущений используют разнообразные игры со светооптическими нитями, шариками воздуха в трубке, наборами геометрических фигур. Яркие пятна стимулируют зрительные рецепторы, глазные мышцы, нервные окончания. Плавно меняющаяся интенсивность освещения и смена цветов помогает выработать безболезненную реакцию глаз на меняющуюся интенсивность освещения.
Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического воздействия:
• релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей
• фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
• повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
• развитие воображения и творческих способностей, коррекцию психоэмоциональных состояний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.