Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через сенсорную среду
Оценка 4.8

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через сенсорную среду

Оценка 4.8
Документация
docx
психологическая работа
7 кл—10 кл
11.04.2023
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через сенсорную среду
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через сенсорную среду.docx

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через сенсорную среду.

Зрительное восприятие у детей с нарушениями зрения сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. При обучении детей с нарушением зрения разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.

Для целостного развития незрячих и слабовидящих детей необходима полифункциональная интерактивная среда. Для такой среды подходит сенсорная комната.

Впервые понятие «сенсорной комнаты» было введено М. Монтессори, в ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании.

Во время занятий в сенсорной комнате решаются задачи гармонизации отношений между детьми, формирование у них адекватных представлений об окружающем мире и отношений с ним. Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение незрячим, слабовидящим ребенком сенсорными ориентировочными действиями и усвоение им системных сенсорных знаний.

Комфортная мягкая мебель способствует решению различных задач на занятии в темной сенсорной комнате (диван с гранулами, пуфик - кресло с гранулами, кресло-трансформер).

Дизайн темной сенсорной комнаты продуман так, что все предметы абсолютно безопасны при передвижении в полу мраке.

В любой момент темная сенсорная комната может стать светлой сенсорной комнатой, необходимо для этого включить свет или раскрыть плотные шторы на окнах.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения продолжает оставаться одной из наиболее сложных, острых и актуальных проблем современности. Поэтому для развития зрительного восприятия была разработана система коррекционной образовательной деятельности через формирование сенсорных эталонов, предметности восприятия, способов обследования и предметных представлений у детей с нарушениями зрения.

Формирование способов обследования и предметных представлений. В данном направлении целесообразно научить детей способам целенаправленного восприятия, последовательного обследования предметов окружающей действительности так, чтобы ребенок активно получал и уточнял информацию о предмете. Для развития навыков социально-бытовой ориентировки ребенок должен научиться действовать с предметами ближайшего окружения, определять их свойства, качества и назначение по существенным признакам. В процессе анализа, сравнения, классификации и дифференциации предметов у ребенка обогащаются предметные представления.

При обследовании предметов следует опираться на следующий алгоритм действий: взять предмет двумя руками; ощупать предмет сверху вниз, когда это возможно; выделить признаки предмета с помощью зрения, осязания и других видов чувствительности.

Работа по развитию способов обследования и предметных представлений проводится через следующие приемы:

– поэтапное обследование объекта по словесной инструкции педагога, по алгоритму, по схеме с подключением мануальных обследовательских действий, слуха, обоняния, кинестетических и тактильных ощущений;

– выделение частей, их формы, величины, цвета;

– определение свойств и качеств объекта;

– группировка, классификация, обобщение, выделение лишнего;

– сравнение, нахождение отличий;

– составление описательных рассказов.

Наибольший интерес и в то же время наибольшие трудности возникают при составлении описательных рассказов. Значительную помощь оказывают схемы-алгоритмы, опираясь на схему, ребенок без труда составляет рассказ на определенную тему.

В итоге, стоит отметить, что приемы этих трех направлений тесно переплетены и постоянно используются в образовательной деятельности как групповой, так и индивидуальной. Приемы, используемые в работе, понятны и доступны детям, а применяемые игры, на основе этих приемов, интересны, привлекательны и способствуют положительной динамике в развитии зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

В темной сенсорной комнате представлены в определенной логической последовательности мягкие модули, шариковый бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Данное оборудование позволяет в привычном для незрячего ребенка пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребности в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде.

Темная сенсорная комната сделана особым образом. В ней все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или мягком пуфике, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойствия и  доверия к окружающему миру.

В сенсорной комнате можно проводить занятия на развитие кожно­кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Для развития так­тильной чувствительности используются специальные панели и упражнения.

На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный.

Для развития зрительных ощущений используют раз­нообразные игры со светооптическими нитями, шариками воздуха в трубке, наборами геометрических фигур. Яркие пятна стимулируют зрительные рецепторы, глазные мышцы, нервные окончания. Плавно меняющаяся интенсивность освещения и смена цветов помогает выработать безболезненную реакцию глаз на меняющуюся интенсивность освещения.

Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического воздействия:

 релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

 стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей

фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;

 повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;

 развитие воображения и творческих способностей, коррекцию психоэмоциональных состояний.

 

 

 


 

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через сенсорную среду

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через сенсорную среду

При обследовании предметов следует опираться на следующий алгоритм действий: взять предмет двумя руками; ощупать предмет сверху вниз, когда это возможно; выделить признаки предмета с помощью…

При обследовании предметов следует опираться на следующий алгоритм действий: взять предмет двумя руками; ощупать предмет сверху вниз, когда это возможно; выделить признаки предмета с помощью…

В сенсорной комнате можно проводить занятия на развитие кожно­кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия

В сенсорной комнате можно проводить занятия на развитие кожно­кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023