развитие детской речи

  • Научные работы
  • docx
  • 08.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

данный материал имеет следующий вид и структуру развитие детской речи в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста псих. пед. хар - ка детей дош. возраста этапы развития детской речи и их особенности устное народное творчество как средство развития детской речи виды устного народного творчества из значение и особенности
Иконка файла материала 3.docx
оглавление ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА l. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И  ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого­педагогическая характеристика детей дошкольного  возраста………………………………………………………………..………7 1.2 Этапы развития детской речи и их особенности..………………...……….10 ГЛАВА II. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ                                                                           2.1 Виды устного народного творчества, их значение и  особенности………………………………………………………………………16 2.2 Скороговорки и считалки как средство развития детской речи……….…18 2.3 Роль русских народных сказок в развитии речи детей дошкольного  возраста………………………………………………………………………..….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….25 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……28 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...3 03                                           ВВЕДЕНИЕ «Детство­  важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира,­ от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»,­ говорил В.А. Сухомлинский.1 Таким   образом,   педагоги   и   психологи   прошлого   считают   фольклор одним   из   действенных   и   ярких   средств   народной   педагогики,   таящий огромные   дидактические   возможности.   Они   отмечают,   что   знакомство   с народными   произведениями   обогащают   чувства   и   речь   детей,   формирует отношение к окружающему миру. Фольклор­   это  устное народное творчество, существующее в виде сказок, потешек, загадок, песенок и других жанров. Фольклор не остается неизменным,   а   развивается   вместе   с   развитием   народа,   вбирая   в   себя   все самое ценное, что существовало ранее.  Произведения устного народного творчества широко используются в практике ДОУ, потому что ничто не обогащает образную сторону речи так, как   фольклор;   с   его   помощью   можно   понять   поступки   и   эмоционально выразить поощрение или порицание, осудить неверное или грубое действие и т.д. Тема народного творчества разнообразна и многолика. Посредством устного народного творчества в работе ДОУ формируются различные умения, в том числе коммуникативные. Самым  распространённым методом является 1 В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. – Радянська школа, 1988 ­ С.22драматизация.  основные задачи формирования коммуникативных умений: Умение  Используя   метод   драматизации,   педагогом   решаются 4 принимать участие в коллективных делах, умение понимать эмоциональное состояние, соотносить свои желания с интересами других людей, развивать и обогащать   речь.   Связное   высказывание   показывает,   насколько   ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем. Богатейший   материал   для   воспитания   содержится   в   пословицах   и поговорках.   С   их   помощью   можно   эмоционально   выразить   поощрение, деликатно выразить порицание. Они оказывают воздействие как на разум, так и на чувства детей: научения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.   Пословицы   и   поговорки   образны,   поэтичны,   наделены сравнениями,   эпитетами,   в   них   много   определений,   олицетворений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребёнка к смысловой стороне слова; отражают владение словом. В конце 20 века, да и сейчас, в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных   терминов   из   иностранных   языков,   что   угрожает   языку,   а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего возраста средствами   малых   форм   фольклора   имеет   особую   значимость.   В   раннем возрасте   очень   важно   ускорить   «рождение»   первых   сознательных   слов   у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается   внимание   к   предметам,   животным,   людям.   Автор   книги «Русский детский фольклор» Мельников М.Н. отмечал: «Колыбельные песни по мнению народа­ спутник детства».1  2Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. 21 Мельников М.Н. Русский детский фольклор – Просвещение, 1987г5 Колыбельные   песни   обогащают   словарь   детей   за   счет   того,   что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. А.П.Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, песенки и т.д являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. С помощью   малых   форм   фольклора   можно   решать   практически   все   задачи методики развития речи, что особенно актуально в младших группах. Итак,   актуальность   темы   курсовой   работы   «УНТ   (малые   жанры фольклора­ скороговорки, считалки, сказки)как средство развития детской Целью   исследования речи»   несомненна,   но  проблема  заключается   в   слабом   использовании произведений УНТ как средств развития детской речи на занятиях в ДОУ.       является   выявление   особенностей использования   произведений   УНТ   (малых   жанров   фольклора)   в   целях развития детской речи в процессе обучения. Объектом исследования является процесс развития детской речи. Предметом исследования являются произведения устного народного творчества (малые жанры фольклора) как средство развития детской речи. Гипотеза   исследования:  считаем,   что   использование   произведений устного народного творчества на специальных занятиях и при организации игр с детьми способствует развитию детской речи. Задачи:  ­ дать психолого­педагогическую характеристику возраста; детей ­рассмотреть особенности детской речи, дать классификацию этапов развития дошкольногоречи; ­выявить   особенности   и   охарактеризовать   виды   УНТ,  которые   могут   быть использованы с целью развития речи дошкольников; 6 ­показать значение произведений УНТ в развитии детской речи на примере скороговорок, считалок и сказок; ­разработать   систему   использования   сказок   на   занятиях   как   источник развития детской речи; Методы исследования: 1. Теоретический анализ: изучение педагогической и специальной литературы по методике развития детской речи.   Эмпирические:   изучение   педагогического   опыта   использования 2. произведений УНТ как средств развития детской речи. 3.     Практические: проведение занятий по развитию речи с использованием  скороговорок, считалок, загадок и сказок.7 Глава I. Развитие детской речи в процессе  обучения и воспитания детей дошкольного  возраста 1.1. Психолого­педагогическая характеристика дошкольного  возраста Дошкольный   возраст   ­   время   интенсивного   развития   ребенка.   Он делится на 3 периода: младенческий, ранний и дошкольный.  Младенческий возраст (0 – 1 года); Раннее детство (1 – 3 года); Дошкольный возраст (3 – 7   лет).   Каждый   из   них   качественно   своеобразен   и   ценен   в   контексте личностного развития. Специфика каждого возраста состоит в качественно­ количественных новообразованиях, приобретаемых ребенком в тот или иной период.  Согласно теоретическим положениям, А. А. Бодалева, А. А. Ломова, А.   М.   Матюшкина   органы,   системы   и   психические   функции   ребенка развиваются   с   разной   интенсивностью   и   не   параллельно.   Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называют сенситивными.Остановимся подробнее на характеристике названных ранее периодов развития   ребенка.  Раннее   детство   (От   1   года   до   3­х   лет)   Основными достижениями   раннего   детства,   которые   определяют   развитие   психики ребенка,   являются   овладение   прямой   походкой,   развитие   предметной деятельности   и   овладение   речью3.   Внимание,   восприятие   и   память   детей раннего возраста носят непроизвольный характер. 8 Развитие восприятия происходит на основе внешне­ ориентированного действия (по форме, величине, цвету), при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало. Основной   способ   познания   ребенком   окружающего   мира   в   данном возрасте ­ это метод проб и ошибок. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету. К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного   «Я»,   но   и   того,   что   «я   хороший»,   «я   очень   хороший»,   «я хороший   и   больше   никакой»,   сознание   этого   и   появление   личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Л. С. Выготский описал   7   характеристик   кризиса   3­х   лет:   негативизм,   упрямство, строптивость, протест­бунт, деспотизм, ревность, своеволие1.4 Следующий   период,–   дошкольное   детство.  Дошкольное   детство  – большой   период   в  жизни   ребенка:   он   продолжается   с 3  до  7  лет.   В  этом 3 Мухина В.С. Психология дошкольника.- М.: Просвещение, 1975.- 72 с. 41 Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт- Петербург, 1997.возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция.   Активность   и   неутомимость   малышей   проявляется   в   постоянной готовности к деятельности.  В   этом   возрасте   ребенок   воспринимает   предмет   без   попытки   его обследования.   Речь   становится   связной,   словарный   запас   обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.9 Память   носят   непроизвольный   характер,   и   характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то,   что   интересно   и   эмоционально   окрашено.   Тем   не   менее,   все,   что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок   не   способен   долго   удерживать   свое   внимание   на   каком­то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Способ познания – экспериментирование, конструирование. В 3­4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе   что   оказывает   важную   роль   в   развитии   личности сверстников, ребенка.15Психическое   развитие   детей   4­5   лет   характеризуется использованием   речи   как   средства   общения   и   стимуляции,   расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира. Главный вопрос   ребенка   данного   возраста   «Почему?».   Активно   развивается потребность   в   новых   знаниях.   Большим   шагом   вперед   является   развитие способности   выстраивать   умозаключения,   что   является   свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей. Активно   развивается   фантазирование.   Способом   познания окружающего   мира   являются   рассказы   взрослого,   экспериментирование. Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми. В пяти,   шестилетнем   возрасте   интерес   ребенка   направлен   на   сферу   Оценки   взрослого   подвергаются взаимоотношений   между   людьми. критическому   анализу   и   сравнению   со   своими   собственными.   К   этому 51 Мухина В.С. Психология дошкольника.- М.: Просвещение, 1975.- 146 спериоду   у   ребенка   накапливается   довольно   таки   большой   багаж   знаний, который продолжает интенсивно пополнятся. 10 Еще   одна   важная   линия   развития   личности   –   становление самосознания.   У   ребенка   к   7­ми   годам   появляется   самоконтроль   и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек. Самый  главный  результат  дошкольного  периода –  это  готовность детей к обучению в школе. Итак, к концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что  такое  «плохо», а  также   может  оценить  не  только  чужое, но  и свое поведение.   Формируется   крайне   важный   механизм   соподчинения   мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника ­ поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание. К   задачам   психолого­   педагогического   сопровождения   детей дошкольного   периода   относится   предупреждение   возникновения   проблем развития ребенка; помощь(содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально­ волевой   сферы,   проблемы   взаимоотношений   со   сверстниками,   учителями, родителями. 1.2 Этапы развития детской речи и их особенности В   развитии   речи   ребенка,   так   же,   как   и   в   его   психологическом развитии, можно выделить несколько этапов:Подготовительный этап охватывает 1­й год жизни детей, он имеет чрезвычайное   значение   в   генезисе   вербальной   функции   ребенка.На протяжении 1­го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно­ 11 личностное   общение   с   близкими   взрослыми.   Оно   характеризуется следующими чертами: ­   общение   находится   на   положении   ведущей   деятельности   детей, опосредуя все их остальные отношения с миром; ­   содержание   потребности   детей   в   общении   сводится   к   нужде   в доброжелательном   внимании   взрослых;   ведущим   среди   мотивов   общения является личностный мотив; ­ основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно­мимических) движений и поз. В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на   уровень   второй,   более   сложной   формы   общения   со   взрослыми.   Это ситуативно­деловое общение. Оно отличается такими особенностями: ­   общение   разворачивается   на   фоне   предметных   манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей; ­   содержание   потребности   детей   в   общении   обогащается   новым компонентом   стремлением   ребенка   к   сотрудничеству,   к   совместному действию с окружающими взрослыми;   ­ ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым; ­ основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно­действенных)движений   и   поз   предметных   действий, функционирования в качестве коммуникативных сигналов.   преобразованных   для 12 На   1­м   году   жизни   дети   активно   слушают   словесные   воздействия взрослых,   а   при   ответе   на   обращения   старших   партнеров   и   в   случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. До 4­5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него "комплекс оживления" (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и звуками)   Это   воздействие   по максимальной   силы   и   продолжительности. эффективности   равно   ласке,   в   которую   входят   и   улыбка,   и   поглаживание ребенка. Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит. Второй этап­  этап возникновения речи  служит переходной ступенью между   двумя   эпохами   в   общении   ребенка   с   окружающими   людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца 1­го года до   второй   половины   2­го   года.   В   случае   замедленного   речевого   развития второй этап может растянуться на год­ полтора. Основное   содержание   второго   этапа   составляют   два   события: возникает   понимание   речи   окружающих   взрослых   и   появляются   первые вербализации   ­   период   лепета,   или   послоговой   речи.   Он   продолжается приблизительно до конца первого года жизни.Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по   существу.   Они   представляют   собой   двуединый   способ   решения   одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый: он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и  13 предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное или предметное,  но  и вербальное. Если взрослый  не предусматривает  речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи   взрослого,   и   словесный   ответ   на   нее   осуществляются   на   основе активного восприятия высказывания и его проговаривания.  В это время ребенок начинает произносить первые слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение   по   поводу   предметов.   Речь,   как   и   все   новообразования   возраста, носит   переходный   характер.   Это   автономная,   ситуативная,   эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое  может   служить   критерием   того,  что   старая   социальная   ситуация   развития ребенка   распалась.   Словарный   запас   ребенка   в   этот   период   составляет примерно 20 слов.  И   третьим,   заключительным   этапом   в   развитии   речи   дошкольников является  этап   развитии   речевого   общения.   Основными   событиями   этого этапа   являются:   во­первых,   изменение   содержания   общения   и   развитиесоответствующих   этому   функций   речи   как   средства   общения;   во­вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.  В разговорной речи, которую слышит ребенок, важное значение имеет группа слов (это, то, здесь, теперь, там, потом, я, ты и т.д.), для которых характерно   то,   что   они   непосредственно   зависят   от   позиции   говорящего. Происходит   социальная   категоризация   –   это   разделение   социального окружения на группы мы и они, на группы я и другие.  14 К   концу   раннего   возраста   речь   ребенка   с   формальной   стороны строится достаточно правильно. Он строит свои высказывания в соответствии со   своей   позицией   в   ситуации   и   с   учетом   позиции   другого   человека,   он начинает правильно использовать слова я, ты, мой, твойи т.д., то есть такие слова, употребление которых зависит от позиции говорящего.  В 2,5 года ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях (покажи,   кто   сидит,   кто   спит),   значение   предлогов   в   привычной конкретной ситуации (на чем ты сидишь?).  К 3 годам словарный запас составляет примерно 250­700 слов; ребенок использует   предложения   из   пяти­восьми   слов,   овладел   множественным числом   существительных   и   глаголов.   Ребенок   называет   свое   имя,   пол   и возраст;   понимает   значение   простых   предлогов   ­   выполняет   задания   типа "положи   кубик   под   чашку",   "положи   кубик   в   коробку",   употребляет   в предложении простые предлоги и союзы «потому что», «если», «когда».  В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные   предложения,   употребляются   предлоги   «по»,   «до», «вместо», «после», союзы «что», «куда», «сколько». Словарный запас 1500­ 2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Развитие речи ребенка ­ от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличиваетсядо 3500 слов,  в  нем  активно  накапливаются образные слова  и выражения, устойчивые   словосочетания   (ни   свет   ни   заря,   на   скорую   руку   и   др.) Усваиваются   грамматические   правила   изменения   слов   и   соединения   их   в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки,  15 необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.  Удовлетворение   познавательных   интересов   детей   приводит   к углублению   их   знакомства   с   окружающим   и   к   вовлечению   в   сферу   их внимания мира людей ­ объектов и процессов социального мира.  Рассмотрев этапы развития детской речи и их особенности, мы можем сделать вывод, что речь ребенка формируется постепенно, поэтапно; каждый этап   имеет   свои   отличительные   особенности.   К   семилетнему   возрасту словарный   запас   ребенка   составляет   примерно   3 000   слов.   Он   усвоил основные законы построения предложений в устной речи. Его речь должна  быть   понятной   окружающим,   сам   ребенок   может   достаточно   хорошо общаться в игровой и повседневной деятельности с помощью устной речи.16 Глава   II.   Устное   народное   творчество   как средство развития детской речи 2.1Виды устного народного творчества, их значение и особенности Фольклор   (folk­lore)   –   международный   термин   английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом.   В   буквальном   переводе   он   означает   –   "народная   мудрость", "народное   знание"   и   обозначает   различные   проявления   народной   духовной культуры.   В   русской   науке   закрепились   и   другие   термины:   народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличие   от   письменной   литературы.   Название   "народно­   поэтическое творчество"   указывает   на   художественность   как   на   признак,   по   которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение   ставит   фольклор   в   один   ряд   с   другими   видами   народного художественного творчества и художественной литературы.6 6 Кирилюк Е. Литературная энциклопедия . Т.11. -2000г. –С.205Особую   группу   произведений   устного   народного   творчества составляют пословицы и поговорки. Они относятся к образным изречениям и выражениям, вошедшим в разговорную речь, речевую традицию, которые во все   времена   являлись   живыми   родниками   человеческой   речи,   обобщали многовековой опыт народа. Однако эти малые жанры фольклора все же не простые   «произведения   речи»,   а   образные   многозначные   выражения, употребляемые   в   переносном   значении,   зачастую   имеющие   моральный характер.   Пословицы   и   поговорки   народов   России­   кладезь   многовековой мудрости, имеющей под собой нравственную основу.                                          Пословицы воспитывают уважение к старшему поколению, учат быть внимательными к окружающим, любви к ближнему, в них содержатся  17 житейские советы, пожеланья в труде, осуждения.1 Пословицы и поговорки не характерны для речи детей дошкольного возраста, да и понимание их смысла требует   пояснений,   разъяснений.   Любимыми   жанрами   детей   (и   не   только дошкольного возраста) во все времена являлись сказки. Возникшие   в   глубокой   древности,   впитавшие   в   себя   народную мудрость, сказки передавались из поколения в поколение, совершенствуясь, в чем­   то   изменяясь,   обогащаясь   по   содержанию   и   средствам   словесного выражения. Они отражают глубокую веру народа в победе добра над злом, любви и дружбы­ над враждой и коварством, трудолюбия и мастерства­ над ленью. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,   без   которых   немыслимо   благородство   души,  сердечная   чуткость   к человеческому   несчастью,   горю,   страданию.   Благодаря   сказке   ребенок познает   мир   не   только   умом,   но   и   сердцем.   И   не   только   познает,   но откликается   на   события   и   явления   окружающего   мира,   выражает   свое отношение к добру и злу.К   жанрам   устного   народного   творчества   относятся   и   песенные произведения   героико­эпического   слада­   былины.   В   былинах   осмыслен богатый   исторический   опыт   народа,   который   касается   самых   различных сторон   общественной   жизни:   борьба   с   иноземными   поработителями, становление государства, семейные отношения, социальная борьба народа со своими   угнетателями,   общественные   идеалы.   Центром   эпического   мира являются его герои­ богатыри.7 Считалки – это вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо­ ритмической структурой в шутливой  18  форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества1. 8Считалки характерны для детского фольклора  многих народов. Темы для считалок берут сами дети. Детскую считалку как раз и отличает комбинирование, соединение в единый сюжет разных мотивов, образов,   сюжетов   и,   конечно   же,   буйная   детская   фантазия   и   страсть   к словотворчеству, к звукоподражанию, к рифме. В них ­ весь душевный мир ребенка, которому необходимо и действие, и нежность., и таинственность, и веселье,   и   шум,   и   задумчивое   любование   сказочной   страной.   Такова   она, загадочная детская душа. Большой популярностью у детей пользуются небылицы, перевертыши. Небылицы  — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму  и  часто  имеют   вид  ритмизованной  прозы. Небылицы  представляют 71Зенин С.Н. Нравственно­ ценностный потенциал устного народного творчества: аспекты  востребованности //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. ­2009. ­№57. –С.160.2Даль, В.И. толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т., Т.3.­ М.: Рус. яз.,  1999. С. 191. 81 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т., Т. 3 – М.: Рус. Яз., 1999. С. 191.собой   особый   жанр   фольклора,   который   встречается   у   всех   народов   как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. Особым жанром среди произведений устного народного творчества являются   песни.   В   жизни   каждого   ребенка,   конечно   же,   встречаются колыбельные песни. Колыбельная песня – древнейший жанр, относящийся к материнскому   фольклору.   С   первых   дней   жизни   ребёнка   сопровождала материнская   колыбельная,   которая,   по   поверьям   обладала   магическими свойствами, несла функцию своеобразного оберега. Подробнее   мы   бы   хотели   остановиться   на   жанре   скороговорок   и считалок, так как считаем, что именно они играют большую роль в развитии речи детей. 2.2 Скороговорки и считалки как средство развития детской речи 19 Часто   взрослые   люди   недооценивают   богатейший   потенциал скороговорок, как замечательного средства для развития ребенка. Кроме того что скороговорка­ это веселая забава, которая приносит массу  положительных   эмоций,   одновременно   это   достаточно   сложный   труд   и средство развития артикуляционно­речевого аппарата, да и интеллектуальной сферы в целом. Скороговорки представляют собой специально придуманные фразы, в которых имеется труднопроизносимый подбор звуков, произносить которые надо  быстро,  четко  и  без запинок.  Овладение  разговорной речью является наиболее значимым и важным признаком развития ребенка.  Скороговорки   (чистоговорки)  —   это,   как   правило,   небольшой   по объему   речевой   материал,   специально   построенный   на   сочетании   звуков, трудных для произношения.Непременным   условием   успешности   развития   детей   является установление эмоционального контакта между взрослым и ребенком,  атмосфера доверия и сотрудничества между ними и активное использование речевых   элементов.   В   дальнейшем   происходит   совершенствование   речи, расширение словаря, улучшение произношения и т.д. Чрезвычайно важное  значение в этом процессе имеют созданные условия для общения ребенка с взрослыми. Скороговорки   улучшают   подвижность   языка,   артикуляционного аппарата, развивают слуховое внимание, тренируют правильное произнесение звуков. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и   обогащения   словаря   ребенка.   Положительный   эмоциональный   фон   при разучивании   веселых   скороговорок   позволяет   организовывать   общение   с взрослыми   комфортно,   а   обучать   и   развивать   без   принуждения.   Они способствуют   становлению   дикции,   а   хорошая   дикция   –   залог   успешной адаптации   ребенка   к   школьным   условиям,   позволяет   хорошо   выполнять задания, устно отвечая на уроках. 20 Скороговорки   в   виде   коротких   стишков   помогают   развивать   и совершенствовать память детей,  они направлены на тренировку речи ребенка, ее развитие. Различные виды скороговорок, созданных с целью  коррекции   произношения   тех   или   иных   звуков,   активно   используют   на логопедических занятиях. Можно сказать, что скороговорки представляют собой эдакий речевой тренажер,   возможностями   которого   пренебрегать   просто   не   разумно. Тренировки   можно   начинать   с   самого   раннего   возраста,   однако,   при   этом учитывая   уровень   владения   речью,   возраст   ребенка,   его   психологические особенности   и   другие   факторы.   От   этого   зависит   подбор   материала   для использования, понятного и доступного для конкретного ребенка. Для крохи подойдут скороговорки рифмованные, с использованием сказочных сюжетов иперсонажей.   Для   деток   постарше   можно   подбирать   скороговорки напоминающие мини­истории. Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с   гиперактивными   детками,   поскольку   для   правильного   произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность. Таким   образом,   скороговорки   способствуют   развитию   речевого аппарата   ребенка,   улучшают   дикцию,   обогащают   словарный   запас. Использование   скороговорок   полезно   при   коррекции   речевого   развития, проблем  в  поведении.  В  целом скороговорки  благоприятно отражаются  на общем интеллектуальном развитии ребенка. В приложении № б нами приведен тематический список считалок и скороговорок1.9 Считалки  — это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в  21 игре. Раньше русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву. Азам арифметики нужно учить дитя еще с раннего возраста, но ведь заставить малыша спокойно сесть и выучить цифры невозможно, ему хочется  играть и забавляться весь день напролет. Выход из этой ситуации простой — используйте считалки для детей. Краткие стишки ознакомят его с правилами счета.   Ребенок   будет   с   удовольствием   учить   детские   считалочки,   чтобы применять их для выбора ролей между друзьями в различных коллективных играх. Дети сами нередко фантазируют, изменяя различные строки считалок, это  интересно, весело  и  весьма  полезно  для  детского  ума.  Но  измененная 91 Приложение № б.считалка для детей никогда не потеряет своей сути — она помогает деткам ознакомиться с математикой, сделать первые шаги на пути к познанию этой науки. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Ее применяют   для   развития   памяти   у   детей,   считалка   незаменима   в   играх   с несколькими участниками, даже когда их только двое, например дитя и мама. Легко   запоминающийся   стишок   с  веселым   контекстом   показывает   ребенку принципы   элементарных   математических   действий,   чтобы   заинтересовать малыша. Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление. Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию,   что   необходимо   человеку   для   самовыражения.   Детям   считалочка показывает   эстетику   звучания   рифмованных   строк   и   родной   речи,   что   в дальнейшем   вызывает   интерес   к   литературе   и   русскому   языку,   которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма. Во все времена и во всех культурах для организации игры использовались считалки.   Сама   считалка   уже   становится   элементом   игры   и   доставляет ребенку удовольствие. 22 2.3   Роль   русских   народных   сказок   в   развитии   речи   детей дошкольного возраста На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание педагоги и родители уделяют русским народным сказкам. Сказка ­ дорогой   гость,   как   у   малышей,   так   и   у   детейпостарше.   Малыши   с удовольствием слушают сказки «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки нужно стараться не читать, а рассказывать. Когда  воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает скаждым   ребенком   и   этим   воспитывает   очень   важное   умение   слушать   и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки ­ ребятушки, коза ­ дереза и другие.  Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки. После рассказывания сказки проводится беседа, которая помогает  детям лучше понять содержание, правильно  оценить   некоторые   ее   эпизоды,   еще   раз   повторить   интересные   сравнения, описания.    Однако не следует забывать, что встреча со сказкой ­ это, прежде всего,   воспитание   чувств   ребенка.   Ребенок   должен   не   рассуждать,   а наслаждаться   услышанным.   Это   возможно   лишь   тогда,   когда   ребенок запомнит хотя бы частично текст. Вопросы во время беседы должны быть разнообразными.   Одни   помогают   точнее   охарактеризовать   героев     сказки, другие ­ обратить внимание на отдельное слово, поступок,  эпизод. Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу:   объяснять   непонятные   слова,   выражения,   осваивать   новые   слова, рассказывать о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту  23 работу   можно   так­   же   проводить   и   при   рассматривании   иллюстраций   к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.  В ходе выполнения курсовой работы мною было проведено занятие по развитию речи с использованием произведений УНТ, сказки «Курочка Ряба». Занятие называлось «Путешествия Курочки ­ Рябушки». Одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок.Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми   интонациями,   движениями.   Участвуя   в   театрализованных   играх, дети   знакомятся   с   окружающим   миром   через   образы,   краски,   звуки.   В процессе   работы   над   выразительностью   реплик   персонажей,   собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.  Самое   трудное   в   театрализованной   деятельности   ­   это   добиться единства   слов   и   действия.   Сохранить   непосредственность   и   живость   игры помогает   подробный   анализ   того,   что   происходит   в   сказке,   и   уточнение конкретных   действий   каждого   персонажа.   В   театральной   игре   ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует   память   и   художественно   ­   образное   восприятие,   развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.    Развивает речь детей, их творчество и кукольный театр. Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. В результате обобщения изложенного материала во второй главе мы пришли   к   выводу,   что   приобщение   к   устному   народному   творчеству (фольклору),   способствует   развитию   связной   речи   детей,   обогащению активного   словарного   запаса,   развитию   грамматического   строя   речи, усвоению правильного звукопроизношения, развитию творческих  24 способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и  наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать драматизацию и кукольный театр, с помощью которого   разыгрываются   сказки.   Произведения   УНТ,   этот   богатейший материал     обязательно   должен   быть   использован   для   развития   речи   детей дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 Освоение   духовного  богатства   народа,  его   культурно­исторического опыта   является   одной   из   важнейших   задач   развития   личности   ребенка дошкольного   возраста.   Изучение   произведений   УНТ   его   обязательное включение в педагогический процесс способствует его успешному освоению, а также   развитию   речи   ребёнка,   пополнению   и   обогащению   его   словарного запаса. Народная педагогика ­ так называют произведения устного народного творчества­   став   самостоятельной   областью   народной   культуры,   создалацелостную   систему   обучения   и   воспитания   с   учетом   специфических особенностей   нации,   сохранив   особенные   черты   национального   характера, присущие   ему   нравственные   ценности,   представление   о   добре,   красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Как   показывают   исследования   лингвистов,   психологов,   педагогов (О.С.Ушакова,   Л.С.   Выготский,   Д.Б.   Богоявленская,   А.В.   Запорожец) младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев литературы и фольклора.  Отмечено,   что   в   семьях,   где   родители   употребляют   в   общении   с ребенком   пословицы,   потешки,   поговорки   и   др.   малые   формы   фольклора, дети вырастают более коммуникабельными, с хорошо развитой речью. Ведь обращение   к   хорошо   знакомым,   любимым   детьми   жанрам   фольклора обеспечивает   эффективность   формирования   самостоятельной   речи дошкольников.   Через   устное   народное   творчество   ребёнок   не   только овладевает   родным   языком,   но   и,   осваивая   его   красоту,   лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. С потешкой ребёнок знакомится на одной из ранних стадий своего развития. Она учит понимать речь, выполнять движения. Только   в   народном   жанре   мы   находим   идеальное   расположение труднопроизносимых звуков. Это видно на примере скороговорок и  26 чистоговорок,   которые   являются   неотъемлемой   частью   фольклора. Несложный, ритмичный, зачастую шуточный текст, построенный на сочетании звуков,   созданный   для   забавы   детям,   он   способствует   развитию   речи, помогает решать задачи корректировки неправильного произношения звуков. Более  того,  с  чистоговорками   и   скороговорками   можно   работать   разными способами: играя в мяч, хлопая в ладоши, меняя темп речи.Не менее важная особенность считалок и скороговорок это ­ игры – импровизации. С их помощью воспитывают положительные черты характера детей,   разнообразят   детский   досуг,   формируют   фантазию,   расширяют словарь,   помогают   сделать   речь   детей   более   выразительной,   учат   их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.    Таким   образом,   произведения   устного   народного   творчества   дают возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к   народной   поэзии.   Благодаря   этому,   еще   задолго   до   ознакомления   со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале малых жанров(колыбельных песен, потешек, небыличек, считалок, скороговорок,   загадок)   фольклора   у   малышей   формируется   внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.  Значительное   воздействие   на   разностороннее   развитие   речи   у   детей   учит может   оказать   отгадывание   и   придумывание   загадок.   Загадка   анализировать,   выделять   существенные   признаки,   сопоставлять   их,   делать вывод,   проверять   себя.   Анализ   загадки   предполагает   не   только   лучше понимать   и   быстро   отгадывать,   но   и   приучает   внимательно   относиться   к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать  и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.  27 Итак,   считаем,   что   выдвинутая   нами   гипотеза:  использование произведений устного народного творчества на специальных занятиях и при   организации   игр   с   детьми   способствует   развитию   детской   речи­ доказана.28 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Афанасьев А.Н. народные русские сказки : В 3 т. / А.Н. Афанасьев ; ­ М.,  1998. 2. Алямовская В.Г. «Ясли ­ это серьезно» 2000г.3. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю Народная художественная культура:  Учебник –М.: МГУКИ, 2000. С. 166.           4.   Венгер Н.Б «Воспитание сенсорной культуры ребенка» .  5.   Весёлые обучалки и развивалки:  http://www.kindergenil/ru/HTMLs/skorogovorki/bpgkskor.htm.  6.   Гегель Г.В. Ф. Эстетика : В 4 т. /Г.В.Ф. Гегель. – М., 1969. – Т.2. – С. 100. 7.  Гелло, Т.А., Музенитова, Э.А. К проблеме использования фольклора в  воспитании взаимоотношений дошкольников//Сборник материалов  Республиканской научно­практической конференции, 29 июня 2006 г. –  Тирасполь: РИО ПГУ, 2006г. 8.  Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк.  воспитание.­1985.­№11.­С.21­24.  9.  Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т., Т. 3. –  М.: Русс. Яз., 1999.   10.  Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2007г; № 10, 1988г. 11.   Зенин С.Н. Нравственно­ ценностный потенциал устного народного  творчества: аспекты  востребованности //Научные ведомости Белгородского  государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.  ­2009. ­№57. –С.160. 12.  Кирилюк Е. Литературная энциклопедия . Т.11. ­2000г. –С.205 13.  Крутецкий В.А.  Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.:  Просвещение, 1980.­ С.352. 14.  Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей» Москва 1987г. 29 15. Мухина В.С. Психология дошкольника.­ М.: Просвещение, 1975.­ 72 с. 16.  Немов Р.С.  Психология Т.1. Общие основы психологии. – М.: Владос,  2003. – С.688. 17.  В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. – Радянська школа, 1988 ­ С.22.18.  Устное народное творчество как средство формирования  коммуникативных навыков. http://nsportal.ru/detskii­sad/razvitie­rechi/ustnoe­ narodnoe­tvorchestvokak­sredstvo­formirovaniya­kommunikativnykh­um. 19.  Фадеева Е., Траханова А.  «Прыг – скок по радуге. Знакомство с первыми  сказками» Москва 2000г.    30                     ПРИЛОЖЕНИЕ «Понятия, связанные с рассмотрением темы курсовой работы»                       Приложение № аАнималистический­ относящийся к изображению животных. Анонимность­   безименность,   неизвестность;   умолчание,   скрытие имени. Былины­  это   литературное   название   народных   русских   поэм   о подвигах и приключениях богатырей. Вариативность­ наличие вариантов; вариантность. Детство­ термин, обозначающий начальные этапы онтогенеза­ период развития ребенка от рождения до подросткового возраста (т.е. до 11­12 лет). Дикция­ степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Четкая дикция. Доброта­  душевное   расположение   к   людям,   благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная доброта души. Доброта сердца. Сердечная доброта. Драматизация   —  это   намеренное   создание   переживаний,   драм, активное   раскручивание   души   на   какие­либо   (и   в   первую   очередь эмоционально   болезненные)   переживания.   Например,   на   возмущение.   Или, обиду. Или, как минимум недовольство. Жизнь­  это физиологическое состояние живого организма в стадии роста, развития и разрушения, его существование от рождения до смерти. Колыбельная   песня  –   древнейший   жанр,   относящийся   к материнскому   фольклору.   С   первых   дней   жизни   ребёнка   сопровождала материнская   колыбельная,   которая,   по   поверьям   обладала   магическими свойствами, несла функцию своеобразного оберега. 31 Кукольный   театр   –  особый   вид   театрального   представления,   в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.Милосердие­ готовность  из сострадания  оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Мораль­  нравственные   нормы   поведения,   отношений   с   людьми,   а также сама нравственность. Небылицы  —   это   сказки,   построенные   на   бессмыслице.   Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Нравственность­  совокупность   норм,   определяющих   поведение человека. Патриотизм­  любовь,   преданность   и   привязанность   к   отечеству, своему народу. Потешки­  небольшие   стихотворения,   которые   предназначены   для одновременного развлечения и обучения детей.  Свобода­  своя воля, простор, возможность действовать  по­ своему; отсутствие   стесненья,   неволи,   рабства,   подчинения   чужой   воле.   Свобода понятие   сравнительное;   она   может   относиться   до   простора   частного, ограниченного, к известному делу относящийся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода   печати,   отсутствие   цензуры,   но   может   быть   ответ   перед   судом. Свобода   мысли,   безответственность   за   мысли,   убеждения   свои.   Свобода слова, позволенье выражать мысли свои. Скромный­   умеренный во всех требованиях, смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении. Сказки­  элемент   устного   народного   творчества,   имеющий содержанием   необычные   в   бытовом   смысле   события   (фантастические, чудесные   или   житейские)   и   отличающийся   специальным   композиционно­ стилистическим построением. 32Скороговорки   (чистоговорки)  —   это,   как   правило,   небольшой   по объему   речевой   материал,   специально   построенный   на   сочетании   звуков, трудных для произношения. Социальная категоризация – это разделение социального окружения на группы "мы" и "они", на группы "я" и "другие".  Справедливость­  беспристрастие,   справедливое   отношение   к   кому­ нибудь, чему­ нибудь. Соблюсти справедливость. Нарушить справедливость. Чувство справедливости. Унификация­  (от.   лат.  unus­   один,  facio­   делаю;   объединение)­ приведение к единообразию, к единой форме или системе. УНТ­  различные   виды   непрофессионального   словесного   творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. Основные признаки У. н. т.: устная форма существования (произведения не записывались, а передавались  из  уст  в уста),  вариативность  (многократное исполнение   сказок,   песен,   былин   и   т.п.   различными   исполнителями (сказителями) приводило к созданию множества вариантов одного и того же произведения). Фольклор­  (англ.  folklore­   «народная   мудрость»)­   народное творчество,   чаще   всего   именно   устное;   художественная   коллективная творческая.33  Приложение №б «Словарь считалок и скороговорок, используемых для развития речи детей дошкольного возраста» Считалки: Раз малинка, два малинка, Ела ягоды Маринка, И в корзинке у Маринки Не осталось ничего. Кто по ягоды пойдет, Тот корзиночку найдет. Шел, прошел, Не нашел, Шишел Вышел, Вон пошел! Стакан, лимон, выйди вон Из окошка кувырком! Лимон покатился, Стакан разбился! Бомба взрывается, Игра начинается.34 В начале игры: Раз, два, три, Огонь, пали! Катится яблочко С крутой горы. Кто поднимет — Тот уйди! Первишки, другишки, Шалуны мальчишки Стали играть, Воду выбирать. Ну­ка ты, Додон, Убирайся вон! Раз, два, три, четыре, Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я ­ Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять, Всех начну считать опять. Гномик золото искал! И колпак свой потерял! Сел, заплакал, ­ как же быть?!Выходи! Тебе водить! Тили­тели, На лавочке сидели ­ Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной; А ты кто такой? 35 Шышел­мышел, Взял, да вышел. Раз, два, три, четыре. Жили мышки на квартире.  Чай пили, чашки мыли,  По три денежки платили.  Кто не хочет платить, тому и водить. Раз, два, три, четыре, пять­  Вышел зайчик погулять.  Вдруг охотник выбегает,  Прямо в зайчика стреляет.  Пиф­паф, ой­ей­ой,  Умирает зайчик мой.  Привезли его в больницу,   Он украл там рукавицу.  П ривезли его в буфет,Он украл там сто конфет.  Привезли его домой,  Оказался он живой. Бубенчики, бубенчики,  Летели голубенчики  По утренней росе, По зеленой полосе. Скороговорки: 36   От топота копыт пыль по полю летит. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь У осы не усы, и не усищ­ща, а у­у­сики. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,  А без домкрату ну не поднять на тракте трактор. Интервьюер интервента интервьюировал. Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался. Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход. Ест Федька с водкой редьку Ехал Грека через реку, видит Грека ­ в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку ­ цап! Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат ­ бородат. К Габсбургам из Страсбурга.Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.  Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.  У ёлки иголки колки. В один клин, Клим, колоти. Упражнение дикции помогает развитию речи.  Божья коровка, полети на небко, там твои детки кушают конфетки.  37 И снова солнцу улыбнусь  Ткёт ткач ткани на платки Тане. Говорил командир при полковнике про подпоручицу, А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал. Турка курит трубку, курка клюет крупку.  Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.  Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб. Разнервничавшегося   конституционалиста   нашли   акклиматизировавшимся   в Константинополе. Водовоз вёз воду из­под водопровода. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил. Подал грабли крабу краб. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. Рододендроны из дендрария. Сорока со скоросоковыжималкой. У перепела и перепёлки пять перепелят.  На горе Арарат рвала Варвара виноград. Во дворе­подворье погода размокропогодилась. Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку«Сказка «Медведь и лиса» » Жили­были медведь и лиса. У медведя в избе на чердаке была  припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы ей до меду добраться? Прибежала лиса к медведю, села под окошечко:     — Кум, ты не знаешь моего горечка!                                                                     — Что, кума, у тебя за горечко?                                                                            38   — Изба моя худая, углы провалились, я и печь не топила. Пусти к себе  ночевать.                                                                                                                      — Поди, кума переночуй.   Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до меду добраться? Медведь заснул, а лиса — тук­тук хвостом. Медведь  спрашивает:       — Кума, кто там стучит?                                                                                        — А это за мной пришли, на повой зовут.                                                             — Так сходи, кума. Вот лиса ушла. А сама влезла на чердак и почала кадушку с медом.  Наелась, воротилась и опять легла.       — Кума, а кума, — спрашивает медведь, — как назвали­то?                             — Починочком.                                                                                                        — Это имечко хорошее. На другую ночь легли спать, лиса — тук­тук хвостом:     — Кум, а кум, меня опять на повой зовут.                                                            — Так сходи, кума. Лиса влезла на чердак и до половины мед­то и поела. Опять  воротилась и легла.— Кума, а кума, как назвали­то?                                                                           — Половиночком.                                                                                                    — Это имечко хорошее. На третью ночь лиса — тук­тук хвостом:     — Меня опять на повой зовут.                                                                               — Кума, а кума, — говорит медведь, — ты недолго ходи, а то я блины хочу  печь.                                                                                                                              — Ну, это я скоро обернусь.   А сама — на чердак и докончила кадушку с медом, все выскребла.  Воротилась, а медведь уже встал. 39       — Кума, а кума, как назвали­то?                                                                           — Поскрёбышком.                                                                                                   — Это имечко и того лучше. Ну, теперь давай блины печь. Медведь напек блинов, а лиса спрашивает:     — Мед­то у тебя, кум, где?                                                                                    — А на чердаке. Полез медведь на чердак, а меду­то в кадушке нет — пустая.     — Кто его съел? — спрашивает. — Это ты, кума, больше некому!                   — Нет, кум, я мед в глаза не видала. Да ты сам его съел, а на меня  говоришь! Медведь думал, думал...   — Ну, — говорит, — давай пытать, кто съел. Ляжем на солнышке вверх  брюхом. У кого мед вытопится — тот, значит, и съел. Легли они на солнышке. Медведь уснул. А лисе не спится. Глядь­  поглядь — на животе у нее и показался медок. Она нуко скорее перемазывать  его медведю на живот.   — Кум, а кум! Это что? Вот кто мед­то съел!Медведь — делать нечего — повинился.            40                                                                                      Приложение №в Занятие по развитие речи с элементами устного  народного творчества в 1 младшей группе «Путешествия Курочки ­ Рябушки» Цель: Дать представление о курице и цыплятах (курочка мама­ большая,  пестрая, цыплята ее детки, маленькие, пушистые, желтые, ходят за курочкой  и пищат. Продолжать учить детей различать и называть основные цвета,  находить предметы одинакового цвета. Закреплять правильное употреблении в речи слов большой, маленький,  активизировать речь детей, побуждая их отвечать на вопросы.Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, любовь и интерес к  живому миру. Предварительная работа:  Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», выучить  стихотворения «Петушок» рассматривания иллюстрации курочки, цыплят,  игровое ­ упражнения «Найди цвет». Оборудование:  Игрушка курочка, баночки с зерном , кусочек хлеба, рисунок  цыпленка, формы с изображением цыпленка по количеству детей, дорожка  зеленого цвета, дорожка из камушек, дорожка из палочек, дорожка из макет  луж, макет яйца, аудиозапись. Ход занятия: Дети стоят вокруг воспитателя.                                                                        Воспитатель: Ребята у нас, большой детский сад «Белочка»                              Дети: Да! (поднимают руки вверх.)                                                             41 Воспитатель: А у зайца домик маленький.                                                 Дети: Да! (приседают, руки опущены) Воспитатель: Мишка наш пошел домой.                                                                Дети: (идут вперевалочку)                                                                                 Воспитатель: Поскакал и заинька.                                                                          Дети: (руки перед собой и прыгают на носочках)                                                 Слышится кудахтанье курочки. (аудиозапись)                                              Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости пришел?                                      Дети: Курочка Ряба.                                                                                              Воспитатель: Какая она Курочка Ряба по внешнему виду?                                 Дети: Курочка Ряба красивая, большая, пестрая, добрая.                                    Воспитатель: Ребята, что на голове у курочки?                                                    Дети: На голове у курочки гребешок.                                                              Воспитатель: Покажите, где у курочки глазки?                                                    Дети: Показывают и называют глазки.Воспитатель: Покажите, где крылья?                                                                     Дети: Показывают и называют крылья.                                                                   Воспитатель: Покажите, где хвост?                                                                        Дети: Показывают и называют хвост.                                                             Воспитатель: Покажите, где клюв?                                                                  Воспитатель: Чем питается курочка?                                                                    Дети: Зерном, хлебушком, травкой, червяками.                                                      Воспитатель: Дети подойдите к столу, на столе у нас стоят маленькие  баночки с пшеном, возьмите баночку и пересыпайте пшено вместе со мной, с  одной баночки на другую.                                                                                    Слышится кудахтанье курочки. (аудиозапись) Воспитатель: Ребята, почему курочка так кричит? Давайте у нее  спросим. (Воспитатель имитирует, прислушивается к тому, что говорит курочка.)Она  очень волнуется, потерялись ее цыплята. Как же ей помочь? Ребята давайте  сделаем ей цыпляток. Подойдите к столу, где лежат формы с изображением  цыплят. Аппликация «Цыпленок»  Цель:  42 учить кисточкой намазывает клеем формы цыплят и посыпать их пшеном,  следить за тем, чтобы каждая форма была закрыта зерном. Воспитывать  аккуратность. Воспитатель: Ребята, посмотрите курочка перестала волноваться, она обрадовалась. (Воспитатель вместе с курочкой рассматривают красивых,  кругленьких, пушистеньких цыпляток)                                                        Воспитатель: Дети, скажите какого цвета наши цыплятки?                                 Дети: Цыплята желтого цвета                                                                        Воспитатель: Чем мы посыпали формы цыплят?                                                  Дети: Пшеном. Курочка вновь начинает беспокойно кудахтать. (Аудиозапись)Воспитатель: Снова наша курочка что ­ то беспокоиться? Куда она  интересно вас зовет? Наверное, погулять на полянку. Пойдемте с курочкой  гулять по траве зеленой шух­ шух­ шух. Дети снимите сандалики и встаньте на дорожку – здоровья. 1. Ходьба по дорожке ­ камушки. (По камушкам скок­скок­скок). 2. Ходьба по дорожке – палочки. (по дорожке топ­ топ –топ). 3. Ходьба по дорожке – лужам. ( По дорожке   плюх­ плюх­ плюх). Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Вышла Курочка  гулять».  Цель: Воспитатель читает текст, дети выполняют вместе с  воспитателем соответствующие движения. Вышла курочка гулять (дети ходят за воспитателем).Свежей травки  пощипать (приседают, имитируют щипание травы).А за ней ребятки (дети  идут за воспитателем). Желтые цыплятки. Ко­ко­ко, ко­ко­ко (грозят пальцем).                          Не ходите далеко! Лапками гребите! (топают ногами).                                          Зернышко ищите! Съели толстого жука. (стучат пальчиком об пол).              Выпили водицы. Полное корытце. (накланяются).                                                  Ко­ко­ко, ко­ко­ко. Не ходите далеко! (воспитатель отходит от детей). 43 Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы хорошо выполнили  упражнения.         Наша курочка хочет еще с вами поиграть в игру  «Петушок». Цель:  Учить выполнять имитационные упражнения, показывая красоту,  пластичность движений.                                                                                       Петушок, петушок (руки опущены).Золотой гребешок (руки вверх скрестить).                                                  Масляная головушка (показывают головку).                                                         Шелковая бородушка (показывают бородку).                                                          Что ты рано встаешь, голосисто поешь (кричат «Кукареку»).                               Деткам спать не даешь (руки в ладошки).                                                       Воспитатель: Вот, как замечательно мы погуляли!                                  А теперь пора и домой возвращаться. Пойдемте пройдем обратно по дорожке – здоровья. 1. По траве шух­шух­шух. 2. По камушкам скок­скок­скок. 3. По лужам плюх­ плюх –плюх. 4. По дорожкам топ­ топ­ топ. Вот мы и пришли! Ребята, курочке вы очень понравились. Смотрите ка, она снесла яичко, да не золотое, да не простое. Воспитатель открывает, а там угощение

Посмотрите также