Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
ПОД ВЛИЯНИЕМ СКАЗКИ
Задача. Выявить особенности развития сопереживания у детей 6 лет
под влиянием сказки.
Описание методики. Материалом для проведения эксперимента
является сказка О. Уайльда «Звездный мальчик» (музыкальный
спектакль, записанный на пластинку). Испытуемым предлагается
прослушать только первую часть сказки, которая заканчивается
описанием эпизода, когда «звездный мальчик», прекрасный и нарядный,
забрасывает камнями свою матьнищенку, проискавшую его по белу
свету 10 лет. Сын отказывается признать свою мать и прогоняет ее с
поразительной жестокостью. Пластинка прослушивается дважды.
Затем показывается приготовленная заранее картинка с
изображением двух полярных персонажей сказки (материнищенки и
«звездного мальчика»). Детям дается инструкция (в ней разъясняется
смысл метафорического выражения «отдать комуто свое сердце») и
предлагается вырезанное из бумаги сердечко, которое каждый ребенок
должен «отдать» сказочному персонажу, понравившемуся ему больше
всего, показавшемуся хорошим. Процедура дарения «сердец»
проводится строго индивидуально.
Каждый испытуемый рассказывает экспериментатору о том, кому он
отдал свое «сердце» и почему. Беседа подробно протоколируется (или
записывается на магнитофон).
Во второй части эксперимента детям предлагается еще раз
«встретиться» с теми же персонажами, однако на этот раз герои сказки
сами желают подарить детям чтото на память; при этом принять
подарок можно только от одного из персонажей. Экспериментатор дает
указание, что подарки принимают только от тех, кто нравится и дорог
им.
«Звездный мальчик» дарит детям яркий декоративный знак с
изображением сказочных героев (открытку), а нищенкамать – менее
привлекательный бумажный ромбик. Каждый ребенок, принимая
подарок от лучшего, по его мнению, персонажа, должен обосновать свойвыбор.
А н а л и з р е з у л ь т а т о в . Все высказывания и мотивировки детей
подробно протоколируются. При анализе полученных протоколов
выделяются следующие виды мотивировок:
1. Мотивировки испытуемых, принявших «ценный подарок» от
«звездного мальчика»:
а) моральнооценочное обоснование;
б) эстетическое;
в) полная неадекватность восприятия обоих персонажей замыслу
сказки;
г) потребительский и одновременно эстетический подход.
2. Мотивировки испытуемых, отвергнувших подарок «звездного
мальчика»:
а) выбор, адекватный замыслу сказки, но при этом обнаруживается
ситуативный подход;
б) обобщеннонравственный подход.