"Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения".

  • Работа с родителями
  • docx
  • 06.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье «Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения» даны рекомендации учителя-логопеда родителям. Даны примеры упражнений работы над дефектом произношения, над слоговой структурой слова, работа по развитию анализа и синтеза слов, над фонематическими процессами: слуховой памятью и восприятием, фонематическим слухом.
Иконка файла материала РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.docx
Подготовила учитель­логопед Жерновая Н.В. МОУ «Ракитянская СОШ №1» Белгородская область Рекомендации учителя­логопеда для родителей. Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения. 1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. 2.   Если   ваш   ребенок   говорит,   по   вашему   мнению,   абсолютно   «чисто»,   не помешает, все­таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле. 3.   Работу   по   устранению   дефектов   звукопроизношения   должен   проводить только   специалист.   Самостоятельное   вмешательство   родителей   в   процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату. 4.   Обратите   внимание   на   сформированность   слоговой   структуры   речи   у вашего   ребенка.   К   шести   годам   ребенок   безошибочно,   не   переставляя   и пропуская слоги, должен произносить слова типа:  милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д. 5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, ­ это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью. 6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять   не   только   дома,   но   и   по   дороге   в   детский   сад,   в   школу,   на прогулке, в магазине и т.д. : ∙  произнесите   ряд   слов   и   попросите   ребенка   хлопнуть   в   ладоши   (поднять руку), когда услышит заданный звук.  Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи. ∙ попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате,   магазине,   детском   саду),   начинающиеся   на   звук   [Ш]   (или   любой другой звук). ∙ предложите самостоятельно придумать 5­7 слов, начинающихся на заданный звук. ∙   попросите   вспомнить   и   назвать   учебные   принадлежности   (продукты   из магазина,   домашних   или   диких   животных   и   т.д.),   в   названиях   которых «спрятался» звук [С] (или любой другой). ∙  произносите   ряд   слов   и   попросите   ребенка   хлопнуть   в   ладоши   (поднять руку)   когда   услышит   мягкий   согласный   звук   в   начале   слова  (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки,сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка). ∙  предложите   ребенку   самостоятельно   придумать   слова,   начинающиеся:   на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза   помогут   следующие   задания,   выполнение   которых   не   требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке: 1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении. 2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д. 3.   Придумай   предложение  с   маленьким   словом   «на»   (так   можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.» 4.   Придумай   предложение   с   первым   словом   "веселый"   (или   любым другим),   постепенно   добавляя   слова   связанные   между   собой   по   смыслу. Например:   «Веселый…»,   «Веселый   кот…»,   «Веселый   кот   прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.». 5.   Составь   как   можно   больше   слов,  используя   буквы   заданного   слова. Например:   метрополитен,   велосипедист,   экскаватор   и   др.   Можно использовать любые длинные слова. 6. Доскажи слог, чтобы получилось слово.  Например: ма­ли­(на), ка­ран­ (даш), кар­тош­(ка) и др. 7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним   слогом);   каша,   лето,   сумка,   урок,   сырок   (слова   с   двумя   слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами). 8.   Назови   первый   звук   в   словах.  (Произносим   слова   с   первым   гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.) 9. Назови последний звук в словах.  В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву. 10. «Угадай слово».  Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они   произносят   по   отдельным   звукам,   делая   между   ними   в   произнесении паузу. Например: [с] ­ [л] –[о] –[ н]. 11.   «Где   спрятался   звук?».  Ребенок   должен   определить   приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».12. «Рассыпушки».  Ребенку   предлагается  собрать  слова  из  букв, которые «рассыпались»,   т.е.   поменялись   местами.   Такое   задание   не   обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5­ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).