"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"
Оценка 4.9

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
24.06.2017
"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"
Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.
формирование дух.-нравствен.ценностей мл.шк-ков.docx
Краснодарский край Калининский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 станицы Старовеличковской Из  опыта  работы    «Формирование духовно­нравственных ценностей младших школьников на основе приобщения к культурным традициям кубанского казачества» Гейдаровой  Елены  Александровны учителя  начальных  классов ст.Старовеличковская 2017 г. Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство. Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи: ­ любовь к родителям и родному дому; ­ любовь к природе, её охрана и изучение; ­ любовь к родному краю, его изучение; ­ знакомство с национальной культурой; ­ воспитание чувства национальной гордости; ­ изучение государственной символики; ­ военно­патриотическое воспитание. Краснодарский край – казачий край. Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями,   в   которых   запечатлены   его   духовные   ценности.   Они   отражены   в   поселениях   и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура   кубанского   казачества   богата   и   разнообразна.   Память   об   истории   страны   –   залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням.  Воспитание   любви   к   Родине   является   одной   из   главных   составляющих   нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей   «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно­нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла,   не   растворилась   душа   русского   народа:   тот   народ,   который   не   помнит   своих   корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников. В   целях  воспитания   учащихся   на   духовных   и   нравственных основах   казачества, обеспечивающих   действенное   служение   Отечеству;   физического,   военно­патриотического воспитания; возрождения духовных, исторических и военно­патриотических традиций кубанского казачества в 2016 – 2017 учебном году 2 класс стал классом казачьей направленности.  Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения  краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков. Программа   рассчитана   на   4   года   (время   обучения   в   начальной   школе).   При   переходе   детей   в среднее звено школы необходима преемственность. Задачи программы: 1)      формировать у детей желания поступать в соответствии  с нравственными ценностями и правилами (жить по совести); 2)      развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека; 3)      воспитывать стремление к любви, добру, толерантности; 4)      приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом; 5)       дать   знания   в   области   православной   культуры   для   духовно­нравственного   и эстетического развития личности; 6)      развивать физические способности учащихся, используя заложенный в них потенциал. В   соответствии   с   программой   класса   казачьей   направленности   используются   следующие формы работы: 1)      работа с родителями учащихся; 2)      работа на уроках кубановедения; 3)       введение   регионального   компонента   на   уроках   окружающего   мира,   изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры; 4)      занятия кружка «История и культура казачества»; 5)       занятия кружка «Основы православной культуры»; 6)      занятия  спортивного кружка «Казачьи игры»; 7)       организация воспитательной внеурочной работы в классе; 8)       участие   во   всех   районных   и   сельских   мероприятиях,   связанных   с   работой   казачьего общества.       Чтобы   организовать   класс   казачьей   направленности,   необходимо   заручиться   поддержкой родителей.   Еще   в   1   классе   было   проведено   родительское   собрание,   на   котором   родители познакомились с основными идеями предстоящей работы. Решение о создании казачьего класса было принято родителями с пониманием. Многие родители оказывают постоянную поддержку в организации мероприятий в классе, помогают детям в поиске   интересных сведений, связанных с историей их семей, историей станицы. Особенно важна их помощь при проведении экскурсий с выездом. Родители с удовольствием принимают в них участие, вместе с детьми изучая историю родного края. 14 октября в школе состоялась торжественная линейка, на которой присутствовали гости, среди них атаман Старовеличковского казачьего общества Мищенко Н.В., настоятель Свято ­ Троицкого Храма протоиерей Константин. В торжественной обстановке  ребята  дали клятву и были приняты в казачата.      Жизнь в классном коллективе строится на выполнении казачьих заповедей. Казачьи заповеди. Никогда не обижай слабого, не воюй с ним. Не трать своей души на ненависть, зависть. Будь послушным, будь опрятным. Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в  нее зло человеческое. Храбрые всегда добрые, потому как они сильные. Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее. Люби все, что с ранних лет ты  впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Кубани. Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет. У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:                               ­родная земля,                               ­родной язык,                               ­родная культура,                               ­родная история.    Важен   и    Устав   казачьего   класса.   Эти   документы   были   разработаны   учениками,   их родителями и учителем  в ходе совместной работы. Устав казачьего класса. Юные казачата обязаны: 1.Выполнять устав казачьего класса. 2.Добросовестно учиться, изучать историю родной Кубани, ее традиции праздники, культуру,  обычаи. 3.Знать свою Родословную. 4.Соблюдать школьную дисциплину. 5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам. 6.Защищать младших и помогать им. 7.Бережно относиться к окружающей среде. 8.Беречь имущество школы. 9.Принимать активное участие в жизни школы и села.             Период   младшего   школьного   возраста   по   своим   психологическим   характеристикам наиболее   благоприятен   для   воспитания   патриотизма,   так   как   младший   школьник   отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, эмоции пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. Младшие   школьники,   в   силу   конкретности   мышления,   еще   не   могут   осознать   сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма   начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку;   в   родном   доме   всегда   тепло   и   уютно.   Это   и   есть   для   малыша   Родина   —   близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.      Знакомя детей с историей страны, я прошу их   составить   с   помощью   родителей   свою   родословную,   ребята  собирают   старые   фотографии, изучают семейный архив, описывают увлечения и традиции своей семьи. Весь собранный материал учащиеся размещают в своих   портфолио в разделе «Я и моя семья».  Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее. Представление   о   Родине   (особенно   у   детей   младшего   возраста)   меняется,   расширяется   с годами, поэтому начав с воспитания чувства любви к родителям, к дому, а затем уже расширяю это понятие: моя станица, мой край, Москва, Россия. Воспитывать  помогает уже самый первый урок. Цель этого урока ­ вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить   их   с   понятиями   "Родина",   «Отечество»,   "гражданин",   "государство",   с государственными   символами.   На   таких   уроках   знакомлю   детей   с   важными   историческими событиями, героями страны.  Дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно использую возможности компьютерной техники. Патриотическое   воспитание   заложено   в   каждом   уроке.   Изучая   окружающий   мир,   младший   Уроки школьник   знакомится   с   родной   природой,   экологической   ценностью   своего   края. математики  дают представление о развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность, музыка развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Уроки русского языка, чтения формируют у учащихся культуру русского речевого   общения,   изучают   историю   России,   исторические   события   в   произведениях соотечественников. Любовь к родине начинается с изучения истории своей станицы, края. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. С   историей   и   развитием   Краснодарского   края   учащиеся   знакомятся   не   только   на   уроках кубановедения,   но   и   через     внеурочную   деятельность.   В   рамках   кружка   «История   и   культура казачества»   ребята   не   только   знакомятся   с   культурой,   бытом,   прикладным   искусством   своих предков, но и пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни. Изучение сказок и стихов Кубанских поэтов, творчества кубанских писателей вызывают живой интерес,   формируют   у   маленького   человека   чувство   патриотизма,   гордости   за   своих   предков.  Незабываемые впечатления остаются у ребят от экскурсий и поездок по малой родине.  Патриотическое   воспитание   младших   школьников   начинается   с   верной   дружбы   и   чувства товарищества.   Материалом   для   бесед   служат   факты   из   жизни   класса,   произведения художественной   литературы,   нравственные   категории   (добро,   зло,   справедливость,   долг, патриотизм,   ответственность,   дисциплина);   происходящие   события   (в   классе,   школе,   стране); вопросы и проблемы, волнующие детей. Гражданско­патриотическое направление основано на любви к Родине и народу, гражданском долге, готовности служению Отчизне.  Очень важная роль в патриотическом воспитании младших школьников отводится Великой Отечественной войне. Изучению ее истории посвящены классные часы и уроки мужества «Что я знаю о войне?», «Блокада Ленинграда», « Битва под Москвой», «Никто не забыт, ничто не забыто», проекты   «Они   защищали   Родину»,   акции:     «Посылка   солдату»,     «Письмо   солдату   ­   земляку», «Георгиевская ленточка», конкурсы стихов поэтов военных  лет, рисунков, посещение библиотеки, экскурсии в музеи, просмотры кадров военной хроники. Ежегодно дети  участвуют в фестивале патриотической песни.  Традиционно 9 мая проходит митинг, посвященный годовщине Победы и возложение цветов у памятника танковому экипажу А.Жедяевскому. Ребята готовят сообщения о своих родственниках ­ участниках Великой Отечественной Войны.  Если в детстве ребенок испытал чувство сострадания к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, бабушку и дедушку, восхищение от соприкосновения с прекрасным   подвигом,   он   приобрел   эмоциональный   опыт.   Этот   опыт   является   основой, фундаментом более глубоких чувств, гражданственности и патриотизма.

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"

"Развитие гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017