Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания
Оценка 4.9

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Оценка 4.9
Семинары
docx
история
Взрослым
16.09.2019
Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания
Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. Компьютеризация школы- одно из направлений работы современной образовательной системы.Статья показывает о необходимости работы с применением ИКТ на уроках истории. Доказывает актуальность и эффективность работы применения компьютерных технологий, независимо, что применяется на уроках- презентация, электронная интерактивная карта.
Развитие информационно-коммуникационной компетентности на уроках истории.docx
Развитие информационно­коммуникационной компетентности на уроках истории В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования  при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными  методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и  возможностей современной информационно­образовательной среды.  Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях  (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ­компетентность)  являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий  обучающихся.  В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается:  «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству,  отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством  ответственности за судьбу страны». Новая парадигма образования ориентирована на  формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний,  совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.   Рассмотрим, что же такое компетентность и ИКТ – компетентность в частности. По  мнению С.Л Братченко компетенция есть способность к осуществлению реального  жизненного действия, по определению Б.Д. Эльконина, – это квалификационная  характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Вместе с тем,  следует отметить, что сама теория компетенций, в целом еще недостаточно оформлена и  является объектом пристального изучения исследователей: М. Стобарт, В. Чинапаха, Я.И.  Лестеда, Г.В. Вайлера, М.В. Рыжакова, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, В.В. Баранникова и др.  Определение информационно коммуникационных компетенций дает Андрей Викторович  Хуторских: ИКТ – компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности  (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных  объектов и информационно­коммуникационных технологий самостоятельно искать,  анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,  сохранять и передавать ее. В связи с этим возникает проблема: «Как развивать ИКТ ­ компетентность  на  уроках истории и обществознания?» При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном  обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.            Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного  общества имеет не только объем накопленной информации в виде знания, но и их  системность и умение применять эти знания в практической  деятельности. Современное  представление о качественном образовании включает в составе необходимого элемента  свободное владение информационными технологиями. Соответственно, наша задача ­ дать  ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.  Для выполнения данной задачи в своей практике можно использовать  ряд приемов и  методов.  На уроках обычно не хватает времени на знакомство с историческими  персоналиями, . В связи с этим, учащимся предлагается найти дополнительный материал о  великих историках, знаменитых исторических личностях,  на ознакомление с  занимательной историей, для этого и предлагается применение икт технологий для сбора и  передачи  дополнительной исорической  информации. За такого вида работу учащиеся  получают  дополнительную оценку, что является  стимулом для самостоятельной познавательной деятельности.  Благодаря такой работе проявляется интерес к предмету, предоставляется  возможность самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников  с материалом, которого те не найдут в учебнике. Такая форма работы является прекрасной формой работы для ребят, которые при фронтальном опросе срабатывают медленнее, чем  остальные, хотя и знают материал.   Близким по реализации  применения икт технологий на уроках истории и  обществознания являются проведение уроков­семинаров и уроков­конференций. Учащиеся самостоятельно выбирают тему из предложенного диапазона, и раскрывают ее, используя  различные источники информации – будь­то энциклопедия из школьной библиотеки или ресурсы сети Интернет. Подобную работу дети могут выполнять после изучения каждой  темы и ли раздела.  Им предоставляется право изложить свое видение материала в виде  доклада или презентации.  Дети любят представлять свой материал урока в виде  презентации, интересно и педагогу , так как здесь проявляется совершенно другая форма  работы и ребята очень активно работают и высказывают свои  видения на исторические  реалии, на таких уроках могут возникнуть и споры и дебаты, при которых учащиеся учатся  грамотно предоставлять свое мнение и его защищать закрепляя при этом  историческими  фактами. Еще одним из примеров является следующий метод.  При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают  различные определения исторического или обществоведческого характера.  понятия,  например ПРИКАЗЫ —Органы центрального управления в России 16 – нач. 18в. В современном  мире приказ это поручение к выполнению чего либо. ЯРЛЫК ( тюрк. – повеление, приказ) —льготная грамота монголо­татарских ханов  Золотой Орды подвластным светским и духовным феодалам. В современном мире это  ярлычок к одежде. КАДЕТЫ (КОНСТИТУЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ) — члены конституционно –  демократической партии, основанной в 1905г. и являвшейся партией либеральной  буржуазии, в наше время это курсанты.  ЗАмок — крепость феодала, замОк — запорное устройство. ВИна (индийский муз. инструмент) и  винА чувство человека. КИрка (лютеранская церковь) и киркА (строительный инструмент) Наполеон ( великий полководец) и наполеон ( кондитерское изделие) Такая форма работы  дает интерес к словарной работе , ученик интересуется и  запоминает термины не только исторические но и определения связанные с  современностью Так же развивать информационную компетентность можно путем решения  логических исторических задач  Дети собирают эти данные, используя доступные  им источники. В эту же категорию можно отнести задачи, в которых фигурируют  устаревшие слова,  например меры веса или длины. Для того, чтобы их решить, дети  должны добыть информацию об этих мерах. Хочется отметить что здесь  присутствует на только сбор информации через икт но и метапредметная связь с  математикой и русским языком. Сюда же можно отнести создание исторических  коллажей на заранее заданные темы. Можно к этой работе соотнести и еще другой  вид работы : это найти и распечатать например таблицу содержащую информацию названий старославянских названий месяцев, денежных едениц. Древней руси,  можно  связать эту работу и историей европейских стран.           Использование  заданий с практическим содержанием, ориентируют учащихся на  исторические исследования , это является  еще один из способов развития ИКТ –  компетентности.  Благодаря таким исследовательским проектам , школьники видят, что  школьный предмет история  связан практически со всеми предметами изучаемыми в школе, и с литературой и с математикой и  находит применение в любой области деятельности, и  это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с  уровнем информационной компетенции. На еще одном из методов, хотелось бы остановиться более подробно. Как уже было  сказано, в формировании информационной компетенции особую роль имеет умение  работать с различными источниками информации. Учебник в этом списке стоит на главных позициях. И это обосновано, так как часто причиной неуспеваемости ученика является не  восприятие объяснения учителя. Вот тут и пригодится данная компетентность ученика –  информационная, развивать которую, следует с помощью умения общаться с различными  информационными источниками, в том числе и с учебником. Однако этот источник не  всегда может в полной мере наполнить ученика знаниями, и тогда на помощь может прийти его интерактивный «собрат», т.е. электронное пособие, которое обладает при этом рядом  преимуществ:         1) возможность компактного хранения большого объема информации;  2) легко актуализируется (дополняется и расширяется);  3) широкие возможности поиска;  4) возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;  5) наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления  графической и аудио информации;  6) хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).  7) учет индивидуальных особенностей каждого учащегося за счёт вариативного изложения  материала и организации обратной связи.  Таким образом, электронные учебные пособия позволяют обогатить курс обучения,  дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его более интересным и привлекательным для учащихся, вследствие чего растет уровень их  информационной компетентности.           В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния, рожденные  требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники,  формирование информационной культуры школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных  общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что  способствует прогрессу в любой сфере человеческого бытия. Успех интеллектуального  развития школьника достигается, главным образом, на уроках и внеурочных мероприятиях, которые нацелены на развитие познавательной активности учащихся.           На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться, добывать  самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет  наиболее эффективным.

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Развитие информационно коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2019