Причины и начало Великой французской революции
Тип: урок изучения нового материала
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная
Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый.
Время проведения: 1 академический час (40 минут).
Цели урока:
Материалы и оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Слайд 1.
Звучит гимн Франции “Марсельеза” (“Военный марш Рейнской армии”).
Учитель. Вы слышите самую знаменитую песню Французской революции, ставшую гимном Франции. Ее создал в годы революции (в 1792 году) не профессиональный композитор, а инженер Руже де Лиль за одну ночь. Стефан Цвейг увековечил сюжет о ее создании в новелле “Гений одной ночи”.
Сейчас мы начинаем изучение Великой Французской революции. На предыдущих уроках мы познакомились с революционными событиями в Нидерландах, Англии, Северной Америке.
На какие вопросы необходимо обратить внимание при изучении революционных событий?
Конкретизация задач урока учениками.
Слайд 2.
Новый материал.
Слайд 3.
Учащимся предлагается сделать предположение о развитии страны накануне революции.
Какие процессы в экономике и в обществе свидетельствуют о развитии капитализма?
Какие необходимы условия для его развития?
Какие препятствия на пути развития капитализма?
Ответ на этот вопрос предлагается найти с помощью анализа отрывков из исторических документов.
Слайд 4-5. Слайды с документами приведены для наглядности, необходимой при проведении открытого урока. Вместо них (или вместе с ними) можно на парты положить бумажные копии документов.
Учащиеся анализируют отрывки из документов и выясняют социально-экономические причины революции.
Из работы А.Рамбо "История Французской революции"
“Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз – постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы. Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…”
Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции
“Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит”.
Учащиеся предлагают свои варианты социально-экономических причин революции во Франции, учитель корректирует их. В ходе беседы уточняются моменты:
каким образом те или иные явления мешают развитию капитализма?
Дополнительная информация.
В 1786 году Франция заключила с Англией торговый договор, по которому снижались пошлины на английские товары. В 1787 году в торговле и промышленности наступил кризис: многие мануфактуры разорились. Малоимущие крестьяне, работавшие в деревнях на капиталистических мануфактурах и скупщиков, лишились из-за кризиса своего заработка. Неурожай 1788 г. привел к резкому повышению цен на хлеб. Разразился голод. В небывалых размерах возросли нищенство и бродяжничество. В одном Париже число безработных и нищенствующих составляло почти треть всего населения.
Слайд 6.
В окончательном варианте делается запись в тетрадь:
Социально-экономические причины революции.
Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:
Результат проявлялся в формировании революционной ситуации (сам термин не требует подробного объяснения).
Следующие слайды характеризуют политическую систему абсолютизма.
Слайд 7.
Задание учащимся: определить политические и идейные причины революции
ЛюЛюдовик XV (1715 – 1774): “Только в одной моей особе пребывает королевская власть. Весь общественный порядок во всем его объеме исходит от меня, интересы и права нации – все здесь, в моей руке”. Правнук Людовика XIV, единственный отпрыск некогда многочисленной королевской семьи, стал королем в 5-летнем возрасте. Был игрушкой в руках фавориток и министров. Жил по принципу: “После нас хоть потоп!”
Слайд 8.
Его внук Людовик XVI и супруга короля Мария-Антуанетта мало отличались от своих предшественников. Они были людьми недалекими и привыкли к роскоши, проводя время в свое удовольствие. Непонимание ими ситуации в стране накануне революции демонстрируют отрывки из дневника короля и знаменитая фраза, которую приписывают королеве: “Если нет хлеба, пусть едят пирожные!”
Из дневника Людовика XVI накануне революции во Франции:
“Июнь.
20-е – охота на оленя в 9 часов в Бютар, застрелил одного.
22-е – ничего.
25-е – ничего, охота на оленя в Сент-Аполлин.
30-е – ничего”.
Слайд 9.
Учащиеся анализируют документы.
Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции:
“Король имеет в руках всю власть попирать законы. Каждый министр есть деспот в своем департаменте”.
Из дневника англичанина Артура Юнга:
“Беспорядок в финансах; двор, потонувший в удовольствиях и расточительности; великое брожение среди людей всех состояний, которые стремятся к новому, не зная, чего желать, на что надеяться, сверх того, необычайное развитие свободолюбия, которое растет со дня на день со времени американской войны, – вот стечение обстоятельств, могущих в скором времени вызвать движение, если чья-нибудь твердая рука не возьмет бразды правления, чтобы управлять событиями…”
Слайд 10.
Характеристика сословного строя.
Задание учащимся: сделать вывод о положении третьего сословия на основе карикатуры.
Слайд 11.
Общие расходы государства составили 629 млн. ливров.
Из года в год рос государственный долг Франции, который к 1788 году достиг отметки в 4,5 млрд. ливров. На содержание одного только Версаля шла 1/10 всех доходов государства.
“Ваше Величество! В казне больше денег нет!”
Неудачная внешняя политика привела к потере значительных земельных владений в результате Семилетней войны. Франция уступила Англии Канаду, Восточную Луизиану, некоторые острова Карибского моря, а также основную часть своих колоний в Индии. Война покончила с могуществом Франции в Америке, которая потеряла почти все свои колониальные владения. А Великобритания появилась как доминирующая колониальная держава.
Слайд 12.
Учащиеся предлагают свои варианты политических и идейных причин революции.
После уточнения и корректировки они делают запись в тетради.
Слайд 13.
Попытки проведения реформ в области налогообложения к успеху не привели, и король был вынужден согласиться на созыв Генеральных Штатов. Наказы своим депутатам писали представители разных слоев общества.
Проанализируем отрывки из документа: наказы депутатам
“Из наказов купечества города Труа депутатам Генеральных штатов”
Какие задачи должна была решить начинающаяся революция?
Слайд 14.
Ученики формулируют задачи революции.
После обсуждения вариантов делается запись в тетрадь.
Уничтожение препятствий на пути капитализма в виде феодальных порядков:
Утверждение нового порядка:
Слайд 15.
Учащимся предлагается определить характер революции, а также ее участников.
Слайд 16-18.
Звучит запись об открытии Генеральных штатов. Учитель дает дополнительную информацию о целях, составе и порядке голосования, о провозглашении создания Национального собрания депутатами III сословия и последующем решении разработать Конституцию Франции, а с этой целью сформировать Учредительное собрание.
Слайд 19-20.
Графу Мирабо принадлежат слова: “Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез”.
Это – не столько констатация фактов, сколько надежда и вера в возможность мирного решения конфликта между властью и народными массами. Однако позиция короля, его попытки разрешить противостояние путем применения насилия, привели к вооружению народа.
Слайд 21-22.
Задание учащимся:
Объяснить, почему взятие Бастилии стало началом революции?
Власть перешла в руки Учредительного собрания, которое опирается на силу вооруженного народа.
Слайд 23-25
Информация от учителя о развитии революционного процесса: о муниципальной революции, создании Национальной гвардии под командованием Лафаейта, о крестьянских погромах (время “великого страха”). Власть перешла в руки представителей третьего сословия.
Король был вынужден признать законность Учредительного собрания. 17 июля он прибыл из Версаля в Париж и ему была вручена трехцветной кокарда, ставшая символом революции.
Новый мэр Парижа Бальи в приветственной речи сказал следующие слова: “Генрих IV некогда покорил этот народ; сегодня же население Парижа покорило своего короля”.
Ликвидация феодальных порядков в ночь на 4 августа: первые декреты Учредительного собрания об отмене церковной десятины и второстепенных повинностей, а также о выкупе основных повинностей.
Слайд 26-27
Анализ отрывков из Декларации прав человека и гражданина. Связь с предыдущим материалом: теорией общественного договора и теорией естественных прав человека.
В чем вы видите сходство с “Декларацией независимости”?
Какие последствия могло иметь принятие документа?
Слайд 28
Закрепление материала.
Учащимся предлагается выбрать верные утверждения.
Слайд 29
Задание на дом: сравните причины революций в изученных странах по вариантам:
1 вариант – Нидерланды и Франция
2 вариант – Англия и Франция
3 вариант – Америка и Франция
Слайд 30-32
Использованные источники
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.