Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
19.02.2017
В методической разработке подробно изложена структура ролевого урока "Вторая оборона Севастополя". Универсальные учебные действия позволяют самим студентам проявить выбранную роль и продемонстрировать исторические знания в сцене и реконструкции. Оборудование урока, костюмы и историческая литература позволяют лучше усвоить знания об обороне Севастополя.Методическая разработка Вторая оборона Севастополя
Методическая разработка 2-я оборона Севастополя.docx
ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»
Методическая разработка урока истории по теме
« 2 оборона Севастополя»
Автор: Иващенко Галина Николаевна
Март 2016г. Методическая разработка предназначена для преподавателей истории,
работающих по современным инновационным технологиям проведения
уроков в целях повышения мотивации к изучению дисциплин истории,
краеведения с использованием исследовательских,
проектных,
информационнокоммуникативных технологий и личностноориентированного
обучения.
В методической разработке раскрывается проведение открытого урока
« 2 оборона Севастополя».
Методическая разработка составлена преподавателем истории высшей
Иващенко Галиной
категории ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»
Николаевной. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_________________________________________4
Подготовительный этап_____________________________5
План проведения открытого урока ______________________6
Список литературы_________________________________7
Приложение:
1. Сценарий открытого урока________________________10
2. Презентации « 2 оборона Севастополя», « Диорама Сапун Гора», « Храмы
Севастополя».
3. Фотоотчёт о проведении открытого урока______________25
ВВЕДЕНИЕ В России в рамках перехода образовательных организаций на ФГОС
третьего поколения возникла необходимость формирования у студентов не
только профессиональных компетенций, но и высших человеческих и
гражданских качеств. Реализация данного подхода обеспечит будущему
специалисту возможность для понимания своей жизненной позиции и
воспитания в себе высших человеческих качеств.
Методическая разработка урока истории является актуальной для
преподавателей, работающих с активными инновационными формами
проведения уроков в целях повышения мотивации к изучению гуманитарного
цикла с использованием исследовательских, проектных и информационно
коммуникативных технологий.
Целью
урока является повышение мотивации к изучению дисциплин
гуманитарного цикла и демонстрации умений и навыков работы с
исследованиями.
Проведение открытого урока требует использования современных
средств и форм организации занятия, использования ТСО, документальной
исторической литературы.
Дисциплина «История» тесно переплетается с другими гуманитарными
дисциплинами, поэтому прослеживаются тесные межпредметные связи
(краеведение, обществознание, литература, социология).
Цель написания данной методической разработки – формирование
мотивации у студентов, развитие их исследовательской и проектной
деятельности.
Методическая разработка состоит из основных разделов:
подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока;
структура мероприятия, в которой указываются этапы урока;
методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого
элемента урока и его цели;
заключительный этап анализирует результаты работы и подводит итоги
проведенного открытого урока. Подготовительная работа:
1. разработать сценарий открытого урока;
2.
провести поиск и исследовательскую работу по разделам
истории: этапы Великой Отечественной войны;
3. подобрать театрализованные фрагменты для студентов;
4. рекомендовать студентам литературу по теме;
5. обеспечить техническое оснащение урока;
6. подготовить и распечатать
подвигов героев Севастополя;
таблицы, схемы, инсценизацию
7. подготовить оборудование для проведения открытого урока:
баннер «Подвиг краснофлотцев», муляжи оружия;
8. подготовить проект « 2 оборона Севастополя» (коллективный).
План проведения открытого урока« 2 оборона Севастополя» Цели: активизация коллективной и индивидуальной исследовательской и
проектной деятельности по теме; воспитание гражданской позиции к
событиям Великой Отечественной войны и современности на территории
Крыма.
продемонстрировать
Задачи: предоставить историческую базу для проектной деятельности; дать
возможность
творчество;
интеллектуальные способности к выступлению перед аудиторией; привлечь к
участию как можно больше студентов; поощрить студентов, способствовать
повышению самореализации.
исследовательское
Участники: обучающиеся гр. №4ЗИО.
Форма проведения: Театрализованный урок.
Материальнотехническое обеспечение: презентации, мультимедийный
проектор, компьютер, баннеры « Подвиг краснофлотцев», «Памятник
затопленным кораблям».
Урок состоит из 3х этапов:
1 Погружение в историю « Священная война»
2 Представление 2й обороны Севастополя.
3 – Рефлексия.
В конце урока участники демонстрируют изготовленную военную листовку
« За Севастополь!».
Рефлексия: фото на память, памятные медали «За оборону Севастополя»
Дата проведения: 18 ноября 2016 года.
Используемая литература:
1. Фотодокументы. Великая Отечественная война 1941-
1945гг.
2. Легенды Крыма. Симферополь, 1999г. 3. Крым. Храмы и монастыри. Севастополь, 2005г
Тема урока «2 оборона Севастополя»
Универсальные учебные действия:
1).Предметные: знать причины и последовательность этапов 2 обороны
Севастополя.
2). Метапредметные: анализировать и заполнять таблицу «2 оборона
Севастополя» (познавательные), оценивать сложность оборонительных
этапов Великой Отечественной войны (регулятивные), уметь работать в
группах и излагать своё мнение (коммуникативные).
3). Личностные: осваивать новые социально-исторические роли.
Методическая цель урока: использование современных образовательных
технологий на уроке истории (компьютерной технологии, личностно-
ориентированного обучения, проектной технологии, театрализованной
технологии).
Проблема урока: Почему 2 оборона Севастополя закончилась трагически?
Ресурсы урока:
- презентация «2 оборона Севастополя»,
- Е.М. Литвинова «Крым. Православные святыни»;
- Л.Н. Павленко «История России» учебник для 10 класса М. «Просвещение».
2012г
- Герои русской истории. М., 2006г
- памятник затонувшим кораблям в Севастополе (поделка студентов);
- Подвиг пяти краснофлотцев (поделка студентов);
- костюмы для театрализованного представления.
Основные понятия: СОР, 250-дневная оборона, береговые батареи.
Даты и события:
30 октября 1941 года – начало 2 обороны Севастополя
4 июля 1942 года – окончание 2 обороны Севастополя
79 мая 1944 года – освобождение Севастополя (сражение на Сапун горе)..
Тип урока: урок-представление.
Ход урока - Перекличка в группе.
1. Организационный момент
2. Погружение в историю:
пройденного материала).
«Священная война» (Проверка
Объяснить военные термины: «Барбаросса», «Искра», «Багратион»,
«Цитадель», «Уран, «Тайфун», «Консервы».
Сравни: деревня Прохоровка и деревня Хатынь.
Что означают эти цифры: 200, 1418, 50, 28, 900.
3. Работа над темой «2 оборона Севастополя»
1. Черноморский форпост.
2. Работа с таблицей « 2 оборона Севастополя» (заполняется в
течение всего занятия).
3. Противостояние в обороне Севастополя: 11-я немецкая танковая
армия генерала Манштейна и Приморская советская армия генерала
Петрова (группа военных историков отмечают схему на доске).
4. Севастопольский оборонительный рубеж (СОР):
Береговые батареи Севастополя (исследование историков);
Подвиг пяти краснофлотцев (реконструкция);
11 дзот на защите Севастополя (исследование историков);
Подводные лодки и надводные корабли в обороне города;
Подвиг Ивана Голубца (реконструкция).
5. Снайперы и танкисты на защите Севастополя:
Людмила Павличенко (реконструкция);
Полина Темирбулатова (реконструкция).
6. Медики на защите Севастополя:
Мария Байда (реконструкция);
Санинструкторы 35-й береговой батареи.
7. Храмы и монастыри сражающегося Севастополя (исследование
историка).
(«Севастополь останется русским»)
Оккупация Севастополя.
8. Причины сдачи города врагу.
Освобождение города.
4. Закрепление.
Севастополя?
Почему необходимо изучать 2 оборону 5. Домашнее задание: закончить заполнение таблицы; составить
синквейн с любым словом по данной теме (Севастополь, краснофлотцы,
Павличенко, Голубец).
6. Рефлексия.
7. Итог урока.
Преподаватель: Г.Н. Иващенко 18.11.2016г.
=1) Черноморский форпост:= 75 лет назад началась
героическая оборона Севастополя
Ровно 75 лет назад, 30 октября 1941 года, началась 250-дневная
оборона Севастополя.
Битва за Крым
Согласно плану нападения Германии на СССР в 1941 году, группа армий
«Юг» вермахта должна была ударить по направлению Львов — Киев —
Севастополь — Одесса — Ростов-на-Дону. Захват Крыма открыл бы
немецким войскам путь на Кавказ и обеспечил доступ к нефтяным
месторождениям СССР. Оккупация полуострова лишила бы советскую
армию ключевых черноморских авиационных баз. Надеясь на это,
войска вермахта планировали захватить Крым в течение июля —
августа 1941 года, но из-за затянувшихся боёв за Смоленск, Киев и
организации блокады Ленинграда массированная военная операция
нацистской армии в Крыму началась только в сентябре.
Севастополь был главной базой Черноморского флота. Он подвергся
обстрелам ещё в первые дни войны. С 23 июня 1941 года береговая
охрана города и подразделения ПВО приступили к созданию
комплексных оборонительных укреплений. Для обороны города
советские военные части спешно строили фортификационные сооружения, формировали бригады морской пехоты. К июлю в
Севастополе уже был военный гарнизон из 23 тыс. человек.
В конце августа 11-я армия Эриха фон Манштейна в составе 54-го и 30-
го армейских корпусов, 3-й румынской армии и 49-го горного корпуса
перешла через Днепр и начала операцию по захвату Крыма. В течение
сентября нацистские войска постепенно продвигались вглубь
полуострова, захватывая ключевые позиции Красной армии —
Перекопский перешеек, Армянск и другие.
28—29 сентября армия Манштейна при поддержке 120 танков и
авиации перешла в наступление по всему фронту и направилась к
Севастополю. Сухопутные вражеские войска подходили к городу с двух
сторон: через военную дорогу на Бахчисарай и по дороге Алушта —
Севастополь. В вермахте рассчитывали на молниеносный захват
города.
«Резервов больше нет»Оборону полуострова держала 51-я отдельная
армия полковника Фёдора Кузнецова. Стрелковые дивизии прикрывали
северное направление, а специально сформированные кавалерийские
подразделения охраняли побережье. Из-за массированного
наступления нацистских войск по всему полуострову в середине
октября из Одессы на помощь Черноморскому флоту была переброшена
Приморская армия под командованием генерал-майора Ивана Петрова.
Она пыталась сдержать войска Манштейна на востоке полуострова.
Однако сделать этого не удалось — пришлось отступить.Враг
приближался к Севастополю. Нарком военно-морского флота Николай
Кузнецов отмечал:
«Положение Севастополя под угрозой захвата… Противник занял
Дуванкой — наша первая линия обороны прорвана, идут бои,
исключительно активно действует авиация… Севастополь пока
обороняется только частями флота — гарнизона моряков… Севастополь
до сих пор не получил никакой помощи армии… Резервов больше нет…
Одна надежда, что через день-два подойдут армейские части».
В 20-х числах октября партийное руководство Крыма создало комитет
обороны в Севастополе. 29 октября город перешёл на осадное
положение, а на следующий день начались первые столкновения с
военными подразделениями 11-й армии Манштейна.
«Предстоит суровая борьба»
30 октября в севастопольской газете «Маяк коммуны» появилось
обращение городского комитета обороны к жителям: «Нам предстоит суровая борьба. Сознание грозной опасности
укрепляет боевой дух наших войск и всех трудящихся, нашу волю к
борьбе и победе. Враг рассчитывает напугать нас. Не выйдет. Бойцы
Красной армии, храбрые и отважные моряки Черноморского флота —
ни шагу назад!»
К 1 ноября в городе находились морские стрелковые части
Севастопольского гарнизона, некоторые части береговой артиллерии и
бригады морской пехоты. Военный совет Черноморского флота
понимал, что этих сил не хватит, чтобы оказать сопротивление врагу,
поэтому советское руководство приняло решение о формировании
народного ополчения. Николай Крылов, начальник штаба Приморской
армии, вспоминал:
«Уже первые дни обороны главной базы флота ознаменовались
множеством ярчайших примеров матросской отваги и боевой доблести.
И не мне говорить о том, чем был для черноморцев Севастополь — их
твердыня, их гордость и слава. Я знаю, что на кораблях, когда там
отбирали добровольцев в морскую пехоту (а отпустить даже с крейсера
можно было максимум несколько десятков человек) и командиры
спрашивали, кто хочет идти защищать Севастополь, шагал вперед весь
строй…»
Рабочие Морского завода Севастополя выступили со следующим
заявлением:
«Грозная опасность, нависшая над нашей страной, над Крымом, не
поколеблет нашего боевого духа, уверенности в нашей окончательной
победе над взбесившимися фашистскими ордами».
Главная задача наскоро сформированного Севастопольского гарнизона
заключалась в сдерживании наступления Манштейна до прихода
частей Приморской армии. Контр-адмирал Гавриил Жуков и генерал-
майор Пётр Моргунов руководили общей обороной города.
«Сдано до 2200 литров крови»
После первых неудачных попыток захватить Севастополь
командование вермахта осознало, что с ходу взять главную
черноморскую военную базу не удастся. Эрих фон Манштейн
впоследствии вспоминал:
«При таких условиях, в бою с противником, упорно обороняющим
каждую пядь земли, к наступающим войскам предъявлялись
чрезвычайно высокие требования, и потери были значительными. Я в те
дни постоянно находился в переездах, чтобы на месте ознакомиться с обстановкой и знать, как и чем можно помочь ведущим тяжёлые бои
войскам. С беспокойством я видел, как падает боеспособность».
В это время городской комитет обороны руководил строительством
новых оборонительных укреплений и подготовкой ополчения.
Постоянно возникали перебои с поставками продовольствия, в городе
не хватало воды. Борис Борисов, первый секретарь севастопольского
горкома партии, писал:
«Как быть с водой?», «Как быть с хлебом?», «Как быть с
электроэнергией?» — обращались к нам, и мы должны были быстро
находить возможности для исправления положения. Город был уже
неузнаваем. На улицах много разрушенных домов, порваны
электрические и телефонные провода, остановился трамвай. Работники
милиции, врачи, медсёстры едва успевали ликвидировать завалы и
повреждения, оказывать помощь раненым».
Уже после первых сражений на подступах к Севастополю госпитали
были переполнены. Силами санитаров и береговой охраны проводилась
эвакуация раненых и детей на кораблях и грузовых пароходах. В
городе создавались станции переливания крови. Начальница медико-
санитарной службы города во время обороны В.Е. Лаврентьева позже
вспоминала:
«Женщины-домохозяйки под обстрелом с воздуха и суши шли сдавать
кровь, не считаясь с тем, что каждую минуту подвергаются
смертельной опасности. Дарья Михайловна отдала 400 куб. см крови
для спасения погибающего краснофлотца. Врачи и медицинские
сестры, будучи всегда «под рукой», самоотверженно давали свою
кровь тяжело раненным. За период обороны города было сдано до 2200
литров крови».
«Люди готовились дать отпор врагу»
Несмотря на то что бои велись вне города, в Севастополе всё было
готово к активным боевым действиям: жители возводили новые
оборонительные укрепления, строили доты и рыли окопы. Тем
временем атаки наступающих войск Манштейна усиливались. Народное
ополчение Севастополя всеми силами помогало своим защитникам, в
том числе и поддерживая в городе производство военной продукции.
Секретарь севастопольского горкома партии Антонина Сарина так
описывала события тех дней:
«Люди не хотели ни говорить, ни думать об эвакуации, они готовились
дать отпор врагу. На предприятиях, в цехах работали так, как до этого,
пожалуй, никогда не работали. У станков час за часом вырастали горки новых, ещё теплых деталей миномётов, мин, гранат. Севастопольцы
понимали, что им предстоит выдержать трудное единоборство с
коварным, вооружённым до зубов врагом, знали, что победа куётся не
только на полях сражений, но и в тылу. Поэтому каждое предприятие
отныне становилось крепостью, а каждое рабочее место — огневой
позицией».
К первым числам ноября вокруг города были возведены три
оборонительных рубежа, а уже 4 ноября военное командование
сформировало Севастопольский оборонительный район (СОР). Он
состоял из четырёх секторов. Каждый простирался на несколько
километров и включал в себя стрелковые дивизии и бригады морской
пехоты. Замначальника по береговой охране Севастополя Пётр
Моргунов отмечал, что СОР обеспечили артиллерией:
«Чем мы были относительно богаты, так это артиллерией. Армия
располагала восемью артполками, сохранившими в среднем до 70%
штатной материальной части. Всего — около 200 пушек и гаубиц. К
этому прибавлялись мощные береговые батареи, орудия дотов, 200 с
лишним миномётов. Наконец, можно было рассчитывать и на
артиллерию кораблей».
«Ужасно хотелось пить»
На протяжении 11 дней — с 30 октября по 9 ноября — жители города
героически отбивали одну за одной атаки врага. На защиту
Севастополя были брошены все силы. Нескончаемые обстрелы войск
вермахта с воздуха, суши и воды угрожали жизни мирных жителей.
Капитан первого ранга Александр Евсеев вспоминал:
«Ужасно хотелось пить. Воды же ни у кого во флягах не было. Пока кто-
то вызвался сбегать за водой, многие начали вспоминать все напитки,
которые неплохо было бы выпить, а именно: лимонад, квас,
сельтерскую воду, пиво и, пожалуй, мороженое. Но согласились на том,
чтобы выпить, если уже и не холодной ключевой воды, и даже не
простой, а из-под трупов. Надо сказать, что мы уже несколько дней
пили воду из-под трупов».
Обстановка в городе с каждым днём становилась всё хуже. 5 ноября
начались ожесточённые бои на центральном участке оборонительного
рубежа, при этом части Приморской армии медленно приближались к
Севастополю. Как вспоминал начальник штаба Приморской армии
Николай Крылов, последующие несколько дней стали самыми
тяжёлыми, так как «враг расширял фронт атак, явно рассчитывая не
тут, так там прорвать нашу оборону, пока она ещё не окрепла, пока не
соединились Севастопольский гарнизон и Приморская армия». Александр Евсеев писал о тяжёлых условиях, в которых приходилось
сражаться:
«Все мы болели расстройством желудка, и люди были вынуждены
через каждые пять минут выбегать из своих укрытий за естественной
надобностью. В обычные дни обороны это было ещё терпимо, но во
время ожесточённой бомбардировки с воздуха и под артобстрелом это
было удовольствие не из приятных. Что было удобно — это то, что не
надо было беспокоиться о бумаге, которой у нас к тому же не хватало
на скручивание цигарок».
«От грязи вши позаводились»
В Севастополе во время обороны оставалось большое количество
детей. Людмила Поперечная застала войну 15-летней девушкой,
ученицей 16-ой школы Корабельной стороны Севастополя. В сентябре
она вступила в ряды комсомольцев, а уже в ноябре стала осваивать
профессию токаря и помогала налаживать производство. Она
вспоминала:
«Работали по две смены без выхода оттуда. На протяжении этого
времени мы не купались — от грязи вши позаводились, наголо
подстригли».
Виктору Криводедову было всего 6 лет, когда его родной город
бомбили враги. Он пишет:«У меня в это время начали болеть и
разрушаться молочные зубы. Никаких врачей и лекарств, естественно,
не было. Только соль да сода, да ещё выдёргивание зубов с помощью
нитки, привязанной к двери».
Наконец, 9 ноября 1941 года, к городу подошли основные части
Приморской армии: до 50 тыс. человек, 170 орудий и около
сотни самолётов. Это позволило остановить войска Манштейна на
подступах к Севастополю. Враг на пару дней приостановил
наступление, но уже 11 ноября четыре пехотные дивизии и румынская
моторизованная бригада в составе 60 тыс. человек возобновили штурм.
250-дневная оборона Севастополя велась вплоть до июля 1942 года, в
итоге город был взят. За это время враг предпринял три штурма города
и провёл другие крупные военные операции на полуострове.
2). Таблица «2 оборона Севастополя» №
п/
п
1.
2.
Противостоя
ние в
обороне
Севастополя
11-я
немецкая
армия
генерала
Манштейна.
2.
Приморская
советская
Армия
генерала
Петрова.
Снайперы и
танкисты на
защите
Севастополя
1.Людмила
Павличенко,
снайпер
(309
фашистов
уничтожила
).
2.Полина
Темирбулат
ова и Мария
Октябрьская
, танкисты.
Медики на
защите
Севастополя
1.Мария
Байда. Не
только
раненых
спасала, но
и
уничтожала
фашистов.
2.
Санинструк
торы 30-й и
35-й
береговых
батарей.
Севастополь
ский
оборонител
ьный рубеж
(СОР)
1.30-я и 35-я
береговые
батареи.
2.11-й дзот.
3. 5 героев-
краснофлот
цев.
4.Подводны
е лодки и
надводные
корабли.
5.Подвиг
Ивана
Голубца.
Причины
сдачи
Севастопо
ля врагам
1.Приморс
кая Армия
с
опоздание
м пришла
из Одессы.
2.Севастоп
оль
испытывал
недостато
к в
боеприпас
ах.
3.Севастоп
оль
полностью
оказался в
окружении
врага.
Береговые батареи Севастополя
250дневная оборона Севастополя 1941–1942 гг. стала одной из наиболее ярких
страниц истории Второй мировой войны. Защитники главной базы Черноморского
флота сорвали планы немецкого командования по наступлению на Кавказ, повлияв на весь ход войны. Значительную роль в обороне Севастополя сыграли
30я и 35я башенные береговые батареи, ставшие основой артиллерийской мощи
защитников города и громившие противника до последнего снаряда.
Две самые мощные на Черном море береговые батареи: №30 – в районе деревни
Любимовка, в устье реки Бельбек, №35 – в районе мыса Херсонес. Каждая
батарея обладала 4мя орудиями калибра 305 мм. Объем бетонных работ на
каждой из батарей приблизительно равнялся объему работ при строительстве
Днепрогэса.
Господство над окружающей местностью обеспечивало бронебашням,
проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел.
В немецких документах севастопольские береговые батареи назывались
«фортами»: «Максим ГорькийI» (батарея №30) и «Максим ГорькийII» (батарея
№35).
Батареи подвергались непрерывным бомбардировкам с воздуха и обстрелам из
тяжелых и сверхтяжелых орудий. По воспоминаниям командующего немецкой
армией в Крыму Манштейна, «в целом во второй мировой войне немцы никогда не
достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на
Севастополь».По его свидетельству, было два специальных орудия калибра
600 мм [мортиры типа «Карл»] и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм». Батареи сражались до последнего снаряда. 17 июня 1942 года береговая
батарея №30 была окончательно блокирована противником, 18 июня
расстреляла последние снаряды, 21 июня личным составом было взорвано
оборудование цитадели. В окруженной батарее осталось около 200 человек –
артиллеристов, бойцов 95й стрелковой дивизии и морских пехотинцев. 9 суток
они сражались в казематах и подземных сооружениях..
В начале июля 1942 года казематы 35й батареи и пещеры мыса Херсонес стали
свидетелями одной из самых мрачных страниц обороны Севастополя.
Отброшенные на мыс советские солдаты и матросы, оставленные без всякого
снабжения и без надежды на эвакуацию, отчаянно сражались буквально до
последнего патрона. Десятки тысяч чудовищно измученных, израненных и
практически безоружных бойцов, лишенных даже возможости оказывать
сопротивление, попали в немецкий плен. 1 июля 1942 года 35я батарея
выпустила последние 6 снарядов прямой наводкой по наступающей пехоте
противника, и в ночь на 2 июля командир батареи капитан Лещенко организовал
подрыв батареи. Бой в сохранившихся помещениях цитадели продолжался до
9 июля, когда противник пустил в подземную крепость ядовитые газы...
После окончания Второй мировой войны восстанавливать сильно разрушенную
35ю батарею не стали. Батарея №30, получившая меньшие повреждения, была
восстановлена, вооружение ее усилено, установлены новые системы управления
огнем и жизнеобеспечения. . 30я батарея до сих пор находится в числе
действующих воинских частей РФ. Сцена» «Подвиг пяти краснофлотцев»
Фильченков: Танки Манштейна уже близко. Надо преградить
им путь к Севастополю. С собой в группу возьму: Цибулько!
Красносельский! Одинцов! Паршин! (Краснофлотцы выходят
на позицию).
Поклянёмся, что не пустим врага.
Цибулько:
Осадная мгла над землёю,
орудия грозно ревут.
Сквозь дым, громыхая бронёю,
фашистские танки ползут.
Лежат наготове гранаты.
Не дрогнем в неравном бою!
Нас пятеро только, ребята,
но помним мы клятву свою:
Все: Севастополь, пока сердце бьётся
и сжимает рука автомат,
Севастополь, моряк не сдаётся!
Мы клянёмся: ни шагу назад!
Цибулько: (стреляет из винтовки). Да сколько же вас, проклятых танков! Ага!
Отбили, ребята!
(Затишье было недолгим.Танки фашистов снова прорвали оборону).
Красносельский и Цибулько: (стреляют до последнего патрона и погибают).
Фильченков: Патроны, ещё патроны, ребята! Одинцов и Паршин: Патроны кончились, товарищ командир! Только гранаты.
Фильченков: (бежит в гранатой под танки). За Родину!! (падает убитый)
Одинцов и Паршин: (со связкой гранат). За Севастополь! За Родину!! (падают
убитыми)(Немецкие танки повернули назад.Когда рассеялся дым,
подоспевшие моряки увидели 10 уничтоженных немецких танка).
ЖЕЛЕЗНАЯ СВЯЗКА (или "КЛЯТВА")
Осадная мгла над землёю,
орудия грозно ревут.
Сквозь дым, громыхая бронёю,
фашистские танки ползут.
Лежат наготове гранаты.
Не дрогнем в неравном бою!
Нас пятеро только, ребята,
но помним мы клятву свою:
Севастополь, пока сердце бьётся
и сжимает рука автомат,
Севастополь, моряк не сдаётся!
Мы клянёмся: ни шагу назад!
Всё ближе и ближе раскаты,
всё яростней огненный шквал.
Но старший четыре гранаты
в железную связку собрал.
– За мною, друзья краснофлотцы,
за счастье Отчизны своей!
Пусть вражья броня разобьётся
о мужество русских людей!
Севастополь, пока сердце бьётся
и сжимает рука автомат,
Севастополь, моряк не сдаётся!
Мы клянёмся: ни шагу назад!.
Так пять моряков умирали
на крымской горячей земле.
Но слово святое сдержали –
его услыхали в Кремле.
Сквозь время пройдя грозовое, в сердцах эта клятва жива,
и в песне о славных героях
мы гордые слышим слова:
Севастополь, пока сердце бьётся
и сжимает рука автомат,
Севастополь, моряк не сдаётся!
Мы клянёмся: ни шагу назад!
Герои 11-го дзота.
Путь к Севастополю преграждал небольшой дзот № 11,
расположенный в 18 км от Севастополя на пологом северном склоне
горы.
Бой начался на рассвете 16 декабря. Бойцы дзота поклялись драться с
врагом до последней капли крови. В течение трех суток герои-моряки
пулеметным огнем и гранатами отражали яростный натиск противника.
Но силы были неравны.
Один за другим падали сраженные пулями защитники дзота №11.
Последним, заколов штыком четырех гитлеровцев, пал Владимир
Радченко.
В записке, найденной отбившими дзот моряками, Алексей Калюжный
писал: «Родина моя! Земля русская! Я сын Ленинского комсомола, его
воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце... Я умираю, но
знаю, что мы победим. Клятву воина я сдержал».
Подводные лодки и корабли сражающегося
Севастополя.
№1.
Командование Черноморского флота приняло
решение использовать подводные лодки для доставки в
Севастополь самого необходимого. Подводники доставили
защитникам города около 4 тысяч тонн боеприпасов,
продовольствия, бензина. А обратными рейсами они вывезли
более 1300раненых и жителей Севастополя.
22 июня 1942 года подводная лодка «М-32» шла в город с
боеприпасами.
Бомбёжки и артиллерийский обстрел
заставили «М-32» лечь на грунт. Под воздействием паров
бензина почти весь экипаж потерял сознание. Оставшись один, поздним вечером старшина из последних сил сумел
продуть балласт. Лодка всплыла. Экипаж и корабль были
спасены.
№2. Несмотря на опасность и трудности, в снабжении
города продолжали участвовать и надводные корабли.
Так 20 июня миноносцы «Безупречный» и «Бдительный» под
огнём фашистов прорвались в Южную бухту и доставили в
Севастополь 845 бойцов, 250 тонн боеприпасов, 38 тонн
бензина и 5 тонн продовольствия.
В ту же ночь они вывезли около 2 тысяч раненых и жителей
города. А отразив атаки
бомбардировщиков, корабли
пришли в Новороссийск.
№3. Ночью 26 июня в Севастополь прорвался корабль
«Ташкент». Он доставил продовольствие, 1264 бойца
морской пехоты, медикаменты и топливо. Это был последний
корабль, прорвавшийся в город.
В обратный рейс 28 июня он принял на борт 2300 раненых,
женщин и детей. На корабль погрузили и полотно панорамы
«Оборона Севастополя 1854-1855гг». 86 фашистских
самолётов в течение 4 часов сбросили 300 бомб на корабль.
Несмотря на пробоины и многочисленные повреждения
механизмов, израненный корабль пришёл на базу в
Новороссийск.
Говорит Иван Голубец.
Один из снарядов попал в катер и зажег его. Взрывной
волной вся команда катера была сброшена за борт, и
начавшийся пожар некому было тушить. Огонь быстро
подбирался к стеллажам, в которых лежали глубинные
бомбы большой мощности, предназначенные для немецких
подводных лодок. Каждую минуту мог произойти взрыв бомб.
Он погубил бы все катера, и боевые корабли, стоящие в
бухте. В это то время к причалу подбежал находившийся по
соседству Иван Голубец. Увидев бушевавшее пламя, он, не
задумываясь, бросился к стеллажам горевшего катера и изо
всех сил рванул рычаг бомбосбрасывателя. . Но
поврежденный разорвавшимся снарядом бомбосбрасыватель
не действовал.
Тогда храбрый краснофлотец стал вручную сбрасывать
бомбы в море. Огонь бушевал вокруг него, на краснофлотце
уже тлела одежда, но он не обращал на это внимания. Все
большие бомбы уже были сброшены за борт и оставались
только две мелкие, когда пламя охватило стеллаж.
Иван Голубец ушел бросить за борт еще одну бомбу —
предпоследнюю и нагнулся, чтобы схватить последнюю,
когда раздался взрыв . Герой - таганрожец погиб, но ценой
своей жизни он спас все катера и корабли, стоявшие в бухте,
и людей, находившихся на них. ...
Говорит Людмила Павличенко
Я была единственным снайпером, на счету которого оказалось 309 немецких
военных, включая несколько десятков человек из офицерского состава.
Когда я пошла воевать, я сначала испытывала одну только злость за то, что
немцы нарушили нашу мирную жизнь. Но все, что я увидела потом, породило
во мне чувство такой неугасимой ненависти, что ее трудно выразить чем-
нибудь иным, кроме как пулей в сердце гитлеровца.
Однажды я вступила в единоборство с 5 немецкими автоматчиками. Спастись
удалось только одному.
«Однажды 5 наших снайперов ушли в ночную засаду. Мы миновали
передний край противника и замаскировались в кустарнике у дороги.
За 2 дня нам удалось истребить 130 фашистских солдат и 10 офицеров.
Обозленные гитлеровцы послали против нас роту автоматчиков. Один
взвод стал обходить высоту справа, а другой - слева. Но мы быстро
сменили позицию. Гитлеровцы, не разобравшись, в чем дело, начали
стрелять друг в друга, а наши снайперы благополучно вернулись в свое
подразделение».
Говорит Полина Темирбулатова
Когда началась Великая Отечественная война, я с первых дней войны
добровольно ушла на фронт из города Кисловодска через городской военкомат. Мой фронтовой путь в 1941 году начался на ЮгоЗападном фронте в танковой
бригаде. Первое боевое крещение я приняла в жестоких боях за оборону
Севастополя. Примером для меня была боевая подруга Севастополя Мария
Октябрьская, тоже танкист. В ожесточенном сражении за Севастополь я была
тяжело ранена и находилась в прифронтовом госпитале. После выздоровления
из госпиталя вернулась на фронт.
Мария Байда вспомнила, как однажды ей пришлось тащить
захваченного в плен обер-ефрейтора. Гитлеровец оказался
здоровенный, да еще все время сопротивлялся, хотя руки у него и были
связаны. — Часа через два, — вспоминала Мария Карповна, — меня
освободили, приказали одеться «по-женски» (обычно мы ходили в
галифе и сапогах) и явиться в штаб. Потом мне рассказали, что на
допросе немец отказался отвечать и все твердил: «Рус, капут!».
Внимательно посмотрев на меня, гитлеровец вдруг заволновался, лицо
его исказила гримаса, и он стал быстро и зло говорить. Переводчик еле
успевал переводить: «Как, меня взяла в плен эта женщина? — удивился
верзила. — Не может быть! Я пол-Европы победоносно прошел. А тут
попался в руки русской бабе?». Командир разведки потом благодарил
всю группу, ну и меня в том числе, за «языка», который дал ценные
сведения о системе обороны.
Санинструктор Севастополя Дарья Михайловна:
- Женщины- под обстрелом с воздуха и суши шли сдавать кровь, не
считаясь с тем, что каждую минуту подвергаются смертельной
опасности. Я отдала 400 куб. см крови для спасения погибающего
краснофлотца. Врачи и медицинские сестры, будучи всегда «под рукой», самоотверженно давали свою кровь тяжело раненным. За
период обороны города было сдано 2200 литров крови».
Санинструктор Севастополя с 35 береговой батареи:
Советские солдаты и матросы, оставленные без всякого снабжения и без
надежды на эвакуацию, отчаянно сражались буквально до последнего патрона.
Десятки тысяч чудовищно измученных, израненных и практически безоружных
бойцов, лишенных даже возможности оказывать сопротивление, попали в
немецкий плен.
Храмы и монастыри во время 2 обороны Севастополя.
Я провела исследование по книге «Крым. Храмы и
монастыри». Отмечу такую ситуацию во время 2 обороны
Севастополя.
Балаклавский монастырь. Красавец и гордость Севастополя,
за 250 дней обороны превратился в руины.
Херсонесский монастырь. В него попала бомба, разрушила
купол. По приказу фашистов монастырь заминировали. Во
время многочисленных взрывов погибли убранства стен
собора.
Инкерманский монастырь. В его пещерах разместился штаб
25 дивизии Приморской армии. Здесь, на Инкерманских
высотах, солдаты сдерживали врага, рвавшегося к
Севастополю.
Свято-Владимирский собор. (Где похоронены 3 адмирала 1
обороны Севастополя). Сильно пострадал от обстрелов.
Следы обстрелов до сих пор видны на храме.
Покровский собор. Здесь расположился госпиталь. От
попавшей бомбы все раненые погибли.
Храм Митрофана Воронежского. Был полностью разрушен за
исключением колокольни.
Историк-краевед об участии в обороне Севастополя
земляков-еланцев. Документы еланского края говорят о том, что и наши
земляки принимали участие в обороне Севастополя.
держал
1. Герой Советского Союза Тружеников Владимир
Севастополя
Васильевич
оборону
форсированием Керченского пролива.
2. Работник нашего колледжа Иванов Алексей Иванович
проходил службу на линкоре «Севастополь»
Черноморского флота в должности электрика-
артиллериста.
Домашнее задание:составить синквейн с любым словом по
теме (Севастополь, Павличенко, краснофлотцы)
Севастополь
Сражающийся, непокорённый.
Борется, защищается, погибает.
Севастополь оборонялся 250 дней.
Город-герой
Фотоотчёт (Подготовительный этап урока. Баннер «Подвиг
краснофлотцев рисовала Горбатенко Екатерина).
(Преподаватель использует презентации и работы
студентов)
(Санинструктор, танкист…)
(Краснофлотец и снайпер Людмила Павличенко) (Медсестра и Иван Голубец)
(Этот урок ребята запомнят надолго)
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Методическая разработка урока истории "Вторая оборона Севастополя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.