Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"
Оценка 4.8

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Оценка 4.8
Лекции
docx
география +2
Взрослым
04.03.2019
Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"
В работе рассматривается значение проектной деятельности на уроках. Проектная деятельность была известна еще во времена царской России. В советской школе ее тоже широко применяли. Это касалось не только уроков труда, но и других предметов. Новые ФГОСы возродили традицию проектной деятельности.
Проектная деятельность на уроках обществознания 5 класс.docx
Проектная деятельность  на уроках географии, обществознания и истории. быть   активными   в   проектировании, ВВЕДЕНИЕ.              Согласно ФГОС второго поколения, системно­деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из   наиболее   эффективных   методов   реализации   данного   подхода   является проектная деятельность. Ее использование на уроках и во внеурочное время предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать   свои   способности   и   пополнять   знания.  При   этом   под   развитием способностей   понимается   предоставление   учащимся   возможности   работать самостоятельно,   исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их.            Учебный проект  ­ это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий   субъективной   или   объективной   новизной,   выполненный   под контролем учителя.         Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность». Проект — это«пять «П»»: Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения). Проектирование (планирование деятельности). Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации). Продукт (изготовление, оформление продукта). Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).                География, история и обществознание   ­ одни из немногих школьных предметов,   где   ученик   способен   самостоятельно   добывать   информацию, принимать   нестандартные   решения,   находить   пути   решения   локальных, региональных   и   даже   глобальных   проблем   современного   развития цивилизации.     Исследовательская,   поисковая   активность   —   естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно   это   внутреннее   стремление   к   исследованию   порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие   ребенка   изначально   разворачивалось   как   процесс   саморазвития. Цель   нашей   работы  по   данной   теме   является   ­   создание   условий   для развития   творческой   личности,   её   самоопределения   и   самореализации, формирование интереса  к исследовательской деятельности Задачи: Способствовать   развитию   самостоятельности   и   творчества   в исследовательской деятельности, составлении проектов, определении целей  и задач, при анализе и обобщении материала, формулировке выводов;  Овладевать умениями видеть проблемы, выдвигать гипотезы, прогнозировать ситуацию или проблему; Обучить   применению   информационно­коммуникационных   технологий   для презентации собственных исследований;  Формировать   национальное   самосознание   через   привитие   патриотических чувств, любви к своему родному краю; Развивать критическое и творческое мышление; Вовлекать   обучающихся   в   практическую   деятельность   по   изучению природных     и   социально­экономических   закономерностей   и   решению геоэкологических проблем. НЕМНОГО ИСТОРИИ.        Впервые метод проектов был разработан в США во второй пол. XIX в. Русские педагоги заинтересовались методом проектов    еще в начале 20 века. Идеи   проектного   обучения   возникли   в   России   практически   параллельно   с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся   активно   использовать   проектные   методы   в   практике преподавания.            Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной   деятельности,   заданность   развития,   грозят   стать тормозящим   фактором,   ограничивающим   инициативу   и   творческие возможности   обучающегося.   В   это   время   и   зародились   идеи   "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.           В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии,   объединяющей   для   всех   подходов   была   убежденность   в необходимости развивать  творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.          Метод   проектов   широко   использовался   в   России   до   30­х   годов,   но постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор   до   недавнего   времени   в   России   больше   не   предпринималось   сколько­ нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.           В   советское   время   учителя   тоже   старались,   как   можно   интереснее преподавать свой предмет. Создавались инноваторские школы. Мы проводили бинарные уроки, где основными участниками были ученики, ролевые игры, уроки­   путешествия,   зачеты   –   практикумы   и   многое   другое.   Это   и   были первые росточки современной проектной деятельности. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕКТУ.          Проектная деятельность – это деятельность, где учащиеся сами ставят цели своего проектирования.      Цели проектной деятельности: 1.формирование навыков проектной деятельности 2.стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. 3.включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.  4. самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. 5. развитие умений пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач.  6. развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. 7. развитие умений: анализа, наблюдения, экспериментирования, обобщения        Задачи проектной деятельности: 1.формировать критическое и творческое мышление учащихся, 2.умение работать с информацией; 3.развивать   способность   находить   нестандартное   решение   проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира. 4.учить работать в группе.   деятельностью. Но между ними есть существенные различия. Исследовательская деятельность подразумевает процесс поиска неизвестного, она не предполагает создания какого­нибудь заранее планируемого объекта, его модели. Проектирование – это решение определенной, ясной задачи.     Проекты по роду деятельности: 1.прикладные 2.информационные 3.ролевые 4.творческие  5.исследовательские.     Проекты по содержанию: 1.межпредметные 2.монопроекты 3.надпроектный (социальные акции).     Проекты по продолжительности: 1.долгосрочные         Очень   часто   проектную   деятельность   путают   с   исследовательской 2.краткосрочные.     Проекты по количеству учащихся: 1.групповые 2.парные 3.индивидуальные. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ. 1.Подготовительный ­ планирование работы над проектом: перечисление   интересующих   высказывание   пожеланий   и   возможных   путей разрешения основных  вопросов;обсуждение тем проектов; 2.   Аналитический   этап   (этап   исследовательской   работы   учащихся   и самостоятельного получения новых знаний): 1.уточнение намеченной цели и задач; 2.поиск   и   сбор   информации   с   помощью   специальной   литературы,   средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; 3.обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.); 4.интерпретация данных; 5.сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. 3.Этап   обобщения   (этап   структурирования   полученной   информации   и интеграции полученных знаний, умений, навыков): 1.систематизация полученных данных; 2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации, модель и т. д.). 4.Презентация   полученных   результатов   (этап   анализа   исследовательской деятельности школьников): 1.осмысление полученных данных и способов достижения результата; 2.обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.). Проектная   деятельность   предполагает   воспитание   у   школьников   качеств:   ­самостоятельность;   ­инициативность; ­целеполагание;   ­ креативность. Критерии оценивания: 1.значимость и актуальность выдвинутых проблем; 2.корректность   используемых   методов   исследования   и   методов   обработки получаемых результатов; 3.активность   каждого   участника   проекта   в   соответствии   с   учетом   его индивидуальных возможностей; 4.коллективный характер решений; 5.творческая самостоятельность авторов проекта; 6.использование   дополнительной   информации:   СМИ,   материалы   интервью, источники и документы; 7.доказательность   решений,   умение   аргументировать   свои   заключения   и выводы; 8.оформление результатов проекта; 9.форма   защиты   проекта,   речевая   культура,   умение   отвечать   на   вопросы оппонента. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.         В   своей   педагогической   практике   на   уроках   географии,   истории   и обществознания   мы   чаще   всего   используем   такие   типы   проектов,   как практико­ориентированные,   информационные,   игровые,   исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Рекомендуют проекты на уроках вводить как можно раньше на уроках. Так  в 5 классе, при изучении   истории   Древнего   мира,   ребята   готовили   исследовательские проекты   «Находки   останков   мамонтов   на   территории   России»,   проект­ рисунок   «Орудия   труда   первобытного   человека»,   «Тайны   египетских пирамид», «Наскальная живопись – первая картинная галерея», игровой – «Я – ученик спартанской школы» и др. В ходе изучения темы «Древний Египет» составляли   рассказ   от   имени   земледельца,   как   прошел   его   день.   Ребята включали в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле.   По   теме   «Искусство   Древнего   Египта»   пятиклассники   составляли рассказ от имени египтянина о посещении храма. Интересными были рассказы учащихся   об   Олимпийских   играх,   составленные   от   имени   участников   или зрителей, а также рассказы, написанные от имени воинов – участников греко­ персидских войн и от имени гладиаторов. На уроке «Религия древних греков» ученики   демонстрировали   свои   рисунки,   на   которых   они   изобразили олимпийских   богов,   о   которых   узнали   из   книги  «Мифы   Древней   Греции». Ребята в группах готовили экскурсию по древнегреческому городу Афины. Каждая группа  должна была представить  разные районы: Керамик, Агору, Акрополь.       В 5 классах наиболее приемлемы следующие типы проектов: прикладной «Наскальная   живопись­первая   картинная   галерея»,  игровой – «Я –  ученик спартанской   школы»,   информационный   –   «Семь   чудес   света»,   «Великая Отечественная   война   в   судьбе   семьи»,«Моя   родословная»,   «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др.       Широко использую проектную деятельность и на уроках обществознания. Например,   в   5­х   классах   особый   интерес   вызвала   работа   над   проектами «Идеальная семья», «Роль образования в моей жизни», «Моя малая Родина», практических,   оценочных), (познавательных, «Моё свободное время», «Я и мой класс», «Школа моей мечты». Всегда очень интересно   проходят   уроки­презентации   «Мои   увлечения».   К   этим   урокам ребята   готовят   не   только   мультимедийные   проекты,   но   и   устраивают выставки   своих   работ   (картины,   подделки,   коллекции).   Ребята,   которые занимаются спортом, часто приносят свои грамоты, медали, кубки.   В ходе таких уроков ребята раскрываются совсем по­другому и для учителя, и для своих   одноклассников.   В   проекте   «Школа   моей   мечты»   ребята   не   только описывали школу, о которой они мечтают, но и  приносили сделанные своими руками макеты школ. Очень ценно, что в создании этих макетов принимают участие и родители учеников. В проекте «Биография моего предка» ребята должны были установить связь между историей семьи и историей Отечества, исследовать   вклад   одного   их   своих   предков   в   историю   страны,   региона, города, района.    Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для  учащихся, «проживание» учащимися  определенного отрезка  времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам   пережить   ситуацию   успеха,   самореализации.   Работая   над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений     основами взаимодействия   друг   с   другом   и   рефлексией,   учатся   приобретать   новые знания, а также интегрировать их        В 5 и 6 классах по географии проводятся проекты характерные именно для этой возрастной группы. Они могут быть, как долгосрочными, например: «Составление   календаря   погоды»,   «Выращивание   сталактитов   и сталагмитов»,   «Составление   прогноза   погоды   по   народным   приметам»   и другие,   так   и   краткосрочными:   «Создание   модели   компаса»,   «Создание модели внутреннего строения Земли», «Я ­ геолог», «Создание осадкометра» и другие.           Курс   социальной   и   экономической   географии   имеет   благоприятные возможности   для   организации   проектной   деятельности   учащихся.   Это заключительный   курс   среднего   географического   образования,   который опирается на определенную базу знаний и умений учащихся по географии.      Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы.   Фрадин Юра ученик 11 «Б» класса представил свой проект  «Политическая   карта   мира   –     явление   историческое»  в муниципальной   научно­практической   конференции     «Планета   эрудитов»   и занял 3 место.      Изучение регионов России и отдельных стран мира вызывает у учащихся интерес,   но   жёсткое   следование   типовому   плану   может   постепенно   его снизить. Поэтому при изучении стран и регионов использую метод проектов, который позволяет создать у учащихся «образ территории» на долгие годы, акцентировать внимание на наиболее характерных чертах  территории. Учебные   проекты   позволяют   учащимся   познакомится   с   проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира.    Большой   интерес   у   учащихся   вызывают   творческие   учебные   проекты связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект. Артамонова Светлана ученица 9 «А» класса   представила свой проект  «Есть на Волге утёс»  в   муниципальной   научно­практической   конференции     «Планета эрудитов» и заняла 3 место.            Мы, учителя географии, используем учебный проект для расширения межпредметных   связей.   Учебные   проекты   объединяют   различные   области научных   знаний   (география,   экология,   экономика,   физика,   социология, демография, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Например: «Химия в моем доме и ее география», «География моей одежды». С учителями истории и биологии проводилась   ролевая   игра   «Последний   герой».   Учащиеся   6   и   7   классов провели игру с учащимися 4 классов «Мой безопасный мир».  Интегрированные   проекты   позволяют   рассмотреть   тему   проблемы   более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.   Через   проекты   в   образовательной   деятельности   реализуется   краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально­региональных   традиций,   воспитание   гражданственности, патриотизма,   экологической   культуры   личности.     Изучение   природных, социально­экономических, исторических, культурных особенностей родного края   комплексно   воздействует   на   все   сферы   сознания:   интеллектуальную, эмоциональную,   волевую.   Некоторые   проекты   имеют   профориентационное значение.   Они знакомят учащихся с учебными заведениями, предприятиями города и области.  Караваева Дарья ученица 11 «Б» класса представила проект  «География в мире профессий»  Дарья рассказала о профессиях, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.      В нашем лицеи уже на протяжении 6 лет проводится социальный проект вместе с организацией «Рыжий хвост» ­ «Мы в ответе за тех кого приручили». Весной 2019г. С компанией Леруа Мерлен учащиеся 6 «А» класса готовят проект «Посади лес».      Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения,   заинтересованности   в   результатах   своего   труда.   Изменился   стиль общения   учащихся   на   уроке.   Они   научились   высказывать   свое   мнение, слышать   других,   не   входить   в   конфликт,   если   собственное   мнение   не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать.

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"

Доклад "Проектная деятельность на уроках географии, истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019