Развитие интеллекта младших школьников
Оценка 4.9

Развитие интеллекта младших школьников

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
библиотека
1 кл—3 кл
13.05.2018
Развитие интеллекта младших школьников
Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны.
Развитие интеллекта младших школьников.doc
Развитие интеллекта младших школьников Разделы: Преподавание в начальной школе | Школьная психологическая служба Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Э. Кант. Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных  способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В  младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа  интеллекта двойственна – биологическая и логическая одновременно. Интеллект играет главную  роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с  соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект –  это психическая адаптация к новым условиям. Выделяют от 1 – 2 до 120 структур, входящих в интеллект. Краткое содержание: Контролируемый человеком поиск истины. Образ: Программа для компьютера, но только в голове человека. Переживание: Главное – порядок, логика. С развитием вычислительной и электронной техники появилось понятие “искусственный  интеллект”. Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности  учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение  методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует  самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса.  Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает  наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно  равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и  абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением  в нём логической и образной стороны. Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления: высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, классификации, суждения, умозаключения; высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении  нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей. высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации  на выделения существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления. Наиболее благоприятные условия для этого созданы в технологии развивающего обучения.  Потому, что в её основе лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения.  Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является  задание. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять  функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности. Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять  проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены  обществом и это решение уже знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема. Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно­ мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание,  чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть  ими зрительно представлены. Фрагмент урока русского языка во 2 классе. Тема: Разделительные Ъ и Ь знаки.  На доске помещены карточки со словами: отъезд, съел, оладьи, вьюга, веселье, объяснение.  Учитель:  – Что видите на доске? Дети: – Слова, имена существительные. Учитель:  – В чём их особенность? Дети: – Имеют Ъ и Ь знаки. Учитель:  – Какую работу можем с ними выполнить? Дети: – Разделить на две группы: с Ъ и с Ь знаками. Учитель: – В какой части слова пишется разделительные Ъ и Ь знаки. Дети: – В корне слова – Ь, после приставок – Ъ. Учитель: – После каких букв и перед какими пишутся эти знаки? Дети: – После согласных, перед гласными. Учитель:  – Давайте посмотрим в учебник, правильно ли мы сделали вывод? Стр.68.[1] Фрагмент урока математики во 2 классе. Тема: Конкретный смысл умножения. На доске помещены карточки с суммами:  5+4+3  13+13+13  53 +35  12+12+12+15 4+4+4+4 11+6+11 33+33+33 7+7+7+7+7. Учитель:  – Что записано на доске? Дети: – Суммы. Учитель:  – Что вы можете сказать про них? Дети: – Есть суммы, у которых все слагаемые одинаковые. Учитель:  – Какую работу можно выполнить с этими суммами?  Дети:  – Сгруппировать. В1 группу – с одинаковыми слагаемыми, А в другую все остальные. 1 группа:  13+13+13,  4+4+4+4,  33+33+33,  7+7+7+7+7. Учитель:  – Может быть кто – нибудь знает, как короче записать эти суммы? Дети: … Учитель: Может быть, вы от взрослых слышали о других действиях, кроме сложения и  вычитания? Дети:  – Я слышал от старшего брата про умножение, но как оно обозначается, не знаю. Учитель:  – Давайте попробуем ответ для решения нашей проблемы найти в учебнике на стр. 69 [2]. Дети  читают вывод. Значит, каким действием мы можем заменить сложение в 1 столбике? Дети:  – Умножением. Учитель:  – А можем ли это сделать с суммами 2 столбика? Дети:  – Нет, потому что слагаемые не равны между собой. Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен  детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если нужные познавательные  действия не сформированы у младших школьников, то задания предлагаются в игровой форме, в  виде дидактической мини­игры. Следовательно, учителю необходимо специально планировать на уроке задания для учащихся, в которых они на новой информационной основе снова и снова бы  выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Выполнение задания постоянно расширяют  информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы интеллектуальных  действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных заданий. Использование творческих заданий на каждом этапе урока.  Рассмотрим это на примере простой задачи.  Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Сколько всего грибов у детей?  Изучение нового материала. 5+4. Чему равно значение этой  суммы? Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Cколько всего  грибов у детей? Учитель:  – Чем похожи эти задания? Дети:  – Числами 5 и 4. Учитель: – Чем отличаются? Дети:  – Есть вопрос, которым заканчивается математический рассказ. – В 1 задании нужно найти только ответ, а во 2 задании нужно догадаться какие действия нужно выполнить. Учитель:  – Верно, потому что задание справа называется задачей. В ней никогда не указывается, каким  действием её нужно решить. Закрепление. Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички.  Поставьте вопрос к условию задачи. Измените условие так, чтобы задача стала составной.  Домашнее задание.  Сделайте рисунок, схему к задаче. Составьте подобную задачу. Принципиальное дидактическое требование технологии развивающего обучения – постановка  цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия,  приводящие к пониманию учебного материала. Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе  так называемое чувство “умственной радости”. Следующее дидактическое требование технологии РО формулируется как подготовка успешности выполнения развивающих заданий в учебном  процессе. Технология развивающего обучения предъявляет к заданиям, используемым на различных этапах учебного процесса, еще одно важное требование – задания должны не только приводить  учащихся к пониманию изучаемого, но и выполнять корригирующую функцию. Благодаря этому  предлагаемая технология обучения может быть использована при работе с детьми, имеющими  высокий интеллектуальный потенциал, а так же с детьми со средним уровнем интеллекта. Задания на развитие логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого  воображения, аналитико­синтетического восприятия и логической памяти из урока в урок,  изменяя свое содержание в соответствии с темой урока, многократно повторяют способы  выполнения действий, лишь постепенно наращивая уровень их сложности. Интеллектуальная разминка.  Сколько пальцев на 2 руках? Сколько недель в месяце? Порядковый номер пятницы в неделе? Наименьшее двузначное число? Какого числа последний день года? Сколько штук в дюжине? За сколькими зайцами нельзя гнаться? То, в чём медведь тащил Машу и пирожки. Что находилось у Красной Шапочке в корзинке? Что потеряла Золушка на балу? Что мы слышим в начале урока? Букву У. Провоцирующие задачи.  На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24. У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4. Задачи частично – поискового характера. 4 8 6 9 4 1 6 2 4   6 6 2 8 6 . 1 9 . ВАТА (ФАТА) СОВА (СОФА) ДРОВА (ДРОФА) ОЛИВА (ОЛИФА) Замените одну букву так, чтобы получились новые слова. СЕНЬ БЕДА КОРЬ Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово. Ребусы. 1очка (одиночка) 1бор (разбор) ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад) Развивающие каноны. 7 8 с в (семь) (восемь) 9 . корова курица лошадь собака лошадь корова до к . па т ц . л р . (девять) (телёнок) (цыплёнок) (жеребёнок ) (лает) (ржёт) (мычит) (док) (репа) ми раж (мираж) Языковые пропорции. Чёрное – белое = огонь – … (вода). Война – смерть = … – жизнь (мир). Рысь – кошка = волк – … (собака). Лампа – … = радио – звук (свет). Музыка – ноты = речь – …(звук). С развитием и становлением отрасли психологии, получившей название “тестология”, появилось  понятие “интеллектуальная одаренность”. Интеллектуально одаренные дети – это дети с  высокими показателями по специальным тестам интеллекта. Дети, хорошо обучающиеся в школе,  входят в группу “академическая одаренность”. Среди детей с проблемами в учении есть большая группа учащихся, у которых просматривается  интеллектуальная пассивность.  Ее особенности: недостаточная сформированность интеллектуальных навыков и умений; отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности; отсутствие познавательного отношения в действительности. По широте проявления различают общую и частичную интеллектуальную пассивность.  Выразительным показателем интеллектуальной пассивности является отсутствие инициативы в  интеллектуальной деятельности. Существенным фактором, влияющим на возникновение  интеллектуальной пассивности является познавательный климат семьи. 1 группа родителей воспроизводят в ребенке свои ограниченные познавательные интересы,  создавая в семье атмосферу интеллектуального голода; 2 группа родителей своей неразумной помощью приучают ребенка к несамостоятельности,  безынициативности, способствуя формированию “интеллектуального иждивенчества”; 3 группа родителей “перекармливают” их познавательной информацией, что приводит к  притуплению познавательной потребности. Согласно полученным в ходе эксперимента данным интеллектуально пассивных учащихся больше  среди “шестилеток”. По­видимому, для определенной категории детей более ранний переход из  детского сада в школу является нежелательным. Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а  подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к  нему. Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.  ЛИТЕРАТУРА 1. А. В. ПОЛЯКОВА. Русский язык. 2 класс. – М., “Просвещение”, 2002 г. 2. И. И. АРГИНСКАЯ. Математика. 2 класс. – Корпорация “Федоров”, 2002 г. 3. Т.А. СОЛОВЬЕВА. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в  учебном процессе” ­ Журнал “Начальная школа” № 12, 1997 г. 4. В.Н. КАМЫШНИКОВ “Структура и содержание системы заданий, направленных на  развитие интеллекта младших школьников” ­Журнал “Начальная школа” № 6, 2002 г.  5. А.И. САВЕНКОВ. “Детская одаренность как теоретическая проблема” ­ Журнал  “Начальная школа” № 1, 2000 г. 6. Л.В. ОРЛОВА. “Что такое интеллектуальная пассивность?” ­Журнал “Начальная школа” №  7, 1996 г.

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников

Развитие интеллекта младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018