Развитие интеллекта младших школьников

  • Педсоветы
  • doc
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны.
Иконка файла материала Развитие интеллекта младших школьников.doc
Развитие интеллекта младших школьников Разделы: Преподавание в начальной школе | Школьная психологическая служба Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Э. Кант. Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных  способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В  младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа  интеллекта двойственна – биологическая и логическая одновременно. Интеллект играет главную  роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с  соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект –  это психическая адаптация к новым условиям. Выделяют от 1 – 2 до 120 структур, входящих в интеллект. Краткое содержание: Контролируемый человеком поиск истины. Образ: Программа для компьютера, но только в голове человека. Переживание: Главное – порядок, логика. С развитием вычислительной и электронной техники появилось понятие “искусственный  интеллект”. Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности  учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение  методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует  самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса.  Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает  наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно  равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и  абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением  в нём логической и образной стороны. Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления: высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, классификации, суждения, умозаключения; высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении  нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей. высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации  на выделения существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления. Наиболее благоприятные условия для этого созданы в технологии развивающего обучения.  Потому, что в её основе лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения.  Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является  задание. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять  функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности. Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять  проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией,поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены  обществом и это решение уже знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема. Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно­ мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание,  чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть  ими зрительно представлены. Фрагмент урока русского языка во 2 классе. Тема: Разделительные Ъ и Ь знаки.  На доске помещены карточки со словами: отъезд, съел, оладьи, вьюга, веселье, объяснение.  Учитель:  – Что видите на доске? Дети: – Слова, имена существительные. Учитель:  – В чём их особенность? Дети: – Имеют Ъ и Ь знаки. Учитель:  – Какую работу можем с ними выполнить? Дети: – Разделить на две группы: с Ъ и с Ь знаками. Учитель: – В какой части слова пишется разделительные Ъ и Ь знаки. Дети: – В корне слова – Ь, после приставок – Ъ. Учитель: – После каких букв и перед какими пишутся эти знаки? Дети: – После согласных, перед гласными.Учитель:  – Давайте посмотрим в учебник, правильно ли мы сделали вывод? Стр.68.[1] Фрагмент урока математики во 2 классе. Тема: Конкретный смысл умножения. На доске помещены карточки с суммами:  5+4+3  13+13+13  53 +35  12+12+12+15 4+4+4+4 11+6+11 33+33+33 7+7+7+7+7. Учитель:  – Что записано на доске? Дети: – Суммы. Учитель:  – Что вы можете сказать про них? Дети: – Есть суммы, у которых все слагаемые одинаковые. Учитель:  – Какую работу можно выполнить с этими суммами?  Дети:  – Сгруппировать. В1 группу – с одинаковыми слагаемыми, А в другую все остальные. 1 группа:  13+13+13,  4+4+4+4,  33+33+33,  7+7+7+7+7. Учитель:  – Может быть кто – нибудь знает, как короче записать эти суммы?Дети: … Учитель: Может быть, вы от взрослых слышали о других действиях, кроме сложения и  вычитания? Дети:  – Я слышал от старшего брата про умножение, но как оно обозначается, не знаю. Учитель:  – Давайте попробуем ответ для решения нашей проблемы найти в учебнике на стр. 69 [2]. Дети  читают вывод. Значит, каким действием мы можем заменить сложение в 1 столбике? Дети:  – Умножением. Учитель:  – А можем ли это сделать с суммами 2 столбика? Дети:  – Нет, потому что слагаемые не равны между собой. Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен  детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если нужные познавательные  действия не сформированы у младших школьников, то задания предлагаются в игровой форме, в  виде дидактической мини­игры. Следовательно, учителю необходимо специально планировать на уроке задания для учащихся, в которых они на новой информационной основе снова и снова бы  выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Выполнение задания постоянно расширяют  информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы интеллектуальных  действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных заданий. Использование творческих заданий на каждом этапе урока.  Рассмотрим это на примере простой задачи.  Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Сколько всего грибов у детей?  Изучение нового материала. 5+4. Чему равно значение этой  суммы? Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Cколько всего  грибов у детей? Учитель:  – Чем похожи эти задания? Дети:  – Числами 5 и 4. Учитель:– Чем отличаются? Дети:  – Есть вопрос, которым заканчивается математический рассказ. – В 1 задании нужно найти только ответ, а во 2 задании нужно догадаться какие действия нужно выполнить. Учитель:  – Верно, потому что задание справа называется задачей. В ней никогда не указывается, каким  действием её нужно решить. Закрепление. Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички.  Поставьте вопрос к условию задачи. Измените условие так, чтобы задача стала составной.  Домашнее задание.  Сделайте рисунок, схему к задаче. Составьте подобную задачу. Принципиальное дидактическое требование технологии развивающего обучения – постановка  цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия,  приводящие к пониманию учебного материала. Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе  так называемое чувство “умственной радости”. Следующее дидактическое требование технологии РО формулируется как подготовка успешности выполнения развивающих заданий в учебном  процессе. Технология развивающего обучения предъявляет к заданиям, используемым на различных этапах учебного процесса, еще одно важное требование – задания должны не только приводить  учащихся к пониманию изучаемого, но и выполнять корригирующую функцию. Благодаря этому  предлагаемая технология обучения может быть использована при работе с детьми, имеющими  высокий интеллектуальный потенциал, а так же с детьми со средним уровнем интеллекта. Задания на развитие логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого  воображения, аналитико­синтетического восприятия и логической памяти из урока в урок,  изменяя свое содержание в соответствии с темой урока, многократно повторяют способы  выполнения действий, лишь постепенно наращивая уровень их сложности. Интеллектуальная разминка.  Сколько пальцев на 2 руках? Сколько недель в месяце? Порядковый номер пятницы в неделе?Наименьшее двузначное число? Какого числа последний день года? Сколько штук в дюжине? За сколькими зайцами нельзя гнаться? То, в чём медведь тащил Машу и пирожки. Что находилось у Красной Шапочке в корзинке? Что потеряла Золушка на балу? Что мы слышим в начале урока? Букву У. Провоцирующие задачи.  На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24. У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4. Задачи частично – поискового характера. 4 8 6 9 4 1 6 2 4   6 6 2 8 6 . 1 9 . ВАТА (ФАТА) СОВА (СОФА) ДРОВА (ДРОФА) ОЛИВА (ОЛИФА) Замените одну букву так, чтобы получились новые слова. СЕНЬ БЕДА КОРЬ Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово. Ребусы. 1очка (одиночка) 1бор (разбор) ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад) Развивающие каноны. 7 8 с в (семь) (восемь)9 . корова курица лошадь собака лошадь корова до к . па т ц . л р . (девять) (телёнок) (цыплёнок) (жеребёнок ) (лает) (ржёт) (мычит) (док) (репа) ми раж (мираж) Языковые пропорции. Чёрное – белое = огонь – … (вода). Война – смерть = … – жизнь (мир). Рысь – кошка = волк – … (собака). Лампа – … = радио – звук (свет). Музыка – ноты = речь – …(звук). С развитием и становлением отрасли психологии, получившей название “тестология”, появилось  понятие “интеллектуальная одаренность”. Интеллектуально одаренные дети – это дети с  высокими показателями по специальным тестам интеллекта. Дети, хорошо обучающиеся в школе,  входят в группу “академическая одаренность”. Среди детей с проблемами в учении есть большая группа учащихся, у которых просматривается  интеллектуальная пассивность.  Ее особенности: недостаточная сформированность интеллектуальных навыков и умений; отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности; отсутствие познавательного отношения в действительности. По широте проявления различают общую и частичную интеллектуальную пассивность.  Выразительным показателем интеллектуальной пассивности является отсутствие инициативы в  интеллектуальной деятельности. Существенным фактором, влияющим на возникновение  интеллектуальной пассивности является познавательный климат семьи. 1 группа родителей воспроизводят в ребенке свои ограниченные познавательные интересы,  создавая в семье атмосферу интеллектуального голода;2 группа родителей своей неразумной помощью приучают ребенка к несамостоятельности,  безынициативности, способствуя формированию “интеллектуального иждивенчества”; 3 группа родителей “перекармливают” их познавательной информацией, что приводит к  притуплению познавательной потребности. Согласно полученным в ходе эксперимента данным интеллектуально пассивных учащихся больше  среди “шестилеток”. По­видимому, для определенной категории детей более ранний переход из  детского сада в школу является нежелательным. Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а  подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к  нему. Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.  ЛИТЕРАТУРА 1. А. В. ПОЛЯКОВА. Русский язык. 2 класс. – М., “Просвещение”, 2002 г. 2. И. И. АРГИНСКАЯ. Математика. 2 класс. – Корпорация “Федоров”, 2002 г. 3. Т.А. СОЛОВЬЕВА. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в  учебном процессе” ­ Журнал “Начальная школа” № 12, 1997 г. 4. В.Н. КАМЫШНИКОВ “Структура и содержание системы заданий, направленных на  развитие интеллекта младших школьников” ­Журнал “Начальная школа” № 6, 2002 г.  5. А.И. САВЕНКОВ. “Детская одаренность как теоретическая проблема” ­ Журнал  “Начальная школа” № 1, 2000 г. 6. Л.В. ОРЛОВА. “Что такое интеллектуальная пассивность?” ­Журнал “Начальная школа” №  7, 1996 г.