Развитие искусства в первобытном обществе. Часть 1.
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все населенные континенты, а по времени — всю эпоху существования человечества, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Современная антропология не дает полного и совершенно объективного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и извилистый путь.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение в коллективе.
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно одновременно. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
На территории Франции археологи нашли статую глиняного оленя со следами ударов копьем. Вероятно, первобытные люди отождествляли реальных животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.
Периодизация
Самые древние орудия человека датируются свыше 2-х млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век, в свою очередь, делится на палеолит, мезолит, неолит. Основы такой периодизации сохраняются и в искусствоведении.
Характерной особенностью первобытного искусства был синкретизм — сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала и одновременно форматированию самого Homo sapiens (человека разумного).
На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе — прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.
Искусство палеолита
Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н. э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами — так называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.
В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.
Древнейшие памятники искусства были найдены в Западной Европе. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.
Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:
натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет;
искусственная изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;
верхнепалеолитическое изобразительное творчество — роспись пещер, гравировка на кости.
Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.
Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.
В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).
Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься скотоводством и земледелием.
Развитие искусства в первобытном обществе. Часть 1.
Большая часть истории человечества приходится на
период первобытности, который длился много сотен
тысяч лет.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство
территориально охватывает все населенные континенты,
а по времени — всю эпоху существования человечества,
сохранившись у некоторых народностей, живущих в
отдаленных уголках планеты, до наших дней.
Современная антропология не дает полного и
совершенно объективного представления о времени ипричинах перехода от человека умелого к человеку
разумному, равно как и об отправной точке его
эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем
биологическом и социальном развитии долгий и
извилистый путь.
Обращение первобытных людей к новому для них виду
деятельности — искусству — одно из величайших
событий в истории человечества. Первобытное искусство
отразило первые представления человека об
окружающем мире, благодаря ему сохранялись ипередавались знания и навыки, происходило общение в
коллективе.
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или
иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела
первым шагом к созданию изображений, или человек
угадал знакомый силуэт животного? А может быть, тень
животного или человека послужила основой рисунка, а
отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?
Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди
могли прийти к идее изображать предметы не одним, а
многими путями.До недавнего времени ученые придерживались двух
противоположных взглядов на историю первобытного
искусства. Одни специалисты считали древнейшими
пещерную натуралистическую живопись и скульптуру,
другие — схематические знаки и геометрические
фигуры. Сейчас большинство исследователей
высказывают мнение, что и те и другие формы появились
приблизительно одновременно. Например, к числу самых
древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита
относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные
переплетения волнистых линий, продавленных в сырой
глине пальцами той же руки.На территории Франции археологи нашли статую
глиняного оленя со следами ударов копьем. Вероятно,
первобытные люди отождествляли реальных животных с
их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат
себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках
прослеживается связь между древнейшими религиозными
верованиями и художественной деятельностью.
ПериодизацияСамые древние орудия человека датируются свыше 2х
млн. лет назад. По материалам, из которых люди
изготавливали орудия, археологи делят историю
первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и
железный века. Каменный век, в свою очередь, делится
на палеолит, мезолит, неолит. Основы такой
периодизации сохраняются и в искусствоведении.
Характерной особенностью первобытного искусства был
синкретизм — сочетание разнородных воззрений.
Деятельность человека, связанная с художественным
освоением мира, способствовала и одновременноформатированию самого Homo sapiens (человека
разумного).
На этой стадии возможности всех психических
процессов и переживаний первобытного человека
находились в зародыше, в коллективном бессознательном
состоянии, в так называемом архетипе — прообразе,
первичной форме. Осознание мира происходило
стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое
действие.
Искусство палеолитаПервые дошедшие до нас произведения первобытного
изобразительного искусства относятся к зрелой стадии
ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18е тыс. до н.
э.). Это женские статуэтки из камня и кости с
гипертрофированными формами тела,
схематизированными головами — так называемые
«Венеры», повидимому, связанные с культом матери
прародительницы и символизирующие плодородие.
Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии,
Чехии, России и во многих других странах.В это же время появляются обобщенно выразительные
изображения животных, воссоздающие характерные
черты мамонта, слона, лошади, оленя.
Древнейшие памятники искусства были найдены в
Западной Европе. Первоначально первобытное
искусство, необособленное в специальный вид
деятельности и связанное с охотой и трудовым
процессом, отражало постепенное познание человекомдействительности, его первые представления об
окружающем мире.
Некоторые искусствоведы выделяют три этапа
изобразительной деятельности в эпоху палеолита.
Каждый из них характеризуется созданием качественно
новой изобразительной формы:
натуральное творчество — композиция из туш, костей,
натуральный макет;искусственная изобразительная форма — крупная
глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;
верхнепалеолитическое изобразительное творчество —
роспись пещер, гравировка на кости.
Аналогичные этапы можно проследить и при изучении
музыкального пласта первобытного искусства.
Музыкальное начало не было отделено от движения,
жестов, возгласов, мимики.
Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя –
семью отверстиями для пальцев были найдены при
раскопках во Франции, в Восточной Европе и России.Французские образцы этих инструментов сделаны из
полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и
России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими
музыкальными инструментами были также трещотки и
барабаны.
В первобытную эпоху зародились все виды
изобразительного искусства: графика (рисунки и
силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные
минеральными красками), скульптура (фигуры,
высеченные из камня или вылепленные из глины),
архитектура (палеолитические жилища).Более поздние этапы развития первобытной культуры
относятся к мезолиту, неолиту и ко времени
распространения первых металлических орудий. От
использования готовых продуктов природы первобытный
человек постепенно переходит к более сложным формам
труда, наряду с охотой и рыболовством начинает
заниматься скотоводством и земледелием.