Развитие искусства в первобытном обществе. Часть 1.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие искусства в первобытном обществе. Часть 1. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все населенные континенты, а по времени — всю эпоху существования человечества, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Современная антропология не дает полного и совершенно объективного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и извилистый путь. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение в коллективе. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно одновременно. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. На территории Франции археологи нашли статую глиняного оленя со следами ударов копьем. Вероятно, первобытные люди отождествляли реальных животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью. Периодизация Самые древние орудия человека датируются свыше 2-х млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век, в свою очередь, делится на палеолит, мезолит, неолит. Основы такой периодизации сохраняются и в искусствоведении. Характерной особенностью первобытного искусства был синкретизм — сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала и одновременно форматированию самого Homo sapiens (человека разумного). На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе — прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие. Искусство палеолита Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н. э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами — так называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах. В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. Древнейшие памятники искусства были найдены в Западной Европе. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы: натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет; искусственная изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур; верхнепалеолитическое изобразительное творчество — роспись пещер, гравировка на кости. Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны. В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься скотоводством и земледелием.
Иконка файла материала 1.docx
Развитие искусства в первобытном обществе. Часть 1. Большая часть истории человечества приходится на  период первобытности, который длился много сотен  тысяч лет. Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство  территориально охватывает все населенные континенты,  а по времени — всю эпоху существования человечества,  сохранившись у некоторых народностей, живущих в  отдаленных уголках планеты, до наших дней.  Современная антропология не дает полного и  совершенно объективного представления о времени ипричинах перехода от человека умелого к человеку  разумному, равно как и об отправной точке его  эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем  биологическом и социальном развитии долгий и  извилистый путь. Обращение первобытных людей к новому для них виду  деятельности — искусству — одно из величайших  событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об  окружающем мире, благодаря ему сохранялись ипередавались знания и навыки, происходило общение в  коллективе. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или  иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела  первым шагом к созданию изображений, или человек  угадал знакомый силуэт животного? А может быть, тень  животного или человека послужила основой рисунка, а  отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?  Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а  многими путями.До недавнего времени ученые придерживались двух  противоположных взглядов на историю первобытного  искусства. Одни специалисты считали древнейшими  пещерную натуралистическую живопись и скульптуру,  другие — схематические знаки и геометрические  фигуры. Сейчас большинство исследователей  высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно одновременно. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита  относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные  переплетения волнистых линий, продавленных в сырой  глине пальцами той же руки.На территории Франции археологи нашли статую  глиняного оленя со следами ударов копьем. Вероятно,  первобытные люди отождествляли реальных животных с  их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках  прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью. ПериодизацияСамые древние орудия человека датируются свыше 2­х  млн. лет назад. По материалам, из которых люди  изготавливали орудия, археологи делят историю  первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и  железный века. Каменный век, в свою очередь, делится  на палеолит, мезолит, неолит. Основы такой  периодизации сохраняются и в искусствоведении. Характерной особенностью первобытного искусства был  синкретизм — сочетание разнородных воззрений.  Деятельность человека, связанная с художественным  освоением мира, способствовала и одновременноформатированию самого Homo sapiens (человека  разумного). На этой стадии возможности всех психических  процессов и переживаний первобытного человека  находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе — прообразе,  первичной форме. Осознание мира происходило  стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое  действие. Искусство палеолитаПервые дошедшие до нас произведения первобытного  изобразительного искусства относятся к зрелой стадии  ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18­е тыс. до н.  э.). Это женские статуэтки из камня и кости с  гипертрофированными формами тела,  схематизированными головами — так называемые  «Венеры», по­видимому, связанные с культом матери­ прародительницы и символизирующие плодородие.  Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии,  Чехии, России и во многих других странах.В это же время появляются обобщенно выразительные  изображения животных, воссоздающие характерные  черты мамонта, слона, лошади, оленя. Древнейшие памятники искусства были найдены в  Западной Европе. Первоначально первобытное  искусство, необособленное в специальный вид  деятельности и связанное с охотой и трудовым  процессом, отражало постепенное познание человекомдействительности, его первые представления об  окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа  изобразительной деятельности в эпоху палеолита.  Каждый из них характеризуется созданием качественно  новой изобразительной формы: натуральное творчество — композиция из туш, костей,  натуральный макет;искусственная изобразительная форма — крупная  глиняная скульптура, барельеф, профильный контур; верхнепалеолитическое изобразительное творчество —  роспись пещер, гравировка на кости. Аналогичные этапы можно проследить и при изучении  музыкального пласта первобытного искусства.  Музыкальное начало не было отделено от движения,  жестов, возгласов, мимики. Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя –  семью отверстиями для пальцев были найдены при  раскопках во Франции, в Восточной Европе и России.Французские образцы этих инструментов сделаны из  полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и  России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими  музыкальными инструментами были также трещотки и  барабаны. В первобытную эпоху зародились все виды  изобразительного искусства: графика (рисунки и  силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные  минеральными красками), скульптура (фигуры,  высеченные из камня или вылепленные из глины),  архитектура (палеолитические жилища).Более поздние этапы развития первобытной культуры  относятся к мезолиту, неолиту и ко времени  распространения первых металлических орудий. От  использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам  труда, наряду с охотой и рыболовством начинает  заниматься скотоводством и земледелием.