Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.
Оценка 4.9

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
05.04.2019
Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.
Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие компонентов речевой системы.docx
Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.       Задача:   рассмотреть   влияние   развития   мелкой   моторики   рук   на развитие компонентов речевой системы детей дошкольного возраста.  Цель:    Создать   условия   для   выявления   инновационных   подходов   к   развитию компонентов речевой системы детей с 2 до 5 лет в игровой деятельности посредством  развития мелкой моторики рук.   Создать   условия  для  апробирования  методического  материала  по   развитию мелкой моторики рук. Актуальность вопроса и перспективность: Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста по­прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Хорошая   речь   –   важнейшее   условие   всестороннего   развития   детей.   Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире   его   возможности   в   познании   окружающей   действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому,   я   считаю,   что   очень    важно   заботиться   о   своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как   родителей, так и педагогов   волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте,   как   правильно   подготовить   его   к   школе.   Одним   из   показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность   его речевых навыков. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание   надо   уделять   развитию   мелкой   моторики   рук,   т.   к.   сначала развиваются   тонкие   движения   пальцев   рук,   затем   появляется   артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности   мелкой моторики . Так, на основе   обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если   же   развитие   движений   пальцев   отстает,   то   задерживается   и   речевое развитие. Таким   образом,   одним   из   наиболее   эффективным   средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.  Обычно   у   ребенка,   имеющего   высокий   уровень   речевого   развития, сформированы   и   навыки   мелкой   моторики.   Это   доказано   исследованиями физиолога   М.И.  Кольцовой,  которая   установила,  что   сначала   развиваются движения   пальцев   рук,   когда   же   они   достигают   достаточной   точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие   мелкой моторики.   Первыми появляются хватательные движения,   наряду   с   этим   происходит   восприятие   и   развитие   зрительно   – двигательной   координации,   развивается   ручная   умелость,   отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев. При   нормальном   развитии   к   концу   3   года   подражание   движений   не   Малыш   достаточно   точно представляет   достаточной   трудности. воспроизводит   направленные   движения,   воспроизводит   действия   с предметами, которые часто состоят из нескольких последующих этапов. К   сожалению,   в   последние   годы   у   большинства   детей,   посещающих дошкольное  образовательное  учреждение,  отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам. Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили   определить, что   в   семье   не   всегда   уделяется   должное   внимание   развитию   мелкой моторики пальцев рук у  малыша. А уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок.  Я   думаю,   что   недостаточное   развитие   мелкой   моторики,   внимания, может   привести   к   возникновению   негативного   отношения   к   посещению ребенком  детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.  Что и побудило   меня   систематизировать и обобщить накопленный материал по теме: «Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством  развития мелкой моторики рук".            Что такое моторика? Под моторикой  понимают совокупность  двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев  рук, артикуляционная моторика). Систематическое   и планомерное использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие   тонких   движений   пальцев   рук   помогает   детям   в   дошкольном возрасте   быстрее   освоить   правильную   речь.   Данный   опыт   работы   ещё   раз подтверждает   высказывание   известного   исследователя   детской   речи   М.М. Кольцовой, которая пишет, что «есть основание рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким  образом: ведущая педагогическая идея  моей работы «Играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рук» Мне кажется, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с   самого   раннего   возраста.   Уже   грудному   младенцу   можно   массировать пальчики,   воздействуя   тем   самым   на   активные   точки,   связанные   с   корой головного   мозга.   А   в   раннем   и   младшем   дошкольном   возрасте   нужно выполнять  простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать   о   развитии    навыков   самообслуживания: застегивания   и   расстегивания   пуговиц,   завязывания   шнурков   и   т.д.;   в старшем   дошкольном   возрасте   работа   по   развитию   мелкой   моторики   и координации движений  руки должна стать важной частью подготовки руки к письму.   элементарных Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади   двигательной   проекции   коры   головного   мозга   занимает   проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев   на   формирование   и   развитие   речевой   функции   ребенка.   Поэтому, чтобы   научить   малыша   говорить,   необходимо   не   только   тренировать   его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук  т . е. мелкую моторику. Мелкая   моторика   рук   и   уровень   развития   речи   находятся   в   прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задание, связанное с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.  Уровень   развития   мелкой   моторики   является   одним   из   показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Так ребенок, имеющий   высокий   уровень   развития   мелкой   моторики,   умеет   логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Доказано,   что   речевые   области   мозга   частично   формируются   под влиянием   импульсов,   поступающих   от   пальцев   рук,   потому   что   между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки –  это  манипуляторы  мозга.  Пальцы  помогают говорить! Я   считаю,   что   в   результате   систематической   работы   по   тренировке тонких   движений   пальцев   повышается   работоспособность   коры   головного мозга.   Вследствие   чего   улучшается   память,   внимание,   координация движений,   ориентировка   в   пространстве,   подготавливается   рука   к   письму, обогащается словарь, речь становится чище. Теоретическая база опыта Большинство  родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша  к   школе,   обращают   внимание   на   чтение   и   счет.   Взрослые   даже   не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, т. к. развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и  письмом.        Виды моторики                         Крупная           моторика                 (движение тела)   Мелкая           моторика (движение пальцев рук)     Мелкая   моторика   (по   утверждению   М.   М.   Кольцовой)   ­   это совокупность   скоординированных   действий   нервной,   мышечной   и   костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от   примитивных   жестов,   таких   как   захват   объектов,   до   очень   мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.  Значение мелкой моторики   как   внимание, Мелкая   моторика   рук   тесно   взаимодействует   с   такими   высшими свойствами   сознания,   пространственное восприятие   ,   воображение,   наблюдательность,   зрительная   и   двигательная память,   речь.   Важным   компонентом   в   развитии   мелкой   моторики   рук  является   использование   точных,   координированных   движений   кистей   и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.   мышление, Связь   пальцевой   моторики   и   речевой   функции   была   подтверждена исследователями   Института   физиологии   детей   и   подростков.   В   числе исследователей   можно   назвать   А. В. Антакову­Фомину,   М. М. Кольцову, Е. И. Исенину. Так, Л.В. Фомина пишет, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие   движений   пальцев   соответствует   возрасту,  то   и  речевое   развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. М.М.   Кольцова   пришла   к   заключению,   что   формирование   речевых областей   совершается   под   влиянием   кинестетических   импульсов   от   рук, точнее, от пальцев. Многими   учеными   (И.П.   Павлов,   А.Р.   Лурия,   А.А.   Леонтьев,   Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.М.Бехтеров, Н.И. Кузьмина,  Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина)   была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи.  Известно,   что   развитие   мелкой   моторики   способствует   улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.  На   основании   выше   изложенного,   я   считаю,   что   стимулировать речевое   развитие   детей   можно   путём   тренировки   движений   пальцев   рук. Развитие   движений   пальцев   «подготавливает   почву»   для   последующего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие мелкой моторики Мелкая   моторика   развивается   естественным   образом,   начиная   с младенческого   возраста   на   базе   общей моторики.  Сначала   ребёнок   учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку,  к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В   дошкольном   и   раннем   школьном   возрасте   моторные   навыки   становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. В давние  времена люди росли без различных развивающих методик. Все просто:   бытовых   занятий,  отлично   развивающих   руку   и   пальцы,  огромное количество!   Сегодня   они   незаслуженно   забыты.   Кто   сейчас,   к   примеру, возьмется   перебирать   крупу?   А   это   занятие   всегда   было   закреплено   за младшими   в   семье:   расторопные   пальчики   и   зоркие   глазки   –   лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Все  домашние дела делались руками.                                   Способы развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры Лепка     Игры с мелким предметами Массаж кистей и пальцев     что мелкая   моторика развивается   игрой.   Сначала   малыш   учится   хлопать   в   ладоши,   сжимать   и Существует   множество   доказательств, разжимать пальчики руки, осваивает  песенки – потешки  «Сорока ­ белобока» и   «Коза   ­   рогатая».   В   дальнейшем   тренируют   руку   и   кубики,   и   сбор пирамидки или матрешки,  и игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для   самых   маленьких),   лепят   из   теста   или   пластилина,   собирают конструкторы.   Кроме   этого,   существует   целый   ряд   игр   и   игрушек, направленных   на   развитие   мелкой   моторики.   Детям   предлагается   плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки. Таким   образом,   чтобы   будущий   первоклассник   умело   обращался   с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев,   стремясь   к   тому,   чтобы   они   были   свободными,   уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Новизна опыта О влиянии развития мелкой моторики рук   на речь детей   в последнее время написано немало  книг и пособий. Так, например,   ­ Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».Янушенко Е. А. « Развитие мелкой моторики у детей». Занятия по этим книгам помогают укреплять   руки   детей,   развивают   согласованные   движения   рук, дифференцированные движения пальцев рук. Моя работа не содержит принципиально новых открытий и изобретений. В   программе   детского   сада   не   предусмотрены   специальные   занятия   по развитию мелкой моторики рук. Мною апробированы уже известные приёмы развития мелкой моторки руки  в игровой деятельности, в усовершенствованной, модернизированной и адаптированной к различным ситуациям и условиям форме. Определив основное направление в работе, я   приступила к созданию предметной   среды,   которая   бы   расширила   мир   детей,   стимулировала   их разнообразную   творческую   деятельность   и   в   свою   очередь   способствовала  развитию   мелкой   моторики   и   координации   движений   пальцев,   а следовательно и развитию речи,  и способствовала  подготовки  руки ребенка к письму.  Разные   виды   деятельности,   используемые   мною   в   работе,   при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи   детей,   способствуют   развитию   мелкой   моторики,   координации движений   пальцев   рук,   мыслительных   процессов   и   овладению   навыками учебной деятельности. В группе  созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что  дети могут свободно, по интересам  выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только   воспроизводить,   продолжать   то,   что   они   делали   в   совместной деятельности   с   воспитателем,   но   и   проявлять   свое   творчество,   а   так   же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы. Технология опыта. О  влиянии  мануальных воздействий   на развитие человеческого  мозга известно давно, начиная с 2 века до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию и разум, развивают психику и речь. Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны забавы,   в   которых   есть   рифмованные   стихотворения.   Они   способствуют развитию   творческой   активности,   мышления,   речи,   мелких   мышц   рук. Вырабатываются   ловкость,   умение   управлять   своими   движениями, концентрировать   внимание   на   одном   виде   деятельности.   Таким   образом, прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, я  составила план действий.   План действий: 1.Анализ  предметно­развивающей среды:   ­   соотнесенность   уровня   развития   мелкой   моторики   и   речи   у   детей   по результатам диагностики   ­ изучение предметно­развивающей среды в группе, влияющей на развитие речи у детей    ­   изучение   предметно­развивающей   среды   в   группе,   способствующей развитию мелкой моторики у детей 2.  Приготовление пособий для развития мелкой моторики.         ­   создание  картотеки заданий  и упражнений  для развития  речи у  детей                               средствами развития мелкой моторики руки. 3. Проведение консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи», «Наши  веселые ручки» (с элементами   массажа   рук,   умения   завязывать   шнурки,   самостоятельного одевания ). 4  Спектакль пальчикового театра (с использованием пальцев рук, перчаток)  Для   достижения   желаемого   результата   необходимо   сделать   работу   по развитию  мелкой моторики регулярной. В ходе экспериментальной работы я руководствовалась   следующими фактами:   чтобы   заинтересовать   ребенка   и   помочь   ему   овладеть   новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные приёмы развития и совершенствования мелкой моторики рук.     Приемы развития мелкой моторики рук. 1.     Массаж  кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие   массирующие   движения   и   разминания   каждого   пальчика,   ладошки, наружной стороны кисти). 2.     Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками ). 3.     Работа   с   предметами   и   материалом   (ножницы,   пластилин,   конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)   4.     Пальчиковый театр. 5.     Упражнения   в   обводе   контуров   предметов.   Рисование   по   трафаретам,  закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, (упражнения выполняются только простым карандашом). 6.     Рисование   несложных   геометрических   фигур,  букв   в   воздухе   и   на   столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. 7.     Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. 8.     Выкладывание фигур из счетных палочек 9.     Игры с предметами домашнего обихода.  В работе по данной теме, я применяла в комплексе различные методы и приемы:   личный пример    вопросы     Методы и приемы показ способа действия  объяснение   игровые   сове т   контроль При   подборе   игровых   упражнений   я   принимала   во   внимание   такие принципы: •          игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения   взрослого   и   ребенка   строятся   на   основе   доверия, взаимопонимания,   доброжелательности.   Ребенок   знает,   что   получит необходимую помощь при затруднениях;  простого к  сложному.  Развивать мелкую моторику рук необходимо постоянно. постепенное   усложнение   игрового   материала,   упражнений   ­   от Задания   по   развитию   мелкой   моторики   могут   быть   включены   в  домашние дела:  перемотка ниток;  завязывание и развязывание узелков;   водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду,   предоставив   в   распоряжение   ребенка   пластиковые   предметы,   или постирать   белье   (объяснив   и   показав   предварительно   все   процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);   собирание разрезных картинок   разбор круп.       Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была  Результативность результативной, в группе создана  развивающая среда, которая включает в  себя такие компоненты:  центр  ИЗО деятельности, который  содержит все необходимое для подготовки  руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для  экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).  центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый  материал, различные инструменты.  театрально­музыкальный  центр, в котором  есть аксессуары для развития  моторики руки (пальчиковые театры,  ширма для теневого театра,  различные  шапочки), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу  голоса, интонацию.       (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.

Развитие компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019