Пояснительная записка
Представленная методическая разработка внеклассного мероприятия является дополнением к серии уроков по теме: ”Спорт”, УМК
“Горизонты” М. Аверина, Ф. Джин при обучении второму иностранному языку учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)
была разработана учеными и преподавателями Хобарт & Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л.
Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером членами консорциума «За демократическое образование».
С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской
Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997
году, ее используют педагоги во многих городах страны уже 20 лет.
В ТРКМЧП синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества,
развивающего обучения. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо,
Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М.Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн), принципы личностноориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, а также идеи эвристического обучения и
довели их до уровня технологии.
Сегодня в различных научных исследованиях можно найти разное определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д.Вуд
определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое
мышление, по их мнению, поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.
Эта комбинация, связывающая развитие умения критического мышления с пониманием основ рационального и демократического общества»
[По Ruminski, and Hanks, 1997].
Д. Халперн: «Критическое мышление это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения
желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и
целенаправленностью, такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и
принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой
задачи» [Халперн Д. Психология критического мышления,2000].
Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно:
построение логических умозаключений (Simon & Kaplan, 1989),
создание согласованных между собой логических моделей (Stahl & Stahl, 1991),
принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какоелибо суждение, согласиться с ним или временно
отложить его рассмотрение (Moore & Parker 1994),
оценка самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли
при принятии решения.
Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия
подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не
принимается на веру и каждый обучаемый невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Это открытое
мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от
традиционного мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе,
взаимообусловлено.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
Фаза вызова (evocation) (пробуждение
имеющихся знаний интереса к получению
новой информации)
Фаза осмысления содержания (realization
of meaning)
(получение новой информации)
Фаза рефлексии (reflection)
(осмысление, рождение нового знания)
Технологические этапы
Технология критического мышления дает обучаемому:
Умение работать в сотрудничестве с другими
Умение ответственно относиться к собственному образованию
Повышение эффективности восприятия информации
Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
Желание и умение стать человеком, который учится в течении всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю возможность:
Создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности
Помочь учащимся стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою
деятельность
Стать источником ценной информации для коллег. ТРКМЧП может быть использована в различных предметных областях:
филология, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура и
других, и для учащихся разных возрастных групп: начальная школа, средняя школа, ВУЗы, учреждения повышения квалификации.
Это универсальная, проникающая, «над предметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями,
развивающая качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие. Unterrichtsentwurf zum Thema “Sport”
Datum _______________ Klasse 9 Dauer 60-65 Min
Цели: совершенствование навыков чтения, говорения и письма, критическое осмысление и обобщение уже
имеющейся и новой информации, совершенствование умений логически мыслить, выделять главное;
совершенствование умений группового взаимодействия.
Методы и приемы: мозговой штурм, кластер, толстые и тонкие вопросы, верные и неверные утверждения,
инсерт, хайку, эссе.
Zei
t
Phase/Lernschritt, Focus
Lernziel(e)/Funktion(en)
Lehrer-Aktivitäten (LK)
Min
10-
15
1.Evocation
Motivation erwecken;
Ein Foto beschreiben;
über Foto sprechen;
Vermutungen sammeln;
eine Person
beschreiben/erraten.
LK:
- präsentiert ein Foto zum
Thema;
-fordert auf, das Foto zu
beschreiben;
-stellt Fragen wie:
Wen seht ihr auf dem Foto?
Was kann er sein?
Was ist er von Beruf?
Wie sieht er aus?
Was hat er an?
Wo befindet er sich?
Was hält er in der Hand?
Medien,
Lern-
materialien
etc.
Tafel,
PC,OHP,
Foto,
Kopien/Arbeit
sblätter
(Lern)Aktivitäten (TN)
Sozial-formen
Plenum
Einzelarbeit
TN beschreiben das Foto,
antworten auf die Fragen,
versuchen die Person zu
erraten.
“ Auf dem Foto sehe
ich…..”, Ich vermute…
Meiner Meinung nach..
Ich glaube…Ich weiss
/nicht, ob es…
TN erfuellen Clusters und
besprechen in der Klasse 25-
30
2.Realization of
meaning
Arbeit am Text: „Adi Dassler –
Der Erfinder der Sportschuhe
und Stollen“ Lesen (selektiv),
Zeilen markieren, (INSERT –
Methode anwenden)
20
3.Reflection:
Präsentation der Ergebnisse
der Textbearbeitung,
Schreibwerkstatt: ein-Haiku-
Gedicht im Unterricht
schreiben, Evaluation,
ein Essay als Kreative
Aufgabe zu Hause schreiben.
Wann konnte er leben? Ist
dieses Foto alt?
Wer ist dieser Mann?
Kennt ihr diese Person?
-fordert auf, Cluster zu
erfuellen.
LK:
-fordert auf, in Gruppen zu
teilen;
- erteilt Arbeitsblätter mit dem
Text; lasst TN ihn zu lesen; die
Zeilen mit „+“ bekannter
Information, mit „-“
unbekannten, mit „!“ neue
interessante Information zu
markieren;
- Uebungen zum Text zu
machen und Ergebnisse zu
besprechen
LK:
-erklärt, wie man ein-Haiku-
Gedicht schreibt;
- erteilt den Gruppen
Arbeitsblätter mit den
Aufgaben;
-lasst Haiku-Gedichte schreiben
- evaluiert die Ergebnisse des
Unterrichts, dankt TN für ihre
Arbeit, verabschiedet sich mit
Tafel,
Kopien mit
dem Text
„Adi Dassler
– Der
Erfinder der
Sportschuhe
und Stollen“
TN lesen den Text „Adi
Dassler – Der Erfinder der
Sportschuhe und Stollen“,
machen Aufgaben zum
Text, markieren Zeilen mit
Zeichen; besprechen
Ergebnisse in Plenum.
Einzelarbeit
Plenum
Gruppenarbeit
Tafel,
Kopien/Arbeit
sblatt
„Haiku“
TN lesen Aufgaben
(Haiku-
dichtungsregeln);schreibe
n Haiku-Gedichte;
präsentieren/diskutieren
Ergebnisse der Arbeit
im Plenum.
Einzelarbeit
Plenum
Gruppenarbeit
TN evaluieren die
Ergebnisse des der Gruppe.
Unterrichts und
verabschieden sich mit
dem Lehrer.
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках немецкого языка”
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках немецкого языка”
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках немецкого языка”
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках немецкого языка”
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках немецкого языка”
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках немецкого языка”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.