«Развитие критического мышления младших школьников на уроках в начальной школе»
Оценка 4.6
Семинары
docx
математика
4 кл
21.01.2019
С точки зрения психологии, критическое мышление – это такое мышление, которое имеет следующие характеристики: глубина (умение проникать в суть, видеть неясное там, где другим всё кажется ясным и понятным), последовательность (умение придерживаться логических правил, не перечить самому себе, обосновывать выводы), самостоятельность (умение ставить вопросы, находить новые подходы к их пониманию), гибкость (умение изменять способ решения проблемы, находить новые пути), скорость (умение быстро справиться с заданием).
С точки зрения педагогической теории развивающего обучения, в которой у ученика как субъекта познавательной деятельности развивается и формируется механизм мышления, а не эксплуатируется память, КМ имеет признаки: аналитичность (отбор, сравнение, сопоставление фактов и явлений);ассоциативность (установление ассоциаций с ранее изученными фактами; самостоятельность; логичность (последовательность действий); систематичность.
Развитие КМ позволяет объективно воспринимать разнообразную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания.
мышление 1.docx
Тема выступления:
«Развитие критического мышления младших школьников на уроках
в начальной школе»
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский )
С точки зрения психологии, критическое мышление – это такое мышление, которое имеет следующие
характеристики: глубина (умение проникать в суть, видеть неясное там, где другим всё кажется ясным и
понятным), последовательность (умение придерживаться логических правил, не перечить самому себе,
обосновывать выводы), самостоятельность (умение ставить вопросы, находить новые подходы к их
пониманию), гибкость (умение изменять способ решения проблемы, находить новые пути), скорость
(умение быстро справиться с заданием).
С точки зрения педагогической теории развивающего обучения, в которой у ученика как субъекта
познавательной деятельности развивается и формируется механизм мышления, а не эксплуатируется
память,
сопоставление фактов и
явлений);ассоциативность (установление ассоциаций с ранее изученными фактами; самостоятельность;
логичность (последовательность действий); систематичность.
КМ имеет признаки: аналитичность (отбор,
сравнение,
Развитие КМ позволяет объективно воспринимать разнообразную информацию, анализировать,
систематизировать полученные знания.
Наблюдения показывают, что учащиеся: часто пассивны при ответах товарищей; не могут помочь
отвечающему через вопрос; их вопросы однообразны; не умеют воспринимать критику и учиться на ней.
Развитие КМ возможно разными средствами и методами. Его особенностью, в отличие от других
видов мышления, является то, что оно стимулирует развитие познавательных интересов. Приучать детей к
критическому мышлению нужно с самого начала обучения. С первого класса следует работать с детьми над
выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное и проявить желание
глубже проникнуть в его суть.
Условия, которые учителю необходимо учитывать, чтобы стимулировать критическое мышление:
выделить время и обеспечить возможности для использования КМ;
позволить ученикам свободно размышлять;
принимать разнообразные идеи и мысли;
способствовать активному привлечению учеников к процессу учения;
обеспечить для учеников обстановку, свободную от отрицательной оценки;
ценить критические рассуждения учеников.
Методическая система КМ даст учителям возможность:
активизировать мышление;
привлекать учеников к учебному процессу;
мотивировать обучение учеников;
стимулировать размышления о проделанной работе;
раскрыть разные точки зрения;
помогать ученикам составлять собственные вопросы;
поощрять самовыражение;
обеспечить обработку информации;
поощрять проявления критического мышления.
Приёмы развития КМ на уроках в начальной школе.
Наилучшими видами учебной деятельности, в которой формируются навыки КМ, является
письменная работа и работа над текстом. В письме процесс мышления становится видимым. Тот, кто
пишет, всегда активный. Он высказывает свои мысли.
«Критическое чтение» это такой способ работы над текстом, когда ученики не читают текст
механически, а применяют во время чтения умственные операции, которые позволяют сформировать
собственное мнение относительно полученной информации.
Рассмотрим некоторые стратегии и приёмы КМ, которые можно применять на уроках в начальной
школе.
Методика «Предусмотрение»
Можно предлагать предусмотрение: по пословицам, по загадкам, по ключевым словам, и т.п.
Методика « Двойных заметок»
1. Провести вертикальную линию посредине листа бумаги.
2. Слева надо записать эпизод или какойлибо образ из текста, или слово, которое поразило больше,
возможно, напомнило чтото из собственного опыта, может привело в удивление. 3. По правую сторону от линии нужно прокомментировать эту запись: что принудило его выписать?
Какие вопросы возникли? На какие мысли натолкнуло?
4. После чтения следует предложить ученикам сделать комментарии.
5. Постановка нескольких « общих» вопросов:
Что запомнили?
О чём думали во время чтения?
Если бы это писали вы, чтобы изменили?
Чем именно автор удержал ваше внимание?
Методика «Взаимные вопросы»
Текст разделить на логически завершённые части. Дети читают вслух, ставят вопросы один другому в
группе, одна пара (группа) другой, друг другу в паре.
Методика «Взаимного обучения»
1 Ученики выступают в роли учителя.
2 Руководят процессом обучения.
3 Работают в группах.
4 Читают текст частями.
5 Выполняют пять основных задач (учитель ученик предлагает товарищу или товарищам) :
сделать вывод из прочитанного;
поставить 23 вопроса и выслушать ответы на них;
объяснить непонятное;
составить предвидение к следующей части;
прочитать следующую часть.
Методика «Интервью»
1. Чтение текста и фронтальная работа над ним.
2. Далее работают 2 ученика – корреспондент и респондент.
Тема интервью может быть разнообразной. Она может буквально повторять содержание текста или
привносить собственное восприятие каждого ребёнка прочитанного материала.
« Ассоциативный куст»
Учитель определяет тему одним словом, а ученики вспоминают всё, что возникает в памяти касаемо
этого слова. Сначала возникают стойкие ассоциации, потом второстепенные. Учитель фиксирует ответы в
виде своеобразного «куста», который постепенно «разрастается». Этот метод универсальный, потому что
может использоваться во время преподавания любой учебной дисциплины и на всех этапах урока: на этапе
актуализации, в основной части, как средство проверки знаний.
Приём «Да нет»
Учитель задумывает какой либо предмет или явление. Ученики пытаются найти ответ, ставя вопрос
учителю (Учитель отвечает либо да, либо нет). Этот приём связывает разрозненные факты в единую
картину, систематизировать информацию, слушать и слышать товарищей.
Коммуникативная деятельность
Используется для того, чтобы:
физически объединить учеников;
способствовать их общению друг с другом;
установить доверительные отношения между детьми.
« Кресло автора»
Ученики по желанию садятся в кресло и рассказывают чтото интересное о себе, о своих родных или о
домашних животных, историю о своём имени.
« Поднять расположение духа»
Ученик рассказывает о своём настроении, какое оно сегодня и почему. Если у когото в классе
настроение печальное, невесёлое, все дети «поднимают» настроение товарищу:
с помощью позы, жестов, мимики, ласковых слов, стихотворения или песни.
«Кому и за что»
Дети поочерёдно передают игрушку и говорят, кому и за что дарят её.
« Логическая цепочка»
Первый, кто начинает цепочку, называет любое слово, второй прибавляет слово и объясняет, как оно
связано с первым.
«Снежный ком»
Ученики поочерёдно (по кругу) создают общий сюжет рассказа. Первый ученик начинает, второй
повторяет то, что сказал первый, и продолжает, третий пересказывает услышанное и также продолжает рассказ. Важно, чтобы «снежный ком» рассказ не распался, «был крепким» и содержал интересные
события.
«Верите ли вы, что...»
У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс,
если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
«Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои
предположения. Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения
«Кластер»
Помогает отрабатывать умение выделять главное, анализировать, синтезировать, переводить
информацию из одного плана в другой (из текстовой в графическую), определять максимальное
количество
понятия.
Применяется в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.
Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном
порядке в виде грозди. Делать какието записи, зарисовки для памяти, компоновать по категориям.
изучаемого
признаков
«Синквейн»
Развивает умение выделять главное, обобщать, синтезировать; активизировать лексику. Приём
целесообразно применять на этапе рефлексии. Помогает выявить общее впечатление от литературного
героя, явления, события, качества и т. п.; подвести итоги. Этот приём уместен и при проверке домашнего
задания.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим
умение работать с вопросами. Вопросы — основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо
обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или
задают их, понастоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет
уровень нашего мышления.
отношение,
желание
Использование технологии критического мышления позволяет достичь следующих результатов:
1. Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира;
2. Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать своё
исследовательское
произведения);
3. Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемнопоискового характера;
4. Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и трудностям, возникающим в ходе работы
(они стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую
работу
до конца);
5. Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлектировать свою деятельность
и развивать
культуру);
6. Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учительучениккласс» выработать осознанное
отношение
деятельности.
7. Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.
к индивидуальной,
коммуникативную
и коллективной
групповой
вникать
глубже
в суть
Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению
нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.
Список использованных источников:
1. ЗаирБек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М.,
2004.
2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. ЗаирБек.
— СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
4. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. — Красноярск: 2001.
— 102 с.
5. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ctnet.
net/ru/ct_tcp_ru
«Развитие критического мышления младших школьников на уроках в начальной школе»
«Развитие критического мышления младших школьников на уроках в начальной школе»
«Развитие критического мышления младших школьников на уроках в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.