«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
Оценка 4.7

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл
21.04.2018
«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
«В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». В.А.Сухомлинский. Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения» «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». В.А.Сухомлинский.
ОТЧЁТ по теме самообразования.docx
ОТЧЁТ по теме самообразования «Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения» Автор: Учитель начальных классов Ганина Елена Анатольевна «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». В.А.Сухомлинский. Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил. Целью развития культуры воспитания и нравственно-эстетического воспитания является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи: - прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали; - помочь осознать свой личный опыт поведения. Развитие культуры поведения и нравственности - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов. Формирование привычек нравственного поведения младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д.Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения. В практической деятельности мы с детьми реализуем учебно-методический комплект под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение». Идеологическая основа учебно-методического комплекта под редакцией Л.Ф.Климановой в целом соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся в данном УМК отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Так, знакомясь с былинами, летописями на страницах учебника, учащиеся испытывают чувство гордости, любви к своей Родине, её защитникам. Читая Житие Сергия Радонежского, произведения Сельмы Лагерлёф « Святая ночь», «В Назарете», дети соприкасаются со святыней, узнают о детстве и жизни Сергия Радонежского, постигают тайны любви, всепрощения, предательства. Рассказы и стихи, включённые в раздел «Мир классики» помогают ребятам лучше понимать и видеть мир природы, быть ближе к ней, любить её, охранять. Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб» воспитывает в учащихся преданность, верность, умение быть верным данному слову, а также учит ценить людей не за их внешний облик, а за их внутреннее душевное состояние. В.М.Гаршин в «Сказке о жабе и розе» дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов. Работа учащихся над произведением и умелое ненавязчивое направление учителя позволит сделать главный вывод, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен. В сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» перед ребятами предстаёт положительный герой Кокованя, который подаёт пример милосердия, взяв себе на воспитание сиротку Дарёнку, да в придачу к ней ещё и кошку Мурёнку. Затем перед ребятами стоит сложная задача, им нужно ответить на главный вопрос: Почему всем героям хотелось увидеть Серебряное копытце? Все герои верили в чудеса и хотели увидеть это чудо или потому, что герои были бедны и хотели разбогатеть? На уроках окружающего мира мы реализуем учебно-методический комплект под редакцией А.А.Плешакова, который включает разделы: «Природа России», направленный на привитие таких качеств, как любовь к природе, Родине, своему краю, раздел «Страницы всемирной истории», «Страницы истории человечества», раскрывающими детям исторические события из жизни нашего государства, знакомят с выдающимися людьми. Всё это способствует воспитанию патриотизма, любви и чувства гордости за свою Родину. В 1,2,3 классах программный материал в учебнике позволяет рассматривать вопросы гигиены, культуры поведения, культуры общения и вопросы, связанные с личной безопасностью. Большую помощь в работе оказывают интернет-ресурсы, серии картинок, плакаты по данной тематике. Хорошим подспорьем в моей работе является группа продлённого дня, в которой я работаю на своём классе во второй половине дня. Провожу беседы с последующим обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова», «Что такое чуткость?» и др. Интерес и живой отклик вызывают у ребят мероприятия «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год!», «Красавица весна» и др. В последнее время все чаще наблюдается безразличие родителей к формированию нравственно-эстетических качеств ребенка, процесс воспитания они практически полностью доверили школе, учителю. Для решения данной проблемы я провожу индивидуальные беседы, собрания на темы: «Семья – главный воспитатель», «Антиалкогольное воспитание детей в семье», «Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста» и др., что, как показывает практика, дает положительную динамику. Ведь «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»,- говорил Эрих Фромм. Я с его высказыванием полностью согласна. В своей работе стараюсь придерживаться Азбуки морали, которую предлагает В.А.Сухомлинский: • каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. • тебе счастье детства. Плати им за это добром. • жить. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. • Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь. • несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, Используемая литература: 1. 2. 3. 4. Крайг Г. Психология развития. Спб, 2000. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999. Психическое развитие младших школьников. М, 1990. Интернет-ресурсы

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.