«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл
21.04.2018
«В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».
В.А.Сухомлинский.
Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
«В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».
В.А.Сухомлинский.
ОТЧЁТ по теме самообразования.docx
ОТЧЁТ по теме самообразования
«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени
обучения»
Автор: Учитель начальных классов Ганина Елена Анатольевна
«В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным
воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы
нравственности, учим их азбуке морали».
В.А.Сухомлинский.
Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках
считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный
возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя
усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в
различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать
дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.
Целью развития культуры воспитания и нравственно-эстетического
воспитания является: формирование устойчивых нравственных качеств
личности школьника. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:
- прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды,
- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;
- помочь осознать свой личный опыт поведения.
Развитие культуры поведения и нравственности - непрерывный процесс, он
начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный
на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд
может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином
непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.
Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют
неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Нравственное
развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне
развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и
на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание
эстетических чувств и интересов.
Формирование привычек нравственного поведения младших школьников
должно стать одним из обязательных компонентов образовательного
процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная
атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно,
чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми
компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной
деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии
младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д.Ушинский писал
«…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя
полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную
мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово
воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово
может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то
хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с
нормами поведения.
В практической деятельности мы с детьми реализуем учебно-методический
комплект под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой
«Литературное чтение». Идеологическая основа учебно-методического
комплекта под редакцией Л.Ф.Климановой в целом соответствует «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
направленной на формирование у подрастающего поколения системы
ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы
успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия
безопасности и процветания страны.
Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся в данном
УМК отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами
работы. Так, знакомясь с былинами, летописями на страницах учебника,
учащиеся испытывают чувство гордости, любви к своей Родине, её
защитникам. Читая Житие Сергия Радонежского, произведения Сельмы
Лагерлёф « Святая ночь», «В Назарете», дети соприкасаются со святыней,
узнают о детстве и жизни Сергия Радонежского, постигают тайны любви,
всепрощения, предательства.
Рассказы и стихи, включённые в раздел «Мир классики» помогают ребятам
лучше понимать и видеть мир природы, быть ближе к ней, любить её,
охранять.
Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб» воспитывает в учащихся преданность,
верность, умение быть верным данному слову, а также учит ценить людей не
за их внешний облик, а за их внутреннее душевное состояние.
В.М.Гаршин в «Сказке о жабе и розе» дает богатейший материал для
воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную
деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через
эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы
в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно
учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая
работа, поиск разгадки символов. Работа учащихся над произведением и
умелое ненавязчивое направление учителя позволит сделать главный вывод,
что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.
В сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» перед ребятами предстаёт
положительный герой Кокованя, который подаёт пример милосердия, взяв себе на воспитание сиротку Дарёнку, да в придачу к ней ещё и кошку
Мурёнку. Затем перед ребятами стоит сложная задача, им нужно ответить на
главный вопрос: Почему всем героям хотелось увидеть Серебряное копытце?
Все герои верили в чудеса и хотели увидеть это чудо или потому, что герои
были бедны и хотели разбогатеть?
На уроках окружающего мира мы реализуем учебно-методический комплект
под редакцией А.А.Плешакова, который включает разделы: «Природа России»,
направленный на привитие таких качеств, как любовь к природе, Родине,
своему краю, раздел «Страницы всемирной истории», «Страницы истории
человечества», раскрывающими детям исторические события из жизни
нашего государства, знакомят с выдающимися людьми. Всё это способствует
воспитанию патриотизма, любви и чувства гордости за свою Родину.
В 1,2,3 классах программный материал в учебнике позволяет рассматривать
вопросы гигиены, культуры поведения, культуры общения и вопросы,
связанные с личной безопасностью. Большую помощь в работе оказывают
интернет-ресурсы, серии картинок, плакаты по данной тематике.
Хорошим подспорьем в моей работе является группа продлённого дня, в
которой я работаю на своём классе во второй половине дня. Провожу беседы с
последующим обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова»,
«Что такое чуткость?» и др. Интерес и живой отклик вызывают у ребят
мероприятия «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год!», «Красавица весна»
и др.
В последнее время все чаще наблюдается безразличие родителей к
формированию нравственно-эстетических качеств ребенка, процесс
воспитания они практически полностью доверили школе, учителю. Для
решения данной проблемы я провожу индивидуальные беседы, собрания на
темы: «Семья – главный воспитатель», «Антиалкогольное воспитание детей в
семье», «Особенности трудового воспитания детей младшего школьного
возраста» и др., что, как показывает практика, дает положительную
динамику.
Ведь «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера
родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»,- говорил
Эрих Фромм. Я с его высказыванием полностью согласна. В своей работе
стараюсь придерживаться Азбуки морали, которую предлагает
В.А.Сухомлинский:
•
каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что
существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
•
тебе счастье детства. Плати им за это добром.
•
жить.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок,
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным.
•
Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и
отца - они дали тебе жизнь.
•
несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет
других людей.
Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана,
Используемая литература:
1.
2.
3.
4.
Крайг Г. Психология развития. Спб, 2000.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.
Психическое развитие младших школьников. М, 1990.
Интернет-ресурсы
«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.