«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
Оценка 5
Исследовательские работы
doc
музыка
Взрослым
10.12.2018
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание и развитие творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
развитие.doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественноэстетических дисциплин
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в
соответствии с требованиями ФГОС»
(реферат)
Исполнитель:
Стародубцева Марина Владимировна,
учитель музыки
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»
г. кЕМЕРОВО
Консультант:
Шаталова И. Л.
методист кафедры гуманитарных и
художественноэстетических дисциплин
Кемерово 2016 2
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и
педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих
способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить
навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к
познанию. Воспитание и развитие творческой личности одна из важнейших
задач, стоящих перед школой.
Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка
оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке
Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения
школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих
форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие
музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ...
активное восприятие музыки основа музыкального воспитания в целом, всех
его звеньев". Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки –
все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает
неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся.
Актуальность: Развитие личностных качеств учащихся на уроках
музыки через разные виды деятельности, с целью воспитания развитой
творческой личности.
Известный исследователь в области массового музыкального образования Л.В.
Горюнова пишет: «Для развития и воспитания ребенка важна не перемена
видов деятельности…, а то, чтобы внутри любой формы общения с
искусством ребенок, «распредмечивая» интонационножизненное содержание
музыки, «опредмечивал» его не только на уровне видимого, зримого,
слышимого «перевода», но и… на уровне внутреннего
самосозидания – чувств, переживаний, нравственных убеждений, новых
личностных качеств».1
1 Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета…Теоретические основы учебника «Музыка». Пособие для
учителя.– М.,1989. С.90. 3
Уроки музыки в школе предполагает не только формирование специальных
музыкальных способностей, но и общеучебных умений и навыков. Процесс
восприятия музыки связан с формированием слуховой активности ребенка,
его памяти, воображения, фантазии. При размышлениях о содержании,
характере и настроении музыки, определении средств выразительности
происходит становление эмоциональнообразного словаря школьников. В
процессе вокальнохоровой работы младшие школьники приобретают опыт
коллективной деятельности, в которой происходит развитие не только
эмоционального отношения к разучиваемым и исполняемым сочинениям, но и
речевых (вербальных) навыков – осмысленновыразительного произношения
текста песен, выделения в нем логических ударений, «ключевых» слов. При
разучивании песен (с использованием донотной и нотной графики)
происходит развитие координации голоса и слуха, правильного речевого и
вокального звукообразования, дикции, артикуляции учащихся. При пении
увеличивается объем легких, регулируется процесс диафрагмального
дыхания.
Таким образом, музыкальное развитие ребенка на уроках музыки тесным
образом связано с другими школьными предметами. Эти связи способствуют
выработке универсальных способов деятельности учащихся и направлены на
использование здоровьесберегающих технологий обучения2.
Ведь творческая личность – это возможность нестандартное видение мира, это
шаг в неизвестность и отступление от определенных норм. Часто ли мы
нашим детям даем возможность отступить от них? Скорее всего, в ответах
учеников мы пытаемся услышать норматив, заведомо спланированный в
нашем сознании.
Сейчас многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные формы,
2 Данный УМК «Музыка» включен в комплекты «Школа России» (рук. А. Плешаков) и «Преемственность»
(рук. Н. Федосова). 4
методы и средства организации учебновоспитательной деятельности,
разработанные государственными и социальными институтами еще в
советскую эпоху «производства» социальноадаптированной, усредненной
личности, не отвечают требованиям сегодняшнего времени. Среди методов,
способных помочь решить данное противоречие – это поиск и реализация
эффективных подходов к процессу формирования и развития творческого
потенциала личности. Именно поэтому среди позитивных тенденций
школьного образования сейчас все более четко прослеживается стремление к
созданию развивающих, эвристических моделей обучения.
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в
учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна творческая
личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей,
понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым
творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого
результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо
создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках
музыки и во внеурочной деятельности.
Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие
способности у детей – это и есть основная цель при обучении каждого
ребёнка, которая достигается сознательным, активным познаванием
учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется
многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные
учебные действия группируются в четыре основных блока:
Личностные:
1) обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и
умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
2) умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть,
стыд); 5
3) желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и
умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него
те или иные знания.
Для формирования личностных УУД используются все задания, в которых
ребятам предлагается дать собственную оценку.
Регулятивные:
1) обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
2) целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того,
что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
3) планирование как способность самостоятельно определять
последовательность выполнения действий;
4) контроль как способность сличения способа действия и его результата с
заданными эталонами;
5) саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия
в нужный момент;
6) коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные
результаты своих действий, а также возможные ошибки;
7) самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё
нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых
ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой
результат, например, с выводом в рамке.
Коммуникативные:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной
работе);
2) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 6
3) умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать
ответственность на себя.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для
работы в паре, группе.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора
необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого
содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный
результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в
текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки,
позволяющие выполнить задание.
Для применения УУД на практике надо заранее определить замысел урока
и его конструирую. Как создать обстановку творческой активности? Что
останется в душе ребёнка после очередного урока? Бывает и так, что реальная
встреча с учениками часто вносит свои коррективы в план. И чем больше
педагоге творческого поиска, тем ярче и эмоциональнее проходит урок. Под
термином «творчество» подразумевается «познавательнопоисковая
художественная практика» детей, поскольку на каждом уроке они
самостоятельно открывают чтото важное, ранее не известно им в мире
искусства. Умение вслушиваться в музыку, вглядываться в картину,
чувствовать истинный смысл слова – это и есть творческая работа души. А
всё творчески усвоенное становится прочным достоянием, и сам процесс
познания приобретает развивающий характер, жизнь ребёнка обогащается
новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту радость творчества,
проявили себя независимо от индивидуальных особенностей. И педагог
помогает им в этом, избегая критики методов, которыми пользуется
учащийся. Надо относиться к ученику с пониманием, ведь он стремится
творить. 7
Немыслимо сегодня для проводить урок музыки без тесной связи с
другими предметами и видами искусства. Сочетание музыки, поэзии,
изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать
урок увлекательным и интересным. И это не просто межпредметные связи или
интеграция в подаче материала, а синкретизм, когда музыка, пение, поэзия,
танец, театр не отделены друг от друга. А сочетание всех этих видов
деятельности – это и есть искусство. А что такое искусство для ребёнка? Это
– жизнь. А музыка и жизнь – это и есть генеральная тема, сверхзадача
школьных занятий. И чем больше будет жизненных связей музыки обнаружено
на уроке, тем более прочно будет музыка входить в сознание ребят.
Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности
учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия.
Распространено мнение, что музыкальное творчество доступно лишь
одарённым детям. На самом деле это не так. Каждый ребёнок может сочинить
свою музыку, пусть даже самую примитивную, но она ему поможет глубже
воспринимать музыку, так как он пропустит её через себя. Импровизация –
это один из путей развития творческих способностей ученика. Она
пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе
на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном
музицировании, в вокальной импровизация. Занятия импровизацией
позволяет совершенствовать интонационный и ладовый слух, развивает
творческую фантазию.
В этом виде деятельности можно использовать такие творческие задания как:
продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, чтобы
чувствовалось окончание произведения.
прохлопать ритмический рисунок, предложенный учителем, а затем
придумать свой.
придумать движения к песне, произведению, пластическое 8
интонирование.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение
скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому
пению. Это изобразительного искусства даёт учителю безграничные
возможности сделать урок увлекательным и интересным. И это не просто
межпредметные связи или интеграция в подаче материала, а синкретизм,
когда музыка, пение, поэзия, танец, театр не отделены друг от друга. А
сочетание всех этих видов деятельности – это и есть искусство. А что такое
искусство для ребёнка? Это – жизнь. А музыка и жизнь – это и есть
генеральная тема, сверхзадача школьных занятий. И чем больше будет
жизненных связей музыки обнаружено на уроке, тем более прочно будет
музыка входить в сознание ребят.
Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение
придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует
разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению
музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность,
создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и
напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.
Умение слушать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с
самого начала школьных занятий музыкой. Ребята должны понять, что когда
звучит музыка, в классе должна быть полная тишина, так как, только
внимательно следя за её звучанием, можно глубоко воспринимать её и по
настоящему понять.
В ходе анализа музыкальных произведений происходит развитие
тембрального, гармонического, ладового, регистрового, цветного слуха. Идет
развитие творческого мышления, ученик выступает в роли композитора,
режиссера, актера, дирижера, певца, художника.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на 9
уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по
новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный
образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего
скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и
результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных
вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна,
неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному
классу. На уроках при слушании и анализе музыки надо использую различные
методы и приемы, которые способствуют организации учебнопознавательной
деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: размышления о
музыке, описание музыкального образа после слушания музыки,
придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания
одного и того же произведения в разном исполнении.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках
эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью
цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости
искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань
между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность
задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину
художника, анализируя событие, изображенное на ней, краски,
использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее;
«Живописная музыка» изображение музыкального образа в рисунке.
Занятия музыкальной «живописью» учат детей раскрывать настроение
музыкального произведения с помощью цвета. Рисование заставляет ребёнка
думать и тем самым активизирует мысль, образное видение мира, развивает
пространственное мышление. Школьники могут жить в рисунке, петь в нём,
двигаться бороться, танцевать, плакать и т.д. Всё это – понастоящему.
Слушая и анализируя музыкальные произведения, основываясь на своих 10
ощущениях и фантазиях, учащиеся приходят к выводу, что музыка способна
открыть перед ними огромный и удивительный мир, звучащих образов,
каждый из которых имеет свой характер, свое настроение и окраску, что через
музыкальные образы музыка выражает мысли и чувства человека. Именно
благодаря этому язык музыки становится понятным и доступным всем людям.
Активным средством развития творческой деятельности учащихся
являются творческие задания. Одним из таких заданий может явиться
сочинение частушки. Ведь как вид творческой деятельности оно уникально. В
пении – просто. В слушании – красочно. В театрализации – доступно. В танце
– лёгкое для импровизации. Большое значение для развития творческого
мышления на уроке имеет технология интегрированного обучения.
Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках
музыки, но и во внеурочной деятельности. Форма различная: фестивали,
конкурсы, музыкальные путешествия, смотры.
Вся внеклассная работа подчинена педагогике сотрудничества,
творческому общению с людьми.
Главная задача современного учителя музыки средствами
искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у
школьников не только интеллект, но и душу.
Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в
творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают
человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере –
музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к
музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на
уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается
креативность ребенка.
Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни 11
нынешним ученикам: шить для людей или ремонтировать машины,
растить хлеб или строить Главное – делать это творчески, т.е.
вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый
человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним
обязательно будет интереснее.
И в заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
Список литературы.
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителямузыканта. М., 2000
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.
М.,1983.
3. Долгушин С.Л. «Мир музыки» как экспериментальная программа
//Развитие художественнотворческого потенциала личности в
современных социокультурных условиях: Материалы Iой Сибирской
региональной научнопрактической конференции (37 декабря 2001,
г.Омск). – Омск: Мир музыки, 2001.
4. Долгушин С.Л. Свободная ассоциативная импровизация как метод
развития художественнообразного мышления детей в процессе
музыкальной деятельности
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер,1999.
6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное
искусство, 57 классы. Музыка, 57 классы. Искусство, 89 классы:
проект. М.: Просвещение, 2010. – 176с. –(стандарты второго поколения).
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
«Развитие личностных качеств учащегося на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.