Мастер класс для педагогов по теме: «Развитие логического мышления у старших дошкольников через использование игр и игровых упражнений технологии ТРИЗ».Для развития у детей мыслительных операций целесообразно использовать игры и игровые упражнения технологии ТРИЗ, так как они:
учат анализировать отношения между понятиями;
учат объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее;
развивают и активизируют навыки сравнения и объединения;
учат обобщать.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ
УПРАЖНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Павлова Дарья Борисовна
Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных
операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают
выступать в качестве способов умственной деятельности.
Для развития
у детей мыслительных операций целесообразно
использовать игры и игровые упражнения технологии ТРИЗ, так как они:
учат анализировать отношения между понятиями;
учат объединять различные действия в одно целое, находя в
объединения чтото общее;
развивают и активизируют навыки сравнения и объединения;
учат обобщать.
При разработки системы работы с детьми
необходимо учитывать следующие принципы:
принцип игровой реализации поставленных задач;
принцип
систематичности
и
последовательности
усложнения
предлагаемого материала.
При составлении системы игр и игровых упражнений по
развитию логического мышления детей 37 лет нужно
ориентироваться на:
значимость форм мышления (нагляднодейственной, наглядно
образной, логической) и их одновременное развитие;
программу детского сада;
психологические и возрастные особенности детей данной группы;
Цель системы игр и игровых упражнений –
развитие логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста.
Задача системы – развивать логическое мышление, повысить
познавательный интерес детей.
Игры проводятся у детей в вне и во время занятий.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Для проведения игровых упражнений и игр используются разные
наглядные материалы, такие как: карточки, сюжетные и предметные
«Кольцо
картины,
Проппа»,
«Морфологическая таблица» и т.д.
Луллия»,
игрушки,
«Карты
Игра
«Карусель». Цель:
признаков. карусель мыло.wmv
закрепление имен
Игра «Природный и рукотворный мир»
Цель: учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и
объяснять такое деление. Развивать логическое мышление.
Игра «Четвертый лишний».
Цель: упражнять в умении классифицировать объекты по
какому либо признаку Учить детей объяснять, какая
картинка лишняя и почему. Учить логически мыслить.
Пополнять словарный запас слов.
Детям предлагаются три картинки с изображениями
предметов одного вида (например: стул, стол, шифоньер) и
одну картинку другого вида (телефон). Ребенок должен
объяснить, какая картинка лишняя и почему.
Четвертый лишний.MTS
Игра «Выбери меня»
Цель: учить анализировать отношения между понятиями.
Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями:
а) причина – следствие,
б) противоположность,
в) порядок следования,
г) род – вид,
д) часть – целое,
е) функциональные отношения и др.
1. Паровоз вагоны = конь ?
2. Песня певец = картина ?
3. Нож сталь = стол ?
4. Бежать стоять = смеяться ?
5. Волк пасть = птица ?
6. Школа ученик = больница ?
Игра «Найди друзей»
Цель: учить детей правильно находить функции объектов и называть их.
Учить детей быть внимательными. Развивать логическое мышление.
Активизация словаря. Учить отвечать на вопросы.
Воспитатель задаёт вопросы:
Я умею оставлять след
Я могу перевозить (машина, самолёт, лошадка и т. д.)
Я могу удерживать тепло (шуба, одеяло, термос и т. д.)
Игра «Найди своих друзей» (игра с волшебником Дели –Давай)
дели давай.wmv
Игра «Поезд времени»
Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание
память, мышление.
Правила игры:
Ведущий готовит 56 вариантов изображения одного объекта в
разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и
так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением
одного объекта раздаются играющим.
Ход игры:
Ведущий — педагог, а позже ребенокпаровозик, а остальные дети
— вагончики. Выстраивается «поезд времени».
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Ее можно
прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» это чтото в виде
компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать на разных
видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.
Кольца Луллия – это
средство
многофункционального
характера, его можно
применять для
воспитания и развития
детей по всем разделам
программы. С помощью
этой игры стало
возможным обогатить
условия для
возрастающей роли
интеллектуального
развития ребенка и его
познавательных
интересов.
Цель использования пособия: формирование представлений
дошкольников об окружающем мире; развитие логического и творческого
мышления, воображения; обогащение словарного запаса; формирование
элементарных математических
представлений
экологических
и
Пособие позволяет решать задачи:
развивать познавательную активность;
сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
формировать элементарные математические представления;
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
развивать креативные способности дошкольников;
Развивать навыки фантастического преобразования объектов.
Цель :формирование представлений детей о профессиях. Развивать речь и
Игра «Какие разные профессии»
логическое мышление.
Задания с Кругами Луллия:
1й тип: «Найти реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира.
Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2й тип: «Объясни необычное сочетание».
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и
как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования.
Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо
учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Игра «Найди части»
На одном кольце большом наносятся части различных
предметов колеса, окна, крыша, руль, крылья, ручка,
лампочка и т.д.
На другое кольцо поменьше наносятся предметы, в которых
эти части есть машина, настольная лампа, совок, самолет,
домик и т.д. Дети, поворачивая, ищут, есть ли в этом предмете
найденные части.
Далее может быть также усложненный вариант. Его можно
использовать и в старших группах.
Предложить подумать, что будет, если, например, колесо
попадет в настольную лампу или у нее окажутся крылья.
круги луллия.wmv
Игра «Продолжи цепочку»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: На нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических
фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки
выбрать карточку и продолжаем цепочку, поворачивая средний и верхний круг.