Развитие математических способностей у одаренных детей.
Оценка 4.6

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Оценка 4.6
Документация
docx
математика
2 кл
24.08.2017
Развитие математических способностей у одаренных детей.
Способности формируются и развиваются в процессе обучения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать и совершенствовать способности детей. Под развитием математических способностей младшего школьника понимается целенаправленное дидактически и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных свойств и качеств математического стиля мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности.
математические способноси.docx
Развитие математических способностей  у младших школьников Способности   формируются   и   развиваются   в   процессе   обучения, овладения   соответствующей   деятельностью,   поэтому   нужно   формировать, развивать, воспитывать и совершенствовать способности детей. В период с 3­4 лет до 8­9 лет происходит бурное развитие интеллекта. Поэтому в период младшего школьного возраста возможности развития способностей наиболее высокие.  Под   развитием   математических   способностей   младшего   школьника понимается   целенаправленное   дидактически   и   методически   организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных свойств и качеств математического   стиля   мышления   ребенка   и   его   способностей   к математическому познанию действительности. Проблема способностей ­ это проблема индивидуальных различий. При самой   лучшей   организации   методики   обучения   ученик   будет   успешнее   и быстрее продвигаться в какой­нибудь одной области, чем в другой. Естественно,   что   успех   в   учении   определяется   не   только   одними способностями   школьника.   В   этом   смысле   имеет   ведущее   значение содержание   и   методы   обучения,   а   также   отношение   ученика   к   предмету. Поэтому успешность и не успешность в обучении не всегда дают основания для суждений о характере имеющихся у школьника способностей. Наличие слабых способностей у учащихся не освобождает учителя от необходимости, насколько возможно, развивать способности этих учащихся в данной   области.   Вместе   с   тем   стоит   не   менее   важная   задача   ­   всемерно развивать его способности в той области, в которой он проявляет их. Нужно   воспитывать   способных   и   отбирать   способных,   при   этом   не забывая   обо   всех   школьниках,   всемерно   поднимать   общий   уровень   их подготовки. В связи с этим в своей работе нужно различные коллективные и индивидуальные   методы   работы,   чтобы   таким   образом   активизировать деятельность учащихся. Процесс обучения должен носить комплексный характер как в плане организации   самого   процесса   обучения,   так   и   в   плане   формирования   у учащихся глубокого интереса к математике, умений и навыков решения задач, понимания   системы   математических   знаний,   решение   с   учащимися   особой системы  нестандартных   задач, которые должны  предлагаться  не  только на уроках, но и на контрольных работах. Таким образом, особая организация подачи   учебного   материала,   хорошо   продуманная   система   задач, способствуют   увеличению   роли   содержательных   мотивов   изучения математики. Уменьшается число учащихся с ориентацией на результат. На   уроке   должны   всячески   поощряться   не   просто   решения   задач,   а необычность применяемого учащимися способа решения задач, в связи с этим особое значение возлагается не только на результат в ходе решения задачи, но красоту и рациональность способа. Преподаватели успешно используют методику «составления задач» для определения   направленности   мотивации.   Каждая   задача   оценивается   по системе   следующих   показателей:   характер   задачи,   ее   правильность   и отношение к исходному тексту. Этот же метод иногда используется вином варианте:   после   решения   задачи   учащимся   предлагалось   составить   любые задачи, как­то связанные с исходной задачей. Для   создания   психолого­педагогических   условий   повышения эффективности   организации   системы   процесса   обучения   используется принцип   организации   процесса   обучения   в   форме   предметного   общения   с использованием   кооперативных   форм   работы   учащихся.   Это   групповое решение   задач   и   коллективное   обсуждение   выставления   оценок,   парная   и бригадная формы работы. Методика   использования   системы   долгосрочных   заданий рассматривалась   Е.С.   Рабунским   при   организации   работы   со старшеклассниками в процессе обучения немецкому языку в школе. В   ряде   педагогических   исследований   рассматривалась   возможность создания   систем  таких   заданий   по   различным   предметам   для  учеников старших классов как по усвоению  нового материала, так и по устранению  что   абсолютное пробелов   знаний.   В   ходе   исследований   отмечено, большинство учеников предпочитает и тот, и другой вид работы выполнять в форме   «долгосрочных   заданий»   или  «отсроченной   работы».   Такой   вид организации   учебной   деятельности,  традиционно   рекомендуемый   главным образом   для   трудоемких   творческих   работ  (сочинений,   рефератов  и   т.д.), оказался   наиболее   предпочтительным  для   большинства   опрошенных школьников.  Оказалось,   что   такая   «отсроченная   работа»  удовлетворяет школьника   больше,   чем   отдельные   уроки   и   задания,   так   как   основным критерием   удовлетворенности   ученика   в  любом   возрасте   выступает успешность в работе. Отсутствие резкого временного ограничения (как это бывает на уроке) и возможность свободного многократного возвращения к   содержанию   работы   позволяет   справиться   с   ней   гораздо   успешнее. Таким  образом,   задания,   рассчитанные   на   длительную   подготовку,   можно рассматривать также как средство воспитания положительного отношения к предмету. Многие годы считалось, что все сказанное относится только к ученикам старшего возраста, но не соответствует особенностям учебной деятельности учеников   начальных   классов.   Анализ   процессуальных   характеристик деятельности   способных   детей   младшего  школьного   возраста   и   опыт   принявших   участие   в работы   Белошистой   А.В.   учителей, и  высокую экспериментальной   проверке   данной   методики, эффективность предлагаемой системы при работе со способными детьми.    показал Первоначально для разработки системы заданий (в дальнейшем будем именовать их листы в связи с формой их графического оформления, удобной для работы с ребенком) были отобраны темы, связанные с формированием вычислительных навыков, которые традиционно рассматриваются учителями и методистами   как   темы,   требующие   постоянного   руководства   на   этапе знакомства и постоянного контроля на этапе закрепления. В   ходе   экспериментальной   работы   было  разработано   большое количество   листов   на  печатной   основе,   объединенных   в   блоки, охватывающие   целую   тему.   Каждый   блок   содержит   12­20   листов.   Лист представляет   собой  большую   систему   заданий   (до   полусотни   заданий), методически и графически организованных таким образом, чтобы по мере их выполнения ученик мог самостоятельно подойти к пониманию сути и способа  выполнения  нового   вычислительного   приема,   а  затем   закрепить новый способ деятельности. Лист (или система листов, т.е. тематический блок) представляет   собой   «долгосрочное   задание»,  сроки   выполнения   которого индивидуализированы в соответствии с желанием и возможностями ученика, работающего по этой системе.  Такой лист можно предлагать на уроке или вместо   домашнего   задания   в   виде   задания   «с  отложенным   сроком» исполнения,   который  учитель   либо   устанавливает   индивидуально,  либо позволяет ученику (этот путь более продуктивен) самому установить для себя срок  его выполнения (это путь формирования самодисциплины, так как самостоятельное   планирование   деятельности   в   связи   с   самостоятельно определенными целями и сроками — это основа самовоспитания человека). Тактику   работы   с   листами   учитель   определяет   для   ученика индивидуально.  На  первых порах их можно предлагать ученику в качестве   индивидуально домашнего   задания   (вместо   обычного договариваясь о  сроках его выполнения (2­4 дня). По мере освоения этой  задания), системы,   можно   перейти   к   предваряющему   или   параллельному   способу работы, т.е. давать ученику лист до знакомства с темой (накануне урока) или на   самом   уроке   Внимательное и доброжелательное наблюдение за учеником в процессе  для   самостоятельного   освоения   материала. деятельности,  «договорной   стиль»   отношений   (пусть  ребенок   сам   решит, когда он хочет получить этот лист), возможно даже освобождение от других уроков в этот или следующий день для  концентрации внимания на  задании, консультативная   помощь   (на   один   вопрос   всегда   можно   ответить   сразу, проходя мимо ребенка на уроке) — все это поможет учителю в полной мере сделать   процесс   обучения   способного  ребенка   индивидуализированным   без больших затрат времени. Не   следует   заставлять   детей   переписывать   задания   с   листа.   Ученик работает   карандашом   на   листе,   записывая   ответы   или   дописывая   действия. Такая организация обучения вызывает у ребенка положительные эмоции — ему нравится   работать   на   печатной  основе.   Избавленный   от   необходимости  с   большей утомительного   переписывания   ребенок   работает производительностью.   Практика  показывает,   что   хотя   листы   содержат   до полусотни   заданий   (обычная   норма   домашнего   задания   6­10   примеров), ученик с удовольствием работает с ними. Многие дети просят новый лист каждый день! Иными словами, они перевыполняют рабочую норму урока и домашнего задания в несколько раз, испытывая  при этом положительные эмоции и работая по собственному желанию. В   ходе   эксперимента   такие   листы   были  разработаны   по   темам: «Устные и письменные вычислительные приемы», «Нумерация», «Величины», «Дроби», «Уравнения». Методические принципы построения предлагаемой системы: 1. Принцип   соответствия   программе   по  математике   для начальных классов. Содержательно листы привязаны к стабильной (типовой)   программе   по   математике   для   начальных   классов. Таким образом, реализовать концепцию индивидуализации обучения математике способного ребенка в соответствии с процессуальными особенностями   его   учебной   деятельности   мы   полагаем возможным  при   работе   по   любому   учебнику,  соответствующему типовой программе. 2. Методически   в   каждом   листе   реализован   принцип дозированности,   т.е.   в   одном  листе   вводится   только   один прием, или одно  понятие, или раскрывается одна, но существенная для   данного   понятия   связь.   Это,   с   одной   стороны,   помогает ребенку   четко   осознать   цель   работы,   а   с   другой   —   помогает учителю   легко   отслеживать   качество   усвоения   этого   приема   или понятия. 3.Структурно   лист   представляет   собой  подробное   методическое   решение задачи   введения   или   знакомства   и   закрепления   того   или  иного приема,   понятия,   связей   этого   понятия   с  другими   понятиями. Задания подобраны и сгруппированы (т.е. имеет значение и порядок их   размещения   на   листе)   таким   образом,   чтобы  ребенок   мог «двигаться» по листу самостоятельно, отталкиваясь от уже знакомых ему простейших способов действий, и постепенно осваивать новый способ, который на первых шагах полностью раскрыт в более мелких действиях,   являющихся   основой   данного   приема.   По  мере продвижения   по   листу,   эти   мелкие   действия   постепенно компонуются   в   более   крупные  блоки.   Это   позволяет   ученику самому освоить прием в целом, что является логическим завершением всей методической «конструкции». Такая структура листа позволяет в полной мере реализовать принцип постепенного нарастания уровня сложности на всех этапах. 4.Такая структура листа позволяет реализовать и принцип доступности, причем в гораздо более глубокой степени, чем это удается сегодня сделать при   работе   только   с   учебником,   так   как   систематическое использование листов позволяет усваивать материал в  удобном для ученика   индивидуальном   темпе, регулировать самостоятельно.  который   ребенок   может 5. Система листов (тематический блок) позволяет реализовать принцип перспективности, деятельность   планирования   учебного   процесса.   постепенное   включение   ученика   в   Задания,   т.е. рассчитанные   на   длительную   (отсроченную)   подготовку,   требуют перспективного планирования. Умение же организовать свой труд, спланировав   его   на   определенный  срок,   является   важнейшим учебным умением. 6. Система листов по теме позволяет также реализовать принцип индивидуализации  проверки и оценки знаний учащихся, причем  не на основе дифференциации уровня сложности заданий, а на основе единства   требований   к   уровню   знаний,   умений   и   навыков. Индивидуализированные   сроки   и   способы   выполнения   заданий позволяют   предъявлять  всем   детям   задания   одного   уровня сложности,   соответствующего   программным   требованиям   к норме. Это не означает, что талантливым детям не надо предъявлять требования  более высокого уровня. Листы на определенном этапе позволяют   таким   детям   использовать   более   насыщенный   с   который   в интеллектуальной   точки   зрения   материал, пропедевтическом   плане   будет   знакомить   их   со   следующими математическими понятиями более высокого уровня сложности.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.

Развитие математических способностей у одаренных детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2017