Развитие мышления у обучающихся при изучении правовых дисциплин
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
правоведение
Взрослым
18.10.2017
В статье рассматривается современное состояние правового образования. Одним из приоритетных направлений преподавания правовых дисциплин является изменение акцентов в учебной деятельности обучающихся, усиление самостоятельности обучающихся в учебной, экспериментальной, практической работе, более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся. Поэтому в настоящее время проблема самостоятельности, активности обучающихся является одной из центральных проблем обучения.
Формирование и развитие самостоятельности мышления у обучающихся.docx
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
преподаватель, ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально
педагогический колледж», г. Воронеж
А.Г. Илларионов
В настоящее время значительно возросло значение правовой информации в жизни
человека. Правовое информационное пространство, с одной стороны, стремительно
расширяется, с другой стороны, происходит быстрое «старение» правовых знаний. Возникает
необходимость быстрого реагирования на изменения жизни, умения выработать собственную
позицию на основе полученных знаний. Для этого необходимы навыки самообразования,
формирования информационной компетентности, которая предполагает не столько наличие
знаний, сколько владение навыками поиска, отбора нужной информации, её осмысления,
переработки и использования. Правовым дисциплинам, в силу их предметного содержания
принадлежит ведущая роль в решении этих задач.
Приём абитуриентов в колледж происходит из разных школ. В результате подростки
приходят в образовательное учреждение с разным уровнем подготовки, что затрудняет их
адаптацию к новым условиям студенческой жизни. Преподавателю, работающему на первом
куре, приходится много времени и сил тратить на выравнивание знаний и умений
обучающихся, что не может не повлиять на качество обучения.
На данном этапе состояния правового образования, одним из приоритетных
направлений преподавания правовых дисциплин является изменение акцентов в учебной
деятельности обучающихся, усиление самостоятельности обучающихся в учебной,
экспериментальной, практической работе, более широкое использование в обучении видов
деятельности, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся. Поэтому в
настоящее время проблема самостоятельности, активности обучающихся является одной из
центральных проблем обучения 5, с. 67.
Тенденции развития экономики страны, оказывая существенное влияние на процесс
формирования и модернизации системы среднего профессионального образования, ставят
перед образовательными учреждениями новую задачу – готовить специалистов в соответствии
с запросами работодателей.
Кроме решения проблем экономического плана, это позволит повысить социальный
статус, социальную защищённость выпускников образовательных учреждений среднего
профессионального образования, обеспечить профессиональное и личностное развитие
будущих специалистов.
В этих условиях особую значимость приобретают вопросы, связанные с развитием
самостоятельности, как одного из факторовоказывающих существенное влияние на
подготовку конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда 2, с. 55.
Качество знаний обучающихся, уровень их умственного развития находятся в прямой
зависимости от характера обучения, самыми глубокими и прочными являются те знания,
которые получены в результате активного самостоятельного труда, когда обучающийся
самостоятельно «открывает» такой «новый» объём изучаемого материала, какой наиболее
возможен в данных обстоятельствах6, с. 21.
Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным
выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени
присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует
активную умственную деятельность обучающихся, а осуществление его – решительность. Без
самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе
познания. При этом, безусловно, далеко не последнюю роль играют настойчивость,
увлечённость и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью.
Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его
мышления и в конечном итоге делает его не способным к применению полученных знаний4, с.
43.
Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности
является важнейшими качествами человека.Особенно важна самостоятельность для развития
различных умений обучающихся, что совершенно необходимо для изучения правовых
дисциплин. Суть её заключается в том, что обучающиеся действуют сами, т.е. в той или иной
степени реализуют, проявляют свою самостоятельность. При этом и умения, и
самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной
деятельности обучающегося, взаимно обогащают друг друга. Без достаточно развитой
самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая
самостоятельность не принесёт большой пользы. И чем выше у обучающихся уровень их
самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная
деятельность.
Внимание к проблеме развития самостоятельности обучающихся объясняется тем, что
она играет весомую роль не только в деле образования, но и в подготовке обучающихся к их
дальнейшей трудовой деятельности, она необходима для любого человека независимо от того,
в какой области он будет работать.
Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых,
компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической
и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально
«функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро
меняющемся мире означает быть образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше
профессиональная и социальная мобильность 3, с. 16.
В нашем колледже мы готовим обучающихся к испытаниям в жизни, изобилующим
огромным количеством ситуаций, требующих знаний права. Очень важно, чтобы обучающиеся
не испытывали страха перед жизнью, смотрели на неё открытыми глазами. Поэтому на уроках
обучающимсяпостоянно предлагаются различные виды самостоятельной деятельности,
требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя
ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой
работы обучающиеся привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости
образования. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты –
очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать
решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Особое внимание я уделяю
развитию, саморазвитию обучающихся. Для этого привлекаю обучающихся к специально
организованной деятельности, в процессе которой стараюсь выработать у студентов мотивы и
цели учебного процесса, а также обучить способам осуществления учебного процесса.
Наша современная жизнь требует огромного количества образованных людей не только
потому, что для выполнения любой работы человек должен обладать большей, чем раньше
суммой знаний, но и потому, что даже сравнительно простую работу люди, обладающие более
высокой общей культурой, как правило, выполняют лучше.
Например, во многих фирмах кандидатам на «рабочие» места устраивают экзамен,
проверяющий именно уровень общего развития. Особое место при этом уделяют правовому
образованию, т.к. знание своих прав и обязанностей обеспечивает бесконфликтное
существование в обществе, а также помогает выявить неправомерные ситуации в
повседневной жизни и защитить себя. В процессе преподавания нужно приучать студентов к самостоятельной работе, к
поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Это первостепенная задача каждого
преподавателя. Правовые дисциплины в этом плане обладают исключительными
возможностями. Если преподаватель не будет постоянно заботиться о развитии мышления,
поставляя «пищу для ума», то обучающиеся не смогут состояться как творческие личности.
Поэтому главная задача –содействовать творческому восприятию обучающимися учебного
материала и их желанию самосовершенствоваться.
Необходимо научить обучающихся самостоятельно приобретать знания и применять
их. Самостоятельная работа выполняет в группе преимущественно учебные и
На каждом уроке обучающимся предлагаются работы
контролирующие функции.
разнообразного вида и назначения: подготовительные,
проверочные
самостоятельные работы. Чтобы актуализировать опорные знания, умения, необходимые для
восприятия и понимания нового материала, обучающимся предлагаются упражнения и
ситуационные задачи. Необходимо придать им обучающую направленность. Действует
правило: проверяя –обучаемся. Работы становятся «нестрашными», интересными.
Выполнение всех самостоятельных работ обязательно контролируется. Поэтому обучающие
задания, кроме своего прямого назначения –учить, выполняют и контрольную функцию.
обучающие,
Для развития самостоятельности, использую различные формы уроков (лекция,
практическое занятие, консультация, семинар, зачётный урок).
Самостоятельная работа является важным и обязательным этапом процесса усвоения
знаний. Она играет роль своеобразного мостика, который должен пройти каждыйна пути от
понимания учебного материала к овладению им.
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов правового
цикла занимает в среднем от пяти до семи минут. Направлена такая работа, как правило, на
дублирование мысли учителя или автора учебника, это работа по образцу, продуктивной
деятельности ученика отводится в ней незначительное место. Чаще это работа с учебником:
ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям и т.д. Преобладание в
учебниках заданий репродуктивного уровня, нацеленность контрольно – измерительных
материалов на проверку знаний, процессов запоминания и воспроизведения, а не на созидание
нового продукта мыслительной деятельности, шаблонное повторение одних и тех же действий
убивает интерес к обучению. В результате возникает противоречие между «знаниевой»
парадигмой образования и потребностью подростков не только получить информацию, но и
выработать на ее основе свою жизненную позицию, выразить свою точку зрения на
общественные явления. Отсюда возникает проблема – репродуктивный характер
самостоятельных работ препятствует формированию информационной компетенции
учащихся, развитию самостоятельности их мышления6, с. 51.
В течение ряда лет преподавания правовых дисциплин я пытаюсь изменить характер
самостоятельной работы на уроке и доказать, что без продуктивной деятельности не может
быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников. Организация продуктивной
самостоятельной работы на уроках является средством формирования прочных знаний,
информационной компетенции учащихся и выработки их собственной гражданской позиции,
воспитания активности и самостоятельности мышления как черт личности, развития
умственных и творческих способностей обучающихся.
Чтобы возбудить интерес к праву и потребность изучения предмета, нужны четыре
этапа: мотив, чтобы открыть обучающемуся возможностьнахождения цели. А если цель есть,
то идёт активная деятельность обучающегосяи как обязательный заключительный этап –
рефлексия, т.е. анализ своей деятельности и её оценка.
Мышление необходимо человеку, прежде всего, для того, чтобы всё более глубоко
отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной
изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия существенно нового
человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно
и самая главная трудность любого мышления. В качестве одной из главных психических
реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная
ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления,
источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать
определённую познавательную потребность у обучающихся,
дать необходимую
направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового
материала.
Подлинная активизация обучающихся характеризуется самостоятельным поиском не
вообще, а поиском путей решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической
или практической учебной проблемы, он превращается в проблемное обучение.
Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в двух
моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.
Цель проблемного типа обучения – не только усвоение результатов научного познания,
системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования
познавательной самодеятельности обучающегося и развития его творческих способностей1,
с. 48.
При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он, доведя
объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создаёт проблемные
ситуации, сообщает обучающимся факты и организует (проблемные ситуации) их учебно
познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно
делают выводы и обобщения, формируют с помощью преподавателя определённые понятия,
законы.
В результате у обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и
действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
В группах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по
развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, обучающиеся самостоятельно
совершенствуют свои знания, качество знаний выше, чем в других группах, таким образом,
обеспечиваетсяформирование готовности специалистов к партнёрским отношениям со всеми
субъектами профессиональной деятельности.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – М.: Педагогика, 2015.– 184 с.
2. Бондарева С.Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. – г.
Орёл: УНПК, ФСПО. – 2015. – С. 5355.
3. Густокашина Л.А. Педагогический анализ урока. – СПб.: Питер, 2014. – 86 с.
4. Зорин А.М. Приёмы педагогического воздействия. – М.: Паритет, 2014.– 128 с.
5. Молодецкий Р.Я. Право. Деятельностный подход к формированию учебных
компетенций на уроках правовых дисциплин. – Волгоград: Учитель, 2015.– 142 с.
6. Технологии современного урока. – М.: Наука, 2014.– 120 с.
Развитие мышления у обучающихся при изучении правовых дисциплин
Развитие мышления у обучающихся при изучении правовых дисциплин
Развитие мышления у обучающихся при изучении правовых дисциплин
Развитие мышления у обучающихся при изучении правовых дисциплин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.