Развитие навыков устного счета на уроках математики.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл
18.02.2018
Систематическая работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый материал. А также способствует развитию логического мышления, математической зоркости, внимания, памяти. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.Систематическая работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый материал. А также способствует развитию логического мышления, математической зоркости, внимания, памяти. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.
уст счёт.docx
Развитие навыков устного счета на уроках математики.
Знаете ли вы, что устный счёт — это математические вычисления, которые человек
выполняет без помощи дополнительных приспособлений и устройств (ручка, бумага,
компьютер, калькулятор, счёты и т. п.).
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их
самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета учителю необходимо придерживается следующих требований:
Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими,
но и не должны быть «громоздкими».
Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены
заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
А одной из основных задач преподавания курса математики в школе является
формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Умение считать
– непременный элемент политехнического образования. Вычислительная культура
формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики.
Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда
разделов курса математики. Значительная часть времени урока затрачивается на проведение
вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и
повторение предыдущего. Недостаточное умение школьников производить вычисления
создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания.
Ошибки, допускаемые учащимися в процессе вычислений в младших классах, не устраняются
в ряде случаев и к концу девятого класса.
Практика показывает, что без прочных умений и навыков в области вычислений
изучение математики усложняется, так как ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного
для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения
задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами.
Качество вычислительных умений определяется знанием алгоритмов вычислений.
Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости
сформулированного алгоритма и от понимания принципа его использования. Умение
формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно
владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыков. Вычислительные
навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень
овладения умениями достигается в условиях целенаправленного их формирования.
Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащимся понятен процесс
вычислений и их особенности.
Вот наиболее важные умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся при
выполнении устных вычислений:
помнить данные числа; безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных чисел;
выявлять особенности отдельных чисел;
знать и применять основные формулы;
применять свойства действий над числами.
Владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только
потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками, но и потому, что они
ускоряют письменные вычисления, позволяют усовершенствовать их.
Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее
усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.
Важную роль в выработке прочных вычислительных навыков играет сохранение
преемственности между начальной школой и пятым классом. Заканчивая четвёртый класс,
учащиеся должны хорошо знать таблицу умножения, четыре действия с натуральными
числами, уметь решать примеры на порядок действий, иметь понятие о геометрических
фигурах, знать единицы измерения некоторых величин. В результате прохождения
программного материала пятиклассники должны уметь выполнять основные действия с
десятичными дробями; применять свойства сложения и умножения (переместительное,
сочетательное, распределительное), определять порядок действий при вычислении значения
выражения.
К концу пятого класса у учащихся должны быть сформированы следующие навыки:
выполнить четыре действия с натуральными числами;
находить значение выражения в соответствии с порядком действий;
выполнять четыре действия с десятичными дробями;
выполнять совместные действия с десятичными дробями и натуральными числами.
В шестом классе к этому добавляются действия с обыкновенными дробями, смешанными
числами и действия с отрицательными числами, умение использовать признаки делимости на
10, 2, 5, 3, 9, находить числовое значение выражения с использованием всех действий с
десятичными дробями и т.д..
В седьмом и всех последующих классах также необходима систематическая работа по
поддержанию навыков устных вычислений, несмотря на непреодолимую тягу учащихся к
микрокалькуляторам.
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой
большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при
объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, а также для закрепления и
повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции,
воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся,
потребность в самоконтроле, повышается культура вычислений. Обращение к устному счету,
предусмотренному на уроке, позволит организовать локальное повторение.
При обдумывании учителем системы заданий и форм организации устного счета не
исключается учет индивидуальной подготовки учащихся, склонностей и способностей к
устным вычислениям.
На простых, но разнообразных примерах учащиеся отрабатывают навыки в использовании
свойств арифметических действий. Иногда бывает достаточно только изменить порядок
действий, проделать несколько простейших преобразований, и вычисления значительно упрощаются. Признавая достоинства устных вычислений, не следует, однако, чрезмерно ими
увлекаться. Важно, чтобы устный счет был органически связан с другими этапами урока.
Один и тот же набор устных упражнений на уроке в «сильном» классе может развивать
имеющиеся навыки счета, а в «слабом» – нести обучающую нагрузку.
Методика устных вычислений на уроках.
Если рассматривать методику устных вычислений с точки зрения системного подхода,
тогда метод можно рассмотреть с трех сторон:
1) По виду (способ доставки, транспортировки учебного материала до учащихся):
слово;
наглядность;
практическая деятельность;
2) По характеру (особенности работы с учебным материалом):
репродуктивный;
объяснительноиллюстративный;
проблемнопоисковый;
эвристический;
3) По способу осуществления (как осуществляется):
индуктивный (от частного к общему);
дедуктивный (от общего к частному);
продуктивный (по образцу).
При организации устных вычислений предоставляется возможность использования всех
методов. Однако стоит помнить, что использование тех или иных методов необходимо
учитывать как возрастные особенности учащихся в различных классах, так и
целесообразность их применения при изучении конкретных тем. А еще выбор методов
зависит от того, какую цель ставит учитель перед учащимися, что он хочет получить в
конечном итоге.
Для развития быстроты устных навыков вычислений в течение трёхчетырёх лет
обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 6–12 минут при проведении
устных упражнений согласно преподаваемой теме. Учащиеся незаметно для себя выполняют
большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.
Формы восприятия устного счета.
1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при
восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся
быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую
память.
2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания
облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже
невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами,
выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при
сравнении выражений.
3) Комбинированный.
А так же:
обратная связь (показ ответов с помощью карточек);
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);
упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стукстук, хлопки) и др.
Но ни в коем случае устный счет не должен становиться скучным и непривлекательным.
Это должна быть яркая, динамичная работа чаще в начале урока, задающая тон всего
дальнейшего урока.
Нахождение значений математических выражений
.
Виды устных вычислений Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его
значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые
математические выражения и буквенные, при этом буквам придают числовые значения и
находят числовое значение полученного выражения. Основное назначение упражнений на
нахождение значений выражений выработать у учащихся твердые вычислительные навыки,
способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.
Сравнение математических выражений
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо их сравнить.
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а
другое выражение надо составить или дополнить. Главная роль таких упражнений
способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических знаний, арифметических
действиях, их свойствах.
Решение задач
Для устной работы предлагаются простые задачи. Эти упражнения включаются с целью
выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке
вычислительных навыков. За годы учебы дети решают очень много задач.
Формирование геометрических знаний на уровне представлений наиболее характерно для
детей младшего школьного возраста, т.к. их мышление опирается, в основном, на образы.
Главная задача обучения младших школьников геометрии это подготовка базы для изучения
геометрии в средней и старшей школе. Детей надо познакомить не только с длиной,
площадью, но и с объемом, научить их практически пользоваться не только линейкой, но и
циркулем для выполнения построений. Школьному курсу геометрии традиционно отводится
важная роль в развитии учащихся научить их логическому мышлению, развивать
пространственное представление. Геометрические задания будут способствовать развитию
пространственных представлений.
Логические задания
Позволяют продолжить занятия с учащимися по овладению такими понятиями, как слева,
справа, ниже, шире, раньше, дальше и др. В познании человеком окружающего мира, которое
идет от живого созерцания, огромную роль играет уровень развития познавательных
процессов: внимания, восприятия, воображения, наблюдения, памяти и мышления. Развитие
этих процессов в детском возрасте идет постоянно. Оно будет более эффективным при
систематической и целенаправленной работе.
Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без
новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее.
Игры серии «Устный счёт» направлены на развитие и закрепление навыков устного счета,
даже сидя дома.
Сегодня серия представлена играми: «Устный счёт. Складываем
и вычитаем», «Устный счёт. Таблица умножения», «Математическая раскраска. Сложение
и вычитание». В каждой из этих игр существуют различные уровни сложности, а успехи в игре
зависят от того, насколько быстро и без ошибок ребёнок умеете считать в уме.Если ребёнок
хочет научиться считать быстро и без ошибок, то с играми этой серии он легко
и непринуждённо станет асом в устном счёте!
Устный счёт. Складываем и
вычитаем
Демоверсия «Устный счёт.
Складываем и вычитаем»
Игра состоит из 9ти уровней сложности. На начальных уровнях
предлагается решить примеры на сложение и вычитание
в пределах 10ти, затем — в пределах 20ти и т. д. до 100.
С каждым уровнем примеры становятся всё сложнее, а успехи
в игре зависят от того, насколько быстро и без ошибок
вы умеете складывать и вычитать. В ходе игры вам придётся
преодолеть путь от дошкольника до волшебника. Навыки,
полученные в этой игре, сослужат Вам хорошую службу в повседневной жизни!
Устный счёт. Таблица умножения
Демоверсия «Устный счёт.
Таблица умножения»
Если таблица умножения для Вас дело новое, то эта игра —
отличный тренажёр для того, чтобы быстро и легко её выучить.
Если же Вы — знаток таблицы умножения, то Ваши знания
помогут вам набрать наибольшее количество очков и получить
титул «Волшебника».
Игра состоит из 11ти уровней сложности. Переходя с уровня
на уровень, Вы постепенно будете продвигаться по таблице
умножения от 2х до 9ти. При этом Вам придётся решать
примеры как на умножение, так и на деление. С каждым
уровнем примеры становятся всё сложнее, а успехи в игре
зависят от того, насколько быстро и без ошибок вы умеете
умножать и делить в пределах классической таблицы
умножения. Навыки, полученные в этой игре, сослужат Вам
хорошую службу в повседневной жизни!
Математическая раскраска. Сложение и
вычитание
Демоверсия
«Математическая раскраска.
Сложение и вычитание»
Ещё одна игра, помогающая научиться быстро и без ошибок
складывать и вычитать. Цель игры — раскрасить картинку,
решая различные примеры. Игра содержит 3 уровня сложности.
Одни и те же картинки можно раскрашивать несколько раз, при
этом примеры в каждом случае будут разные.
Роль устного счёта.
Систематическая работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к
изучению математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый
материал. А также способствует развитию логического мышления, математической зоркости,
внимания, памяти. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует
развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет
немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам
математики, как одного из важнейших мотивов учебнопознавательной деятельности,
развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и
прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель
будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них
стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные
заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Развитие навыков устного счета на уроках математики.
Развитие навыков устного счета на уроках математики.
Развитие навыков устного счета на уроках математики.
Развитие навыков устного счета на уроках математики.
Развитие навыков устного счета на уроках математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.