.Развитие общенаучных подходов: системный, исторический, экологический

  • Документация
  • docx
  • 04.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экология (от греч. «ойкос» - жилище и «логос» - учение) – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками – химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой
Иконка файла материала План лекции.docx
1.Развитие общенаучных подходов: системный, исторический, экологический.  Экология (от греч. «ойкос» ­ жилище и «логос» ­ учение) – наука, изучающая  условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами  и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как  составная часть биологической науки, в тесной связи с другими  естественными науками – химией, физикой, геологией, географией,  почвоведением, математикой. Предметом экологии является совокупность или структура связей между  организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, т.е  единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой  обитания. В последнее время роль и значение биосферы как объекта экологического  анализа непрерывно возрастает. Особенно большое значение в современной  экологии уделяется проблемам взаимодействия человека с окружающей  природной средой, что связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и  нравственных аспектов, в связи с резко негативными последствиями научно­ технического прогресса. Исходя из этого, к основным задачам экологии относится: ­ разработка теории устойчивости экологических систем; ­ изучение экологических механизмов адаптации к среде; ­ изучение биотического разнообразия и механизмов его поддержания; ­ исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее  устойчивости. Основными прикладными задачами предмета «Экология и устойчивое  развитие» являются следующие: ­ прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в  окружающей природной среде под влиянием деятельности человека; ­ улучшение качества окружающей природной среды;­ сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных  ресурсов; ­ оптимизация инженерных, экономических, социальных и иных решений для  обеспечения экологически безопасного устойчивого развития. Стратегической задачей экологии считается развитие теории  взаимодействия природы и общества на основе восприятия человеческого  общества как неотъемлемой части биосферы. Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих отношение живого к окружающей его среде, возникла давно. В  истории развития экологии можно выделить три основных этапа. Первый этап ­ зарождение и становление экологии как науки (до 60­х гг. ХIХ в.) На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со  средой их обитания, делались первые научные обобщения. Цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и  орудия труда, позволившие ему изменять среду обитания. Переход к  земледелию и затем к скотоводству явился кардинальным рубежом в истории  человечества. С развитием цивилизации развивались экологические познания  и экологические проблемы. Жан Батист Ламарк (1744 ­1829) в книге «Философия зоологии» он впервые  широко поставил вопрос о влиянии среды на организмы. Ж. Б. Ламарк так  сформулировал выводы своих изысканий: «Спустя множество следующих  друг за другом поколений, индивиды, относившиеся по происхождению к  одному виду, в конце оказываются превращенными в новый вид, отличный от  первоначального». Второй этап ­ оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (60­е гг. XIX в.­ 50­е гг. XX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье  (1814­1858), Н. А. Северцова (1827­1885), В. В. Докучаева (1846­1903),  впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не  утратили своего значения и до настоящего времени. Немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном  сочетании организмов в определенных условиях среды. Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809­1882).  Ключевое положение в учении Дарвина занимает теория естественного отбора в результате борьбы за существование. Дарвин писал, что каждый организмзависит не только от условий местообитания, но и от всех других  окружающих его существ. В результате естественного отбора сохраняются те  организмы, в которых произошли изменения, дающие преимущества для  существования в данных условиях. Третий этап ­ (50­е гг. XX в. – до настоящего времени) превращение  экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране  природной и окружающей человека среды. Из строгой науки экология  превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии,  геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики..»  (Реймерс, 1994). Современный период развития экологии в мире связан с именами таких  крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж.М. Андерсен, Э. Пианка, Р.  Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Т.Миллер, Б.Небел и др. Среди ученых  России следует назвать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, В Г. Горошкова,  Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, В Д. Федорова и др. Системный   подход   ­   направление   философии   и   методологии   научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности   объекта   и   обеспечивающих   ее   механизмов,   на   выявление многообразных   типов   связей   сложного   объекта   и   сведение   их   в   единую теоретическую картину. Понятие   "системный   подход"   (от   англ.   ­ systems  approach) стало   широко употребляться   в   1960   ­   1970   гг.,   хотя   само   стремление   к   рассмотрению объекта   исследования   как   целостной   системы   возникло   еще   в   античной философии   и   науке   (Платон,   Аристотель).   Идея   системной   организации знания,   возникшая   в   античные   времена,   формируется   в   средние   века   и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг).   Классический   образец   системного   исследования   ­   "Капитал"   К. Маркса.   Воплощенные   в   нем   принципы   изучения   органичного   целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и   их   взаимодействия,   синтез   структурно­функциональных   и   генетических представлений   об   объекте   и   т.п.)   явились   важнейшим   компонентом диалектико­материалистической   методологии   научного   познания.   Теория эволюции   Ч.   Дарвина   служит   ярким   образцом   применения   системного подхода в биологии.В   XX   в.   системный   подход   занимает   одно   из   ведущих   мест   в   научном познании.   Это   связано   в   первую   очередь   с   изменением   типа   научных   и практических   задач.   В   целом   ряде   областей   науки   центральное   место начинают   занимать   проблемы   изучения   организации   и   функционирования сложных   саморазвивающихся   объектов,   границы   и   состав   которых   не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае.   иерархических, Исследование   таких   объектов   ­   многоуровневых, самоорганизующихся   биологических,   социальных, технических ­ потребовало рассмотрения этих объектов как систем.   психологических, Возникает   целый   ряд   научных   концепций,   для   которых   характерно использование   основных   идей   системного   подхода.   Так,   в   учении   В.   И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип   объектов   ­   глобальные   системы.   А.   А.   Богданов   и   ряд   других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем ­ информационных и управляющих ­ послужило фундаментом возникновения   кибернетики.   В   биологии   системные   идеи   используются   в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального   экономического   планирования,   которые   требуют   построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа. Таким   образом,   принципы   системного   подхода   распространяются практически   на   все   сферы   научного   знания   и   практики.   Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане.   Первоначально   методологические   исследования   группировались вокруг   задач   построения   общей   теории   систем   (первая   программа   ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920­х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге "Современная теория развития" (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи "Общая теория систем". Исследователь превращает   свою   теорию   систем   в   общедисциплинарную   науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.Однако   развитие   исследований   в   этом   направлении   показало,   что совокупность   проблем   методологии   системного   исследования   существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин "системный подход", который с 1970­х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины ­ "системный анализ", "системные методы", "системно­структурный подход", "общая теория систем"; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин "системный подход" следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке). Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1). Таблица 6.1. Основные этапы в развитии системного подхода Перио д Исследователи Содержание 1920­е гг. Л. А. Богданов Всеобщая организационная наука  (тектология) ­ общая теория организации  (дезорганизации), наука об универсальных  типах структурного преобразования систем 1930­ Л. фон  1940­е гг. Берталанфи Общая теория систем (как совокупность  принципов исследования систем и набор  отдельных эмпирически выявленных  изоморфизмов в строении и функционировании  разнородных системных объектов). Система ­  комплекс взаимодействующих элементов,  совокупность элементов, находящихся в  определенных соотношениях друг с другом и со средой 1950­е  Н. Винер гг. Развитие кибернетики и проектирование  автоматизированных систем управления. Винероткрыл законы информационного  взаимодействия элементов в процессе  управления системой 1960­ 1980­е гг. М.  Месарович, П.  Глушков Концепции общей теории систем,  обеспеченные собственным математическим  аппаратом, например, модели многоуровневых  многоцелевых систем Системный   подход   не   существует   в   виде   строгой   методологической концепции,   являясь   скорее   совокупностью   принципов   исследования. Системный   подход   ­   это   подход,   при   котором   исследуемый   объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов),   имеющая   выход   (цель),   вход   (ресурсы),   связь   с   внешней средой,   обратную   связь.   В   соответствии   с   общей   теорией   систем   объект рассматривается   как   система   и   одновременно   как   элемент   более   крупной системы. Изучение   объекта   с   позиции   системного   подхода   включает следующие аспекты:  ­   системно­элементный   (выявление   элементов,   составляющих   данную систему);  ­   системно­структурный   (изучение   внутренних   связей   между элементами системы);  ­ системно­функциональный (выявление функций системы);  ­ системно­целевой (выявление целей и подцелей системы);  ­   системно­ресурсный   (анализ   ресурсов,   требуемых   для функционирования системы);  ­   системно­интеграционный   (определение   совокупности   качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);  ­   системно­коммуникационный   (анализ   внешних   связей   системы   со внешней средой и другими системами); ­ системно­исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив). Таким образом, системный подход ­ это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов ­ систем разных типов и классов. Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это   рассмотрение,   анализ   существующих   систем,   с   другой   ­   создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. Применительно   к   организациям   под   системным   подходом   чаще   всего понимают   комплексное   изучение   объекта   как   единого   целого   с   позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию   задач,   решаемых   с   помощью   экономико­математических   методов, нахождение   критериев   их   решения,   детализация   целей,   конструирование эффективной организации для достижения целей. Системный   анализ используется   как   один   из   важнейших   методов   в системном   подходе,  как   эффективное   средство   решения   сложных,   обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный  анализ можно считать   дальнейшим   развитием   идей   кибернетики:   он   исследует   общие закономерности,   относящиеся   к   сложным   системам,   которые   изучаются любой наукой. Системотехника   ­ прикладная   наука,   исследующая   задачи   реального создания сложных управляющих систем. Процесс построения системы состоит из шести этапов:  1) системный анализ;  2)   системное   программирование,   которое   включает   определение текущих целей: составление графиков и планов работы;  3) системное проектирование ­ реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;  4) создание программ математического обеспечения;  5) ввод системы в действие и ее проверка;  6) обслуживание системы.Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется   в   том,   что   результат   функционирования   системы   в   целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности  в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система. Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное   целое,   является   предельным   расширением   любой   системы. Понятие "организация"  как  упорядоченное  состояние  целого   тождественно понятию   "система".   Понятием   же,   противоположным   "системе",   является понятие "несистема". Система   ­   это   не   что   иное,   как   организация   в   статике,   т.е.   некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности. Рассмотрение   организации   как   системы   позволяет   систематизировать   и классифицировать   организации   по   ряду   общих   признаков.  Так,  по   степени сложности выделяют девять уровней иерархии:  1)   уровень   статической   организации,   отражающий   статические взаимоотношения между элементами целого;  2)   уровень   простой   динамической   системы   с   заранее запрограммированными обязательными движениями;  3) уровень информационной организации, или уровень "термостата";  4)  самосохраняющаяся  организация ­ открытая  система,  или  уровень клетки;  5) генетически общественная организация;  6)   организация   типа   "животных",   характеризующаяся   наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;  7) уровень индивидуального человеческого организма ­"человеческий" уровень;  8)   социальная   организация,   представляющая   собой   разнообразие общественных институтов; 9) трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей. Применение   системного   подхода   для   изучения   организации   позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить   объективные   закономерности   формирования   этой   многоаспектной системы. Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно,  открыто  выраженное) описание  процедур  определения объектов  как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.). Системный   подход   при   исследовании   свойств   организации   позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе   внимание   исследователей   направлено   на   его   состав,   на   свойства элементов,   проявляющиеся   во   взаимодействии.   Установление   в   системе устойчивых   взаимосвязи   элементов   па   всех   уровнях   и   ступенях,   т.е. установление   закона   связей   элементов,   есть   обнаружение   структурности системы как следующая ступень конкретизации целого. Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания   проявляется   в   упорядоченности   взаимосвязей   ее   частей.   Это позволяет   выразить   ряд   существенных   сторон   организации   как   системы. Структура   системы,   выражая   ее   сущность,   проявляется   в   совокупности законов данной области явлений. Исследование структуры организации ­ важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна  из сторон системности.  Другая   сторона   состоит   в   выявлении   внутриорганизационных отношений   и   взаимоотношений   рассматриваемого   объекта   с   иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во­первых,   рассматривать   отдельные   свойства   исследуемого   объекта   в   их соотношении с объектом как целым, а во­вторых, раскрыть законы поведения. 2.Развитие  понятий: географическая оболочка, геосистема, экосистема,  концепция ландшафта, методы ландшафтных исследований.  Первые шаги на пути к физико­географическому синтезу( середина 18­ конец 19 вв).Учёные более серьёзно изучают природу, выделяется из географии  геология, климатология, зоогеография. Миддердорф изучал Восточную  Сибирь, выявил взаимосвязь между растительным и животным миром, дал  определение высотная географическая поясность. С середины 19 в. от общего природного районирования стали переходить к  районированию по отдельным компонентам (ботанико­географическое  (Бекетов), зоогеографическое (Богданов), климатическое (Воейков) и  геоморфологическое (Никитин)). Начало ландшафтоведения (конец 19­начало 20 в). В.В.Докучаев создал науку о почве комплексного изучения. «Почва – это  зеркало ландшафта» Берк проводил первое зональное районирование. Аболин первым ввёл понятие «ландшафтная оболочка» и создал систему  физико­географических единиц. Ландшафтоведение в 20­30 годы 20в. Просолов, Комаров, Келер: смогли доказать, что климат, рельеф, почвы  изменяются не только по широтам, но и по долготе. Полынов занимался изучением динамики и эволюции ландшафта,  разработал первые ландшафтные карты. Современный этап ландшафтоведения. Полынов разработал основы геохимии ландшафта. В 40е года Глазовская,  Перельман и другие поддержали его. 50­60е года – многочисленные ландшафтные съёмки. Далее изучение  применения полученных знаний. Соотношение понятий географическая оболочка, ландшафтная  оболочка и биосфера. Географическая оболочка – это особая природная система, в которой  взаимодействуют и находятся в единстве земная кора, гидросфера,  атмосфера и биосфера. Мощность географической оболочки колеблется от 50 до 100 км. Ландшафтная оболочка – это часть географической оболочки, находящаяся у земной поверхности на контакте атмосферы, литосферы и гидросферы,  мощность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен метров  (суша – биота, почва, нижняя часть тропосферы, море – 100­200м, та толща  воды, в которой обитают зелёные растения). Биосфера – это часть географической и ландшафтной оболочки. В пределах которой физико­географические условия обеспечивают нормальную работу ферментов.Важнейший критерий разделения – время возникновения. Понятие геосистема и природно­территориальный комплекс. Геосистема( понятие ввёл в 1963г. учёный В.В.Сочава) – это  пространственно­временная система географических компонентов,  взаимообусловленных в своём размещении, и развивающихся как единое  целое. Геосистема имеет следующие особенности: состоит из набора  взаимосвязанных элементов, является частью другой более крупной  системы, состоит из подсистем более низкого уровня. Методологическое правило триады: каждая природная геосистема должна  изучаться не только сама по себе, но обязательно как распадающаяся на  подчинённые структурные элементы и одновременно как часть  вышестоящего природного единства. По типу взаимодействия частей выделяют 4 типа: Морфологические системы – это системы, отдельные части которых  связаны между собой сеткой структурных отношений. Каскадные системы – представляют собой цепь субсистем,  взаимосвязанных между собой перепадом массы и энергии. Система типа процесс­отклик – представляет собой соединение  морфологической и каскадной систем. Управляемые системы – это системы типа процесс­отклик, в которых  ключевым элементом является контролирование некоторых составляющих  системы со стороны человека. По характеру функциональных связей геосистемы можно разделить на: Изолированные – существующие в границах, не допускающих поступления  и выхода вещества и энергии. Закрытые системы – имеющие границы, которые препятствуют  поступлению и выходу вещества, но не энергии. Открытые системы – характеризуются обменом вещества и энергии с  окружающей средой. В структуре геосистем выделяют три уровня: Планетарный ( ландшафтная оболочка, географические пояса, континенты  и океаны, субконтиненты), региональный: физико­географические ( страны,  области, провинции, районы, зоны) и ландшафтные ( страны, области,  провинции, округа, ландшафты), локальный (местности, урочища,  подурочища, фации). Природно­территориальный комплекс – это пространственно­временная  система географических компонентов, взаимообусловленных в своём  размещении и развивающихся как единое целое.Под природными географическими компонентами понимаются: массы  твёрдой земной коры, массы гидросферы (это скопление поверхностных и  подземных вод), воздушные массы атмосферы, биота (растения, животные,  микроорганизмы), почва, рельеф, климат. Они взаимосвязаны в  пространстве и во времени. ПТК обладает свойством целостности. 3. Основные закономерности дифференциации географической оболочки и географической среды.  Дифференциация ГО – разделение единого планетарного комплекса на  объективно существующие природные комплексы разного ранга.  Дифференциация зависит от зональных и азональных причин. Природный комплекс (ПК) – саморегулируемая и самовоспроизводимая  система взаимосвязанных компонентов и комплексов более низкого ранга (определение Ф.Н. Милькова). Природные комплексы делятся  на природно­территориальные (ПТК) и природно­аквальные (ПАК).  Наиболее изучены ПТК суши. ПК характеризуется относительно  однородным участком поверхности, единство которого обусловлено  географическим положением, единой историей развития, происходящими в его пределах природными процессами. Все ПК образованы взаимодействием компонентов: горные породы, вода,  воздух, растения, животные, почвы. Роль компонентов в ПК учеными  оценивается по­разному. Н.А. Солнцев отводит литогенной основе  (комплекс геолого­геоморфологических особенностей изучаемой  территории, включая стратиграфию, литологию горных пород, тектонику, рельеф) роль ведущего фактора в формировании и устойчивости ПК.  Впервые мысль о равнозначности всех компонентов была высказана В.В.  Докучаевым применительно к почве. Ученый считал, что почва есть  результат взаимной деятельности климата, растительности, животных,  грунтов. Ряд авторов выделяют полные и неполные ПК (Д.Л. Арманд): полные  образуются всеми компонентами, в неполных отсутствуют один или два  компонента. ПК по своим размерам и сложности подразделяются  на планетарные (ГО), региональные (материки, физико­географические  страны и области, географические пояса и зоны), локальные (приурочены к мезо­ и микроформам рельефа – оврагам, речным долинам, моренным  холмам).Основной единицей в ландшафтоведении предлагается считать  ландшафт, т.е. такой полный ПТК, в структуре которого  непосредственно участвуют все основные компоненты, начиная с земной  коры и заканчивая животными, населяющими данный ПТК. Термин «ландшафт» имеет международное признание. Он взят из  немецкого языка (Land – земля и schaft – взаимосвязь). В научную  литературу термин ландшафт был введен в 1805 г. немецким ученым А.  Гоммейером. Под ландшафтом он подразумевал совокупность  обозреваемых из одной точки местностей, заключенных между  ближайшими горами, лесами и другими частями земли. В нашей стране  развитие ландшафтоведения связано с трудами выдающихся географов  Л.С. Берга, А.А. Григорьева, С.В. Калесника, Ф.Н. Милькова и др. Известны три трактовки географического ландшафта. Ландшафт – территориально ограниченный участок земной поверхности,  характеризующийся генетическим единством и тесной взаимосвязью  слагающих его компонентов (А.А. Григорьев, Н.А. Солнцев. С.В.  Калесник, А.Г. Исаченко). Ландшафт – обобщенное типологическое понятие физико­географи­ ческих комплексов. Эта точка зрения развивалась в трудах Б.Б.  Полынова Н.А. Гвоздецкого. В одну типологическую единицу  включаются территориально разрозненные, но сходные, относительно  однородные комплексы. Ландшафт характеризуется однотипной  растительностью, увлажнением, но территориально может находиться на  разных континентах (ландшафт степей существует на разных материках – и в Северной Америке, и в Евразии). Ландшафт – общее понятие, синоним региональных и типологических  комплексов любого таксономического ранга. Его можно сравнить с  такими понятиями как климат, рельеф, при определении которых не  имеется в виду конкретная территория. Этого определения  придерживаются Ф.Н. Мильков, Д.Л. Арманд. Ю.К. Ефремов. В СССР существовал государственный стандарт понятий и терминов. В  ГОСТе предусматривалось определение ландшафта как общего понятия.  Ландшафт – территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов и комплексов более низкого  таксономического ранга.При всех различиях определений ландшафта между ними есть сходство в  самом главном – признании взаимосвязей между элементами природы в  реальных природных комплексах. Ландшафт представляет собой сложное природное образование. Он  состоит из более мелких природных комплексов. Основные  морфологические части ландшафта: фации, урочища (дополнительные –  подурочища и местности – сочетание урочищ). Они определяют  морфологическую структуру ландшафта, образуя в его пределах  закономерные сочетания. Физико­географическая фация – самый простой природный комплекс,  характеризующийся наибольшей однородностью природных условий. Для нее характерно положение в пределах одного элемента или микроформы  рельефа (склон, вершина холма, нижняя часть склона); одинаковый  литологический состав почвообразующих пород и одна почва;  одинаковый режим тепла и влаги, один микроклимат; один биоценоз. В условиях ненарушенной растительности границы фации хорошо  отражает растительность – фация совпадает с фитоценозом. Пример  фации – пологий склон холма северной экспозиции с дерново­ среднеподзолистыми, суглинистыми почвами под елово­ широколиственным лесом. Урочище – природный комплекс, образованный закономерным  сочетанием фаций или их групп (подурочищ). Обычно урочища  соответствуют мезоформе рельефа. Для них характерно определенное  сочетание почвообразующих пород, режимов тепла и влаги и почвенно­ растительного покрова. Примером урочища является урочище холма или  оврага. Совокупность ландшафтов образует систему более высокого уровня  – тип ландшафта. В своих названиях они повторяют географические  зоны (тундровый, таежный и т.д.), но географические зоны непрерывны,  они очерчивают на равнинах сплошной массив какого­либо одного типа  ландшафта, фрагменты которого продолжают встречаться за его  пределами – в смежных зонах и горных странах. Класс ландшафтов – совокупность типов ландшафтов. Общепринято  деление на два класса: равнинные и горные (отличаются наличием  высотной поясности). Типы и классы ландшафтов раскрывают структуру  крупнейших региональных единиц – физико­географических стран и  материков.Все ландшафты суши – материков и островов – объединяются в отдел  ландшафтов, который следует считать высшей типологической  единицей. Схема типологических единиц ландшафта (по Ф.Н Милькову) выглядит  следующим образом: тип фации – тип урочища – тип местности – тип  ландшафта – класс ландшафта – отдел ландшафта. Типологические  комплексы, обладая морфологическим (внешним) единством, в отличие  от региональных характеризуются не сплошным, а разорванным ареалом.  Типологические комплексы раскрывают морфологию региональных  единиц, которые помогают выделить региональные особенности  типологических единиц. Физико­географическое районирование заключается в выявлении и  картировании природных комплексов, обладающих внутренним  единством и своеобразными индивидуальными чертами в их всесторонней характеристике. По зональным признакам ГО делится на географические пояса, зоны и  подзоны (деление по зональному признаку разработано А.А.  Григорьевым). По азональному признаку выделяются следующие  таксономические единицы: физико­географическая страна, физико­ географическая область, физико­географический район. Физико­географическая страна – часть материка, сформировавшаяся на  основе крупной тектонической структуры и общности тектонического  режима в неоген­четвертичное время, характеризующаяся единством  орографии, макроклимата и своей структурой горизонтальных зон и  высотных поясов (Восточно­Европейская равнина, Западно­Сибирская  низменность, Урал). Физико­географическая область – часть физико­географической страны,  обособившаяся главным образом в неоген­четвертичное время под  влиянием тектонических движений, морских трансгрессий, материковых  оледенений или деятельности талых ледниковых вод. Характеризуется  однотипной морфоскульптурой или их закономерным сочетанием, одним  типом климата и своеобразным проявлением зональности или высотной  поясности (Мещерская низменность, Среднерусская возвышенность). Физико­географический район (ландшафт) – часть области, однородная  по зональным или азональным признакам. Это генетически единая  территория, характеризующаяся специфической морфологической  структурой.Схема таксономических единиц может быть образована чередующимися  зональными и азональными комплексами. Антропогенный ландшафт В связи с воздействием человека на природу в географию вошли понятия  «антропогенный ландшафт» и «культурный ландшафт». Природный комплекс в настоящее время рассматривается как сложная  система, состоящая из двух подсистем – природной и антропогенной.  Природная подсистема образуется при взаимодействии природных  компонентов – воды, воздуха, горных пород, растений, животных, почв.  Антропогенная подсистема включает две части: хозяйственную и  управленческую. Комплексы ноосферного этапа должны обладать  единством, они образуются взаимодействием всех компонентов, включая  живое и разумное вещество. Созданные людьми ландшафты называются антропогенными,  техногенными или искусственными. По мнению ряда авторов (Л.П.  Шубаев), термины «антропогенный и техногенный» не совсем удачны,  поскольку ландшафты не созданы людьми, а только ими преобразованы.  Основные зональные компоненты – горные породы, почвы, воздух, воду –  человек пока изменяет мало. Сочетание естественных и искусственных  ландшафтов Л.П. Шубаев предлагает назвать современными  ландшафтами. По другой концепции, антропогенными ландшафтами являются как вновь созданные, так и измененные человеком природные комплексы. По  мнению Ф.Н. Милькова (1990), антропогенный ландшафт – комплекс, в  котором на всей площади или большей ее части коренному изменению  подверглись все или один из компонентов природного ландшафта. Классифицируют антропогенные ландшафты по соотношению  целенаправленных изменений, по виду человеческой деятельности, по  степени изменения по сравнению с исходным состоянием, по  последствиям изменений. По степени изменения все ландшафты можно разделить на шесть групп  (А.Г. Исаченко, 1965): – неизмененные – ледники, нетронутые участки тропических пустынь,  заповедники; – слабо измененные – естественные луга и пастбища, водоемы;– нарушенные нерациональным использованием – вторичные обедненные  леса; – сильно нарушенные и превращенные в бедленд – эродированные,  вторично засоленные, вторично заболоченные земли, горные выработки; – преобразованные или культурные – поля, сады, плантации, парки; – искусственные – города, села, дороги, плотины. По виду человеческой деятельности выделяются: 1. Сельскохозяйственные ландшафты. По оценкам специалистов пашни,  сады, плантации занимают 11 % обитаемой суши. Предельная площадь  экономически выгодных для эксплуатации земель составляет 1,5 млрд.  га, т.е. все доступные земли уже использованы. 2. Промышленные ландшафты. Наиболее развиты карьерные и отвальные  комплексы, терриконы. На Земле на долю населенных пунктов,  промышленности и транспорта приходится 2 % суши, в наиболее  развитых странах этот процент достиг 5 %. 3. Линейно­дорожные ландшафты, связанные с железными,  автомобильными и другого вида дорогами, нефте­ и газопроводами. На  весь мир приходится 24 млн. км протяженности автомобильных дорог (18 млн. км с твердым покрытием). Густота дорог достигла 180  км/км2 (Великобритания – 1 580 км/км2, Франция – 1 480 км/км2). В мире  длина железнодорожной сети составляет 1,2 млн. км, в России – 87 тыс.  км. Длина нефте­ и газопроводов – 1,5 млн. км (в США – 325 тыс. км,  России – 66 тыс. км). 4. Лесные ландшафты (лесокультуры и вторичные леса на месте вырубок  и антропогенных гарей). 5. Водные ландшафты (водохранилища, пруды, каналы). К началу 90­х  годов на планете эксплуатировалось более 40 000 водохранилищ, их  объем достигал 6 тыс. км3, площадь водного зеркала 400 тыс. км2. К  крупнейшим водохранилищам мира относятся Виктория (Кения) – 204,8  км3, Братское (Россия) – 169,3 км3, Кариба (Замбия) – 160,3 км3. 6. Рекреационные ландшафты, зоны отдыха населения и активного  туризма. 7. Селитебные – ландшафты городов и других населенных пунктов.8. Беллигеративные (военные) ландшафты – сторожевые курганы,  крепостные валы, засеки, воронки взрыва, траншеи. По последствиям изменений выделяют культурные и акультурные  ландшафты (А.Г. Исаченко). Воздействие человека на ландшафт следует рассматривать как  природный процесс, в котором человек выступает как активный  компонент. Сохранность антропогенного ландшафта,  его устойчивость (способность сохранять преднамеренно нарушенное  состояние) зависит от многих факторов, но в основном определяется  постоянным, направленным воздействием человека. Степень  устойчивости зависит от того, на какой компонент воздействует человек  (изменение рельефа или горных пород приводит к изменению всего  комплекса в целом). Искусственно созданные устойчивые ландшафты называются  культурными. В них структура рационально изменена на научной основе и в интересах общества. Критерии культурного ландшафта определяются  общественными потребностями. Они характеризуются высокой  производительностью и экономической эффективностью, являются  оптимальной средой для жизни человека. Географические принципы организации культурного ландшафта (А.Г.  Исаченко): – культурный ландшафт не должен быть однообразным сложность  структуры обеспечивает устойчивость системы (например, лучше  чередовать небольшие массивы пашни и леса, чем укрупнять пашни с  риском вызвать эрозию); – в культурном ландшафте не должно быть свалок, пустошей, карьеров;  все они должны быть рекультивированы; – из всех видов использования земель приоритет надо отдать  растительному покрову, необходимо стремиться к максимально  возможному увеличению площади лесов; – должно быть отведено место для сохранения естественных ландшафтов  (заповедники, резерваты, заказники, национальные парки). Экологический потенциал культурного ландшафта – его способность  удовлетворять потребность человека во всех первичных средствах  существования – воздухе, свете, тепле, воде, источниках пищи, а также вприродных условиях для трудовой деятельности. Следовательно,  экологический потенциал определяет степень комфортности территории.