Развитие памяти дошкольников в дошкольной образовательной группе

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 18.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.
Иконка файла материала Развитие памяти.doc
Развитие памяти дошкольников в дошкольной  образовательной группе Работу выполнила: Обрубова Светлана Владимировна учитель начальных классов МБОУ Михайловской СШ Урюпинского района  Волгоградской областиРазвитие памяти. Упражнения для детей дошкольного возраста   Существует   память   произвольная   и   непроизвольная. Развитие   памяти,   пожалуй,   можно   отнести   к   одним   из   важнейших инструментов   воспитания   успешного   ребенка.   Память   представляет   собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический. 1.   При непроизвольном   запоминании   объекты   запечатлеваются   в   памяти   без приложения со стороны человека каких­то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем   что­нибудь   интересное,   захватывающее,   важное   для   нас.   При произвольном  запоминании   человеку  необходимо  специальное   сознательное усилие,   чтобы   что­то   запомнить.   Конечно,   невозможно   так   организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда ­ не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал. 2.   Память   можно   также   разделить   на   непосредственную   и опосредованную.   При   непосредственном   (механическом)   запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления   материла,   без   установления   логической   структуры   и использования   ассоциативных   приемов   запоминания.  В   обычной   жизни   это называется   "зазубрил".   При   опосредствованном   логикой,   мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить. В   дошкольном   возрасте   у   детей   преобладает   механическое   запоминание. Именно   поэтому   специалисты   рекомендуют   обучать   детей   иностранному языку еще до школы. Ведь обучение иностранному языку на 70% состоит из изучения   словесной   грамматики   (и   только   30%   ­   структурной),   где   надо просто   зубрить,   а   не   понимать.   Однако   надо   отметить,   что   логическое запоминание   гораздо   эффективнее,   и   поэтому   необходимо   специально обучать ребенка мнемотехникам. 3.  Существует  также   несколько  видов  памяти,   выделяемых   по   времени сохранения   информации:   позволяющая  кратковременная   память,удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память, предназначенная для хранения информации  оперативная   память,   удерживающая в   течение   длительного   времени; информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого­либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом. 4.  Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д. 5.   Память   субъективна   и  подвержена   искажениям,   т.к.   воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения. Приведенные выше положения лежат   в   основе   упражнений,   рекомендуемых     для   занятий   с   детьми, имеющими низкий уровень развития памяти. Для записи информации в память необходимо   уметь   осуществлять   ее   перевод   в   образную   форму.   Именно поэтому   мы   в   самом   начале   приводим   пример   упражнений   на   развитие способности   к   воссозданию   мысленных   образов.   Поскольку   абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать  эту информацию в конкретную зрительную форму.   Такое   зрительное   представление   (визуализация)   какой­либо   идеи состоит в мысленном создании картины ­ иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем. Вторая группа упражнений направлена на формирование у детей осознанного восприятия. Они помогут вам научить ребенка концентрировать внимание на запоминаемом объекте.                      Упражнения первой и второй группы способствуют   записи   информации,   что   необходимо   для   пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии   с   решаемой   задачей   дополняются   данными,   хранящимися   в долговременной   памяти.   чтобы   воспоминания кратковременной   памяти   перешли   на   длительное   хранение,   т.е.   в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке ­ структурированию   и   упорядочиванию.   Подобный   процесс   передачи невозможен (о чем уже говорилось выше) без участия в нем мыслительных операций.   Первичная   обработка   по   систематизации   и   классификации запоминаемых   объектов   происходит   с   помощью   операций   установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает   ее   опознавательными   сенсорными   знаками,   облегчающими извлечение из памяти. В   связи   с   этим   работа   по   тренировке   долговременной   памяти   должна начинаться   с   необходимости   развития   у   детей   умения   сравнивать запоминаемые   предметы,   находить   в   них   черты   сходства   и   отличия.   На развитие   этой   способности   (установления   сходства   и   различий,   анализа деталей предмета и синтеза) и направлены упражнения третьей группы. Они   В   то   же   время,помогут   детям   научиться   упорядочивать   запоминаемую   информацию. Для   извлечения   же   информации   необходимо   "ушко",   или   "ниточка",   за которую   ее   можно   было   бы   вытаскивать.   Таким   инструментом   являются ассоциации. Ассоциация ­ это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили   про   праздник   Новый   Год   ­   и   сразу   в   сознании   всплыли представления   о   елке,   салате   "Оливье",  шампанском,  Снегурочке   с  Дедом Морозом… Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама   подобная   работа   невозможна   без   умения   находить   сходства   или различия.   Именно   поэтому   упражнения   предыдущей   группы   должны   быть проработаны особенно тщательно. Тренировке же умения устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала посвящены упражнения четвертой группы. Здесь же приводятся задания на развитие ассоциативного мышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям, а также  описывается  мнемотехнический   прием "нелогичные  ассоциации" для запоминания не связанных между собой слов. Группа   №1:   Упражнения   на   развитие   способности   к   воссозданию мысленных образов (визуализацию понятий). Упражнение   №1   "Мысленные   образы,   отвечающие   понятиям   прямо   или косвенно". Упражнение   проводится   в   два   этапа.   Т.к.   детям   в   этом   возрасте   сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1­м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит   ребенку:   "Попробуй   к   каждому   из   названных   мной   слов   сделать какой­либо   рисунок".   Зрительный   образ,   прямо   отвечающий   понятию, возникает   легко,   почти   автоматически,   тогда   как   в   случае   косвенного соответствия нужны усилия воображения. Примерный перечень возможных серий: Серия № 1 Грузовик Гнев Веселая игра  Дерево               Хорошая погода Наказание Интересная сказка Серия № 2 Веселый праздник Радость Темный лес                Болезнь Отчаяние  Смелость Глухая старуха                Быстрый человек                Печаль                Теплый ветер Умная кошка               Мальчик­трус Капризный ребенок2­й этап ­ представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге. Упражнение №2 (усложненный вариант предыдущего задания). Берутся   200­300   спичек.   Вы   диктуете   ребенку   слова,   а   его   задача   ­ выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р­р­р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того,   как   закончили   диктовать   слова,   ребенок   должен   по   составленным им"образам­спичкам"   воспроизвести   слова.   По   мере   тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов. Теперь, когда ребенок научился создавать зрительные образы, облекая их в конкретную   форму,   обратитесь   к   другой   стороне   процесса   запоминания   ­ осознанному   восприятию.   Научить   детей   концентрировать   внимание   на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга. Группа   №2:   Упражнения,   направленные   на   развитие   осознанного восприятия и концентрацию внимания. Упражнение №3. "Осознание визуального материала". Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На   рисунке,   приведенном   ниже,   представлены   12   изображений.   Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите малыша закрыть   целиком   всю   страницу   и   нарисовать   по   памяти   предметы   первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.Упражнение №4. Пробуждение "чувства деталей". Перейдите  от  конкретных  изображений к  абстрактным.  Предложите  детям для начала четыре абстрактные фигуры Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом   остальные,   чтобы   не   отвлекать   внимание.   Затем   попросите   ребят мысленно   представить   себе   эти   фигуры   во   всех   деталях   и   по   памяти начертить каждую на бумаге. Упражнение   №5.   "Осознание   словесного   материала"   (используется   для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой). Цель этого упражнения ­ заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа   памяти)   слова,   услышав   (увидев)   каждое   слово,   представляйте   себе внешний  вид  данного   предмета,  его   вкус,  запах,  звуки,  которые   он   может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно". Примеры   слов:   бумага,   гнездо,   кот,   колесо,   палка,   фильм,   блин,   счастье, шерсть,   телега,   волосы,   роза,   платок,   слеза,   ботинок,   птица,   сапог,   палец, лимонад, слон, поцелуй, автобус, доктор, мороженое.В  качестве  предварительной  тренировки можно  предложить   детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме". Упражнение №6. "Оживление". К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированности умения переводить информацию   в   зрительный   образ   (навыка   визуализации)   и   особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия. Предложите детям представить себе какого­либо зверя, животное. После того, как образ создан,   попросите   их   "оживить"   картинку,   т.е.   чтобы   животное   начало двигаться,  жить   своей   жизнью   в  воображении.  Пусть   дети   расскажут  друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным. После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми.   Всего   на   различных   занятиях   предлагается   для   достижения хорошего результата оживить  50 живых существ и 100 предметов. Можно провести   это   упражнение   в   качестве   игры   в   волшебника:   ребенку предлагается   стать   волшебником,   способным   оживлять   при   помощи волшебной   палочки   все,   что   угодно.   Например,   он   касается   в   своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются. Все   приведенные   выше   упражнения   способствуют   записи   информации,  что необходимо   для   пользования   кратковременной   памятью.   При   этом   данные памяти,   идущие   от   восприятия,   в   соответствии   с   решаемой   задачей дополняются   данными,   хранящимися   в   долговременной   памяти.   В   то   же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение,   т.е.   в   долговременную   память,   они   должны   подвергнуться специальной обработке ­ структурированию и упорядочиванию. Таким образом, становится ясно, что подобный процесс передачи невозможен без   участия   в   нем   мыслительных   операций.   Первичная   обработка   по систематизации   и   классификации   запоминаемых   объектов   происходит   с помощью   операций   установления   сходства   и   различий,   при   обязательном участии   эмоциональной   сферы.   Это   обеспечивает   деление   информации   на категории   (для   удобства   хранения)   и   снабжает   ее   опознавательными сенсорными знаками, облегчающими извлечение из памяти. В   связи   с   этим   работа   по   тренировке   долговременной   памяти   должна начинаться   с   необходимости   развития   у   детей   умения   сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.Группа №3: Упражнения на развитие операций установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза. Упражнение №7. Все   анализируемые   предметы   исследуются   по   одной   и   той   же   схеме:   от эмоций к логике. Приведем план такого анализа. 1. Эмоциональное восприятие предмета."Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравятся его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?" Подобные   вопросы   взрослого   должны   натолкнуть   ребенка   на   анализ   его эмоциональных   реакций.   Задача   ведущего   ­   вовлечь   ребенка   в   активный процесс   восприятия,   в   который   сознательно   включается   эмоциональный фактор,   гарантирующий   лучшую   долговременную   запись   в   памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление. 2. Анализ вызванных эмоций. "Скажи,   этот   предмет   тебе   приятен   или   нет?   Он   тебя   раздражает   или успокаивает?   Кажется   впечатляющим   или   бесцветным?   Грустным   или забавным? Увлекательным или скучным?" Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода   размышления   о   вызываемых   эмоциях   способствуют   лучшему закреплению следов в памяти. Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах. 3. Установление общего смысла. "Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?" 4. Рассматривание с точки зрения композиции. "Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д." Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта. 5. Анализ деталей. Теперь   вы   должны   найти   с   детьми   наиболее   значимые   элементы,   дающие специфическую   информацию   о   предмете.   Углубитесь   в   описание, сосредоточиваясь  на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее   сложным   в   зависимости   от   количества   деталей,   которые   должны запомнить дети. 6. Синтез. "Закройте   глаза   и   попробуйте   мысленно   представить   себе   исследованный объект.   Скажите,   что   вы   четко   видите   на   своей   картинке?   Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте, как вы его запомнили". В   заключение   можно   сравнить   полученные   рисунки.   Для   упражнений   в приведенном   выше   анализе   используются   предметы,   доступные   в   ваших условиях:­   фрукты   или   овощи;   начните   с   одного   объекта,   постепенно   переходя   к сравнению нескольких одного и того же семейства; ­ цветы и растения; ­ деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды или сережки (если имеются); ­ животные (например, кошки, собаки, птицы); ­ близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.); ­ люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей. Упражнение №8. Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3­4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10­12 похожих   картинках,   но   беспорядочно   разбросанных.   Это   же   упражнение можно   использовать   для   узнавания   букв   или   цифр,   применяя   специально изготовленные   карточки   или   кассу   букв   и   цифр.   Постепенно   количество запоминаемых картинок можно увеличивать. Описанные   выше   упражнения   помогут   детям   научиться   упорядочивать запоминаемую   информацию.   Для   извлечения   же   информации   необходимо "ушко", или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация ­ это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год ­ и сразу в сознании всплыли представления о елке, салате "Оливье", шампанском, Снегурочке с Дедом Морозом… Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама   подобная   работа   невозможна   без   умения   находить   сходства   или различия.   Именно   поэтому   упражнения   предыдущей   группы   должны   быть проработаны особенно тщательно. Тренировке же умения устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала посвящены упражнения четвертой группы. Здесь же приводятся задания на развитие ассоциативного мышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям, а также  описывается  мнемотехнический   прием "нелогичные  ассоциации" для запоминания не связанных между собой слов. Группа   №4:   Упражнения,   направленные   на   развитие   способности устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала. Упражнение №9. "Двойная стимуляция памяти". Перед   ребенком   раскладывают   15­20   карточек   с   изображением   отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назовутебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет   тебе   запомнить   каждое   слово,   и   отложи   ее   в   сторону".   Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы. Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д. Упражнение №10. Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому­либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе. Например, это могут быть такие слова: медведь, тележка, пчела, колокольчик, ромашка, ваза, воздух, кот, солнцу, вода. Упражнение №11. "Посмотрите   внимательно   на   рисунок.   На   нем   представлены   названия животных.   Вообразите   себе   этих   животных   в   местах,   где   помещены   их названия,   и   придумайте   историю,   связывающую   их   между   собой".   Затем рисунок   закрывается,   и   дети   должны   на   листке   бумаги   воспроизвести названия животных на их местах. Упражнение   №12   (на   развитие   ассоциативного   мышления). Цель   этого   упражнения   ­   побудить   детей   к   ассоциативному   мышлению. Предложите   им   несколько   слов   и   общими   усилиями   постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд ­ горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.В   конце   попросите   детей   поработать   самостоятельно   над   2­3   словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п. Упражнение абстрактного". "Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь/сердце и т.д." "Конкретизация   №13.     Все   эти   упражнения   направлены   на   формирование   умения   устанавливать логичные ассоциации, т.е. развивают логический вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения мы предлагаем следующие упражнения. Упражнение №14. "Нелогичные ассоциации". Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой. Книга           Цветок      Сосиска             Мыло Предложите  им  попробовать  найти ассоциации,  которые  бы связывали   эти слова.   Пусть   они   фиксируют   первые   пришедшие   на   ум   ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история. Используйте   это   упражнение   как   можно   чаще,   чтобы   выработать   у   детей устойчивый навык. Упражнение №15. "Нелогичные" парные ассоциации слов. В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих   ничего   общего   друг   с   другом,   т.е.   не   связанных   между   собой естественными ассоциациями. "Попробуйте   создать   в   уме   образ   каждого   предмета.   А   теперь   мысленно объедините   оба   предмета   в   одной   четкой   картинке.   Предметы   могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".Примерные пары для тренировки: Горшок ­ коридор Солнце ­ палец Ковер ­ кофе Двор ­ ножницы Кольцо ­ лампа Котлета ­ песок Ноготь ­ книга Обезьяна ­ пальто Жук ­ кресло Зубной врач ­ туалет Сначала   пускай   дети   потренируются   вслух,   рассказывая   друг   другу   свои картинки,   затем   поработают   самостоятельно.   На   следующих   занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары ­ они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат. Упражнение №16. "Запоминание слов".  Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например: дерево    стол    река    корзина     расческа     мыло     ежик    резинка    книга солнце Эти слова надо связать в рассказ: "Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО . Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ . Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ . Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ . Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край ­ получается РАСЧЕСКА . Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ . Мыло стекает и остаются волосы, торчащие   ЕЖИКОМ   .   Вам   очень   неудобно,   и   вы   берете   РЕЗИНКУ   и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз,   разворачивается   по   прямой   линии   и   превращается   в   КНИГУ   .   Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ ". Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются   сами,   придумывая   рассказ   (используются   другие   слова)   и делясь им друг с другом. На заключительном этапе ­ вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.  Постепенно   количество   слов, увеличивается. Задача   взрослого   во   всей   этой   работе   ­   привести   подобную   запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией.   Теперь   остановимся   непосредственно   на   запоминании материала, часто используемого в школьной программе. Упражнение №17. "Запоминание стихов". Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей. В огороде чучело Шляпу нахлобучило   предназначенных   для   запоминания,Рукавами машет – И как будто пляшет! Это чучело ­ оно Сторожить поставлено, Чтобы птицы не летали, Чтоб горошек не клевали. Вот какое чучело Шляпу нахлобучило, Синий шарф на палке – Пусть боятся галки! (И. Михайлова) а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения. б)   Закройте   глаза   и   попробуйте   зримо   представить   себе   содержание   этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет. в)  Перейдите  к  следующей  строчке. Прочитайте  ее вслух  и  представьте  в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками. У   детей   в   голове   должна   получиться   очень   ясная   картина   образов, содержащихся   в   стихотворении.   Дайте   им   задание   прочитать   все стихотворение   вслух   без   остановок,   подкрепляя   слова   возникающими зрительными образами. г)   "Теперь,   ­   говорите   вы   детям,   ­   попробуйте   вспомнить   стихотворение, отталкиваясь   от   мысленных   образов.   Закройте   глаза   и   воспроизведите   те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами". д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте   образы,   перечитывая   стихотворение   еще   раз   внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают. е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы. Каждый   раз   обсуждайте   заучиваемое   стихотворение;   опишите   и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста. Упражнение №18. "Запоминание текста". Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как   в   устной   форме,   так   и   в   письменной   (изложении).   Предлагаем   вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание. ­ Определите основную идею содержания текста. Выявите главное ­ о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.­ Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения. ­ Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для  этого разбейте  текст на длинные  абзацы,  содержание внутри которых объединено   общей   идеей.   План   можно   составить   письменно,   а   можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль. ­ Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя. ­   Теперь   дети   должны   тотчас   же   повторно   просмотреть   текст,   вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие   образы   и   примеры,   подкрепляющие   основную   мысль.   При   чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом. ­ Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них. ­ Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что   думают   ребята   об   отношении   автора   к   главным   героям,   событиям. Попросите   их   доказать   это.   Затем   перейдите   к   обсуждению   впечатлений самих   детей.   Старайтесь,   чтобы   дети   не   ограничивались   согласием   или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет. ­   В   заключение   дайте   ребятам   возможность   ответить   на   шесть   простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти. Упражнения   на   развитие   зрительной   памяти   «10 картинок» Для  упражнения  понадобиться   10   картинок   с   изображениями   различных, знакомых   ребенку,   предметов.   Предложите   малышу   рассмотреть   эти картинки, а затем через 30 секунд попросите ребенка назвать все предметы на картинках, запомнить. которые смог он           Проверка кратковременной памяти: если 6­7­летний ребенок из 10 картинок назвал   хотя   бы   6­7   —   результат   очень   хороший.   Далее   следует   показать ребенку те картинки, которые он забыл назвать, а затем через 10 минут (и через   час)   попросите   ребенка   снова   вспомнить   изображения.   Проверка долговременной памяти: ребенок в лучшем случае должен назвать 7 и более   картинок отличный. результат —«Запомни нарисуй» Разложите   перед   ребенком   карточки   с   изображением   различных геометрических фигур, цифр, букв. Уберите картинки и предложите ребенку изобразить   запомнил. листе все, что  на он и               — «Я художник» Предложите   ребенку   роль   художника   (фотографа,   детектива),   который   в состоянии   запечатлеть   любой   предмет   (явление,   ситуацию).   Допустим, ребенок внимательно рассматривает все предметы, лежащие на письменном столе,   затем   закрывает   глаза   и   перечисляет   все,   что   он   запомнил.   «Запомни картинки» Вместе с ребенком рассматривайте в течение 40 секунд 10 картинок, затем уберите их и называйте по очереди все, что запомнили. Выигрывает тот, кто последним   вспомнит   картинку,   которая   не   была   доселе   названа.     «Что изменилось?» Разложите на столе 5­8 фигурок (игрушек). Малыш должен внимательно их рассмотреть и затем отвернуться. Пока он не видит, надо убрать несколько картинок,   а   на   их   место   положить   новые   или   же   поменять   две   картинки местами. Когда ребенок повернется, у него надо спросить, что изменилось, какие картинки (игрушки) новые, какие убрались или поменялись местами. Упражнения   по   развитию   слуховой   памяти   «10 слов» Прочитайте ребенку 10 слов и попросите его после прочтения повторить те слова, которые он запомнил. Среднестатистический дошкольник в состоянии повторить 5­6 слов — это хороший показатель для кратковременной памяти. Далее следует назвать ребенку те слова, которые он забыл. По прошествии одного   часа   необходимо   вернуться   к  упражнению  и   попросить   ребенка вспомнить   все   названные   ранее   слова   (в   этот   раз   маме   слова   называть   не стоит).  Долговременная память считается хорошей, если ребенок вспомнил хотя слов. 7­8 бы       «Слушай повторяй» Постучите   карандашом   по   столу   и   попросите   ребенка   воспроизвести услышанное.   и     «Я   положил   в   мешок...»Такая   игра   будет   очень   интересна   и   полезна   для   развития  памяти  в длительных поездках. Первоначальную фразу может сказать мама, допустим: «Я положила в мешок помидор», следующий, кто будет говорить, это может быть ребенок повторяет услышанное, но при этом добавляет свое «вложение». Допустим: «Я положил в мешок помидор и огурец». Третий игрок должен добавить третье слово (яблоки, груши и др.) и повторить полученную фразу целиком.   Кстати,   эта   игра   служит   для   развития   объема  памяти.   «Опосредованное запоминание» Положите перед ребенком карточки с изображениями предметов (обезьяна, сыр,   книга,   луна,   мороженое).   Скажите,   что   сейчас   вы   прочтете   слова, которые надо запомнить, а ребенку следует при этом подбирать картинки соответствующей   тематики,   которая   и   была   бы   «помощницей»   для воспроизведения слов, прочитанных вами. Слова для запоминания в данном случае будут такими: еда, учеба, зоопарк, ночь, сладость). К примеру, при слове «ночь» ребенок должен выбрать карточку «Луна». Затем ребенка нужно попросить повторить слова, которые он запомнил. Через 15 минут покажите ему картинки, которые он выбрал для запоминания и попросите вновь назвать слова.   Количество   правильно   названных   слов   дает   возможность   видеть, насколько   у   малыша   развиты   логические   связи   в   процессе   запоминания. Упражнения   для   развития   тактильной   памяти Стоит   напомнить,   что   тактильная  память  заключается   в   способности запоминать   ощущение   от   прикосновения   к   различным   предметам. «Что   это?» Для  упражнения  необходимо   приготовить   разные   на   ощупь   предметы: теплые,   холодные,   гладкие,   шершавые,   мягкие   и  твердые.   Часть   игрушек следует положить на стол, а другую часть — под стол. Предложите малышу потрогать  предметы,  а  затем  назвать,  что   лежит   на  столе,  а  что  под   ним. «Дощечки» Для   данного  упражнения  необходимо   приготовить   10   дощечек   с   разной поверхностью, проставить на них порядковые номера и наклеить следующие материалы:   1   —   мех,   2   —   наждачная   бумага,   3   —   фланель,   4   — расплавленный воск со свечи, 5 — толстый шнурок, 6 — спички или палочки, 7 — целлофан, 8 — фольга, 9 — бархат, 10 — вельвет. Разложите дощечки в   ряд порядковым номерам.     согласно   Пусть ребенок закроет глаза и тщательным образом ощупает все поверхности.При этом ему необходимо запомнить в каком порядке лежат дощечки. Затем следует перемешать дощечки и попросить малыша на ощупь разложить их в заданном   порядке   (позвольте   ребенку   потренироваться   несколько   раз).   Упражнения   для   развития   моторно­зрительной   памяти   (память   на движения) «Запомни движение» Покажите   малышу   движения,   которые   состоят   из   нескольких   действий (желательно   3­4   действия).   Он   должен   повторить   эти   действия   сначала   в заданном   порядке,  затем   в   обратном.  К   примеру,   повернулись   по   часовой стрелке, присели. покачались, помахали руками,           «Согласованные действия» Встаньте   рядом   с   ребенком   и   предложите   ему   показать   парные   действия (пилка   дров,   гребля   в   лодке,   перемотка   ниток,   парный   танец).   Затем попросите ребенка вспомнить последовательность действий: какое движение было третьим? четвертым, вторым, первым,           «Выложи узор» Следует выложить на столе несложный узор и попросить малыша запомнить его   (цвета,   количество   деталей   и   т.д.).   Затем   узор   следует   разбурить   и же. попросить выложить ребенка точно такой             Многие упражнения несложны по своему выполнению, но есть и такие, над которыми придется потрудиться ребенку. Не стоит стремиться выполнить все и   сразу,   лучше   всего   выполнять   ежедневно   по   несколько   упражнений   из каждого   комплекса.   Ребенку   должно   быть   в   первую   очередь   интересно   и скучно. привлекательно, тяжело не и а           Лучше   всего   проводить   занятия   как   увлекательную   игру,   чередовать   одно   умственное «разгрузочным». задание с       Не   забывайте   периодически   повторять   пройденный   материал.   Недаром   же   существует   пословица   «Повторение  —   мать   учения». Старайтесь   ассоциировать   пройденный   материал   с   каким­либо   явлением, образом действием.   или     Постарайтесь разнообразить рацион питания вашего ребенка, который должен быть   не  только   разнообразным,  но   и  богатым   фосфором,  йодом,  железом, магнием,   витаминами. цинком,Основными   продуктами,   которые   смогут   существенно   «накормить»   мозг, являются: овощи, ягоды, мед, орехи, злаки, нежирное мясо, рыба, молочные продукты. ОПРЕДЕЛЕНИЕ   ОБЩЕГО   УРОВНЯ   РАЗВИТИЯ   ПАМЯТИ   Простой и надежной методикой для оценки общего уровня развития памяти является субтест «Счет» из батареи тестов интеллекта Д. Векслера. Сущность методики (она применяется только для индивидуальной работы) заключается в следующем. Экспериментатор зачитывает ряд цифр, а испытуемый должен, внимательно   прослушав,   запомнить   и   воспроизвести   их.   Обследование проводится   в   два   этапа.   Вначале   экспериментатор   зачитывает   цифры   и испытуемый повторяет их в том же «порядке (последовательности). Затем (на втором   этапе)   зачитанные   экспериментатором   цифры   испытуемый   должен повторить в обратном порядке ( см. прилагаемую таблицу). Порядок   проведения   тестирования.   Перед   началом   обследования экспериментатор дает инструкцию испытуемому: «Сейчас я буду зачитывать ряды   цифр.   Внимательно   слушайте,   и   после   моего   прочтения   повторите цифры в той же последовательности, в какой называл их. После инструктирования экспериментатор четко с интервалом в 1 секунду называет   первый   ряд   цифр   1   серии.   Если   испытуемый   воспроизвел   их правильно, экспериментатор сразу же переходит к зачтению первого рядя 2 серии и т. д. В случае не ошибки испытуемого при воспроизведении первого ряда какой­либо из серий, ему зачитывается второй ряд цифр этой же серии. При   правильном   его   повторении   –   опыт   продолжается   дальше (экспериментатор   переходит   к   зачтению   очередной   серии   цифр).   Если   же испытуемый допускает ошибку при воспроизведении и второго ряда серии, – обследование прекращается. Оценочный балл выставляется по предыдущей серии, правильно воспроизведенной испытуемым. Максимальное количество баллов по результатам первого этапа тестирования – 9. Серии цифр для прямого и обратного счета Серии Счет   в   прямом Оценка порядке Счет в обратном порядке ОценкаI II III IV V VI VII 5 8 2 6 9 4 6 4 3 9 7 2 6 4 4 2 7 3 1 7 5 8 3 6 6 1 8 4 7 3 3 9 2 4 8 7 5 9 1 7 4 2 8 4 1 7 9 3 8 6 5 8 1 9 2 6 4 7 3 8 2 9 5 1 7 4 2 7 5 3 6 2 5 8 4 7 1 3 9 4 2 5 6 8 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 2 4 5 8 6 2 9 4 1 5 3 2 7 9 4 9 6 8 1 5 2 8 6 6 1 8 4 3 5 3 9 4 1 8 7 2 4 8 5 6 8 1 2 9 3 9 5 7 2 8 1 9 6 5 9 4 3 7 6 2 5 8 4 7 3 9 1 9 8 2 2 2 3 3 4 4 5 6 6 7 7 8 8 Определение   уровня   развития   памяти   и   внимания   производится,   по следующей шкале: низкий – 0–6 баллов ниже среднего – 7–9 баллов средний – 10–12 баллов выше среднего – 13–15 баллов высокий – 16–17 баллов.   произнесенные   экспериментатором, Процедура проведения второго этапа обследования точно такая же, как и первого. Отличие заключается лишь в том, что испытуемый должен повторить числа,   в   обрат   ном   порядке. Максимальная   оценка   при   воспроизведении   цифр   в   обратной последовательности   –   8   баллов.   Общая   оценка   определяется   путем суммирования баллов за первый и второй этап обследования. Максимальная оценка по сумме обеих частей теста – 17 баллов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Блонский   П.   П.   Память   и   мышление.   //   Избранные   психологические произведения. ­ М., 1964. 2. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. ­ Л., 1974. 3. Джеймс У. Психология. ­ М., 1991. 4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. ­ М., 1981. 5. Ильина М.К. Психология памяти. ­ Новосибирск, 2000. 6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. ­ М., 1978. 7.   Лурия   А.Р.   Маленькая   книжка   о   большой   памяти.   ­   М.:   Издательство московского университета, 1968. ­ 88 с. 8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. ­ М.: Издательство московского университета, 1976. ­ 253 с. 9. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин­тов. Под ред. проф. А.В. Петровского ­ М.: «Просвещение», 1970.­ 432с. 10. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. ­ СПб.: Питер, 2000. ­ 560 с. 11. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. ­ М.: “ЧеРо”, 2002. ­ 816 с. 12. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. ­ М.: «Проспект», 2000. ­ 584с. 13. Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. ­ Харьков, 1985. 14.   Хрестоматия   по   психологии   /   Под   ред.   А.В.   Петровского.   ­   М.: Просвещение, 1987. ­ 447 с. 1. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. ­ М.: Просв., 1964. 2. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. ­ М.: ЭКСПО­Пресс, 2002. ­ 1008с. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. ­ М.: 1988, 156с.4. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. ­ Мн.: 1989. 5.  Истомина З.М.  Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, ­ М.: 1981 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. ­ М.: ТЦ Сфера, 2004. ­ 464с. 7.  Мухина   В.С.  Возрастная   психология:   Феноменология   развития,   детство, отрочество. ­ М.: Издательский центр Академия, 1997. 8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, ­ М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования ­ 608с. 9.   Общая   психология:   Курс   лекций   для   первой   ступени   педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, ­ 448с. 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ­ СПб.: Питер, 2001. 2.  Аткинсон Р.  Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. ­ М.: Прогресс, 1980. 3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. ­ М.: Л., 1935. 4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3­е изд. ­ М.: 1999, ­ 373с. 5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. ­ М.: мир, 1992. 6. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. ­ М.: Тривола, 1995 7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. ­ М.: Изд. АПН РСФСР. ­ М.: 1961. 8.  Крылов А.А., Маничева С.А.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. ­ СПб.: Питер, 2000, ­ 289с. 9. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. ­ М.: 1994. 10. Макселон Юзеф. Психология. ­ М.: Просвещение, 1998, ­ 425с. 11.  Немов Р.С.  Общие основы психологии: Кн.1. ­ М.: Просвещение,1994, ­ 235с.12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ­ СПб.: Питер, 1998. 13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. ­ М.: 1995. 14. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. ­ М.: Просвещение, 1966. 15. Ясперс Карл. Общая психопатология. ­ М.: Практика, 1997, ­ 218с.