Развитие памяти младших школьников

  • Работа в классе
  • docx
  • 26.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал позволит познакомить обучающихся с выдающимися людьми, обладающими феноменальной памятью, закрепить изученный материал о том, что такое память, показать, какие виды памяти существуют, продемонстрировать значимость каждого из видов памяти, развивать память детей с помощью нехитрых упражнений. Можно использовать в начальной школе в рамках занятий внеурочной деятельности.Классный час для младших школьников
Иконка файла материала конспект 3 класс с.ф..docx
Классный час в 3 классе Тема: « Развиваем память» Цели и задачи: познакомить с   выдающимися людьми, обладающими феноменальной памятью, закрепить изученный материал о том, что такое память, какие виды памяти существуют, показать значимость каждого из видов памяти, развивать память детей с помощью упражнений. Оборудование:  раздаточный   материал:   тексты   «   Помнить   и   забывать»,   листы   для раскрашивания   к   заданию   по   тексту   «Наша   дача»,   цветные   карандаши,   разрезанные пословицы. Ход занятия. 1. Орг. момент. Игра «Снежный ком» Тема: «Увлечение» Один ребенок говорит свое имя и любимое занятие. Н­р, Анна­ гимнастика. Следующий ученик повторяет то, что сказал предыдущий и говорит свое и т.д. ­ Что помогло в игре? (память, внимание)       2. Повторение пройденного. ­Что   такое   память?   (Сохранение,   накапливание   и   воспроизведение   Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира.)    информации. ­Для чего нужна память? Говорят, все люди довольны своим умом и никто не доволен своей памятью. Роль памяти велика, ведь все, что создано людьми на Земле, создано с помощью мысли и памяти. ­ Почему важно помнить об истории своей семьи, о своих ушедших родственниках? Послушайте одно письмо, которое написал мальчик своей бабушке. « Здравствуй, дорогая и любимая бабушка!  Вот я и пишу тебе письмо. Ты даже не просила, а я сам сел и пишу. Я живу хорошо, только скучаю по тебе очень. Я вспоминаю, как писал сочинение на Восьмое марта в прошлом   году   и   в   нем   написал   про   твои   руки,   потому   что   подглядел   у   Надьки Мирошкиной. А сам­то я ничего такого не испытывал. Бабулечка, миленькая моя, я теперь помню твои руки и все твои морщинки. Даже помню, как пахнут они­ оладушками и солнышком. Я очень плохой человек, а ты «ни за что» меня любила. А теперь я научился тебя любить, но ты этого не знаешь. Бабушка, родная, я стану  хорошим, правда­правда! Тебе не  будет никогда  за меня стыдно. И я постараюсь стать таким, каким я тебе всегда казался.Мне теперь очень стыдно… Ты прости меня за то, что я не хотел писать тебе писем, за то, что не ходил тебя проведывать, когда ты лежала в больнице. Я убегал в кино, а маме говорил, что нас учительница на дополнительные занятия оставила. Я тогда не умел думать, что тебя может просто не стать…   Я помню, как ты мне в больнице сказала, что человек жив до тех пор, пока его помнят. Я тебя буду долго­долго помнить, всегда!» ­Что хотите сказать об услышанном? ­ Какой важный вывод сделал герой письма?  ­Что испытывает мальчик? (угрызения совести, раскаяние) Память помогает нам помнить и светлые радостные моменты, приятные события, которые поддерживают нас в трудную минуту. ­ Какие виды памяти существуют? ­ Какие правила запоминания можете назвать? 3.  Работа по теме занятия. ­О памяти сложено немало пословиц, поговорок, крылатых выражений. Некоторые из них сейчас вспомним. Класс делится на минигруппы, складывает разрезанные на части пословицы и готовится объяснить их значение. Пословицы: Кто кому надобен, тот тому памятен. Беспамятлив, как кукушка. Куриная память. Слаб памятью: у кого что возьмет­ забудет, а кому что даст­ помнит. Хорошо тому добро делать, кто помнит. Жив буду, не забуду. Если бы не память, жизнь была бы невозможна. В одно ухо влетело, из другого вылетело. ­Когда так говорят? 4. Новый материал. «О феноменальной памяти» 30 лет назад крупнейший математик и кибернетик Джон фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что человеческий мозг может вместить 10 в 20 степени единиц информации. В переводе на общепонятный язык это соответствует всей информации, содержащейся в миллионах томов Библиотеки имени Ленина. Историки утверждают, что Юлий Цезарь   и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат, до 30000 человек. Этой же способностью обладал и персидский царь Кир. А.С. Пушкин. Он мог прочесть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного прочтения. В.А.Моцарт   –   запоминал   сложнейшие   музыкальные   произведения   после   одного прослушивания.Великий шахматист Алехин мог играть вслепую по памяти с 30­40 партнерами, держа в уме все свои ходы и ходы противников, просчитывая их вперед. Э. Гаон выучил наизусть две с половиной тысячи книг, которые он прочитал за всю свою жизнь. Он мог, не задумываясь, вспомнить любой отрывок из них. Оглохший Бетховен писал музыку. Матвеев, Станислав Сергеевич (род. 7 августа 1990, Чебоксары) — российский эксперт в области развития памяти, тренер, предприниматель. Автор книги "Феноменальная память". 17 мая 2011 года воспроизвел по памяти 8332 знака после запятой числа Пи и вошел в книгу рекордов России. 5.Упражнения для развития памяти 1) Упражнение « Что изменилось?» Детям показываются предметы, один убирается. Они должны ответить: «Что изменилось?» ­ Какой вид памяти использовали?  ­В каких жизненных ситуациях мы применяем зрительную память?  2) Упражнение 2:  ­Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием. Лето на даче Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром  поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко   нагревает   дом   так,   что   окна   почти   всегда   открыты.   Как   отражение солнышка,   около   дома   растет   большущий   подсолнух   с   желтыми   лепестками   и коричневой   серединкой,   усыпанной   семечками.   Он   машет   нам   большими   зелеными листьями,   когда   на   улице   разыгрывается   ветерок.   Недавно   мы   помогали   папе   по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.Физминутка. Упражнение 3 Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев». Лесная компания Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например,  заяц Василий  объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему  ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе. Упражнение 4. «Инопланетяне­1» Вы   предлагаете   ребенку  внимательно   прослушать   описание   внешности   инопланетянина, мысленно   представить   себе   его,   лучше   с   закрытыми   глазами   и   как   можно   точнее нарисовать портрет на листе бумаги.На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза   были   квадратные,   а  рот   разрезал   лицо   узенькой   полоской.  Руки   и   ноги   были тонкими, как ветки у деревца. Самопроверка при повторном чтении описания. Другого из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить.   Инопланетянин   был   маленького   роста.   Его   тело   было   похоже   на   круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки. Самопроверка при повторном чтении описания. ­ Какой вид памяти развивали? (слуховую) ­Где   в   учебе   требуется   слуховая   память?   (   Умение   воспринимать   и   запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается   в   форме   объяснения   учителем.   Устно   педагог   дает   задания.   Если   ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая.) Упражнение 5. «Инопланетяне­2» А   этих   3   инопланетных   гостей   обнаружили   в   Краеведческом   музее.   Они   с   интересом рассматривали   предметы   русского   быта.   Вам   необходимо   внимательно   изучить   их портреты,   запомнив   все   детали   внешнего   вида   гостей.   После   этого   демонстрируется   с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Выдаете   ребенку   задание:   «К   тебе   в   гости   спешит  второй  инопланетянин.   Закрой   глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина». После   выполнения   задания   рисунок,   сделанный   ребенком,   сравнивается   с   образцом. Ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается. Портреты получившихся инопланетян помещаю на доску. ­ Какую память развивали? (зрительную) ­ Когда в учебной деятельности пригодится зрительная память? (написание изложений, сочинений и т.д.) Двигательная память­ это память на движения, она особенно хорошо развита у танцоров, спортсменов. (вызывается   один   из   учеников   к   доске,   он   показывает   ритмический   рисунок,   все повторяют)  Упражнение 6. Послушайте, какую историю я Вам сейчас прочитаю. Лучше всего школьница Валя готовила пересказ, она 5­6 раз прочитала текст учебника. В   классе   она   хорошо   пересказала   то,   что   было   написано   в   учебнике,   но   не   смогла ответить на простые вопросы по этому тексту. Она сказала: « Я подряд расскажу, мне трудно отвечать на вопросы»  ­Ребята как вы думаете, почему так произошло?  Правильно, она всё запомнила, но не поняла содержания, смысла. Такое   запоминание,   без   понимания   смысла   называется   механическим,   а   запоминание, вдумчивое, осмысленное – осмысленным. ­Какое запоминание требуется для подготовки уроков? 7.Работа над рассказом « Помнить и забывать» Однажды Максим гулял по лесу со знакомым мальчиком. Мальчик расшалился   и, пробегая   по   опушке,   наступил   на  нору   барсука   и   засыпал   ее.   Рассерженный   барсук крикнул ему вслед, грозя лапой: « Я тебе это еще припомню!» Потом мальчик увидел в траве выпавшего из гнезда птенца сойки. Он бережно взял его в ладони, вернул в гнездо. Мама –сойка сказала ему с благодарностью: «Я тебе этого не забуду!» Через какое­то время Максим и мальчик вышли к реке. Мальчик решил перебраться на другой берег, прыгая по камням. Но он поскользнулся и упал в воду. Максим бросился в реку   ему   на   помощь.   Пролетавшая   сойка   увидела,   в   какую   беду   попал   мальчик, схватила клювом его за шиворот и помогла держаться на поверхности. Плывя с ним, Максим подумал: «Хорошо, что мы умеем помнить!»В это время проходил барсук. Видя, что мальчика сносит течением, он бросил ему веревку и помог выбраться на берег. И Максим, улыбаясь, подумал: « Хорошо, что мы умеем забывать!» ­ Что чувствовал барсук, когда мальчик нечаянно засыпал его норку? ­Что барсук сказал мальчику? ­Что чувствовала сойка, когда ей помог мальчик? ­Что она ему сказала? ­Какой вывод сделаем? 8.   Рефлексия.   По   подобию   «Снежный   ком».   Вы   произносите   короткое   предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Следующий делает то же самое и т. д. Например,   вы   говорите:   «Мне   понравилось…».   Ребенок   добавляет:   «Мне   понравилось сегодня…». Следующий говорит: «Мне очень понравилось сегодня…» и т. д. «   Я   умею   запоминать…»,   «Я   прекрасно   умею   запоминать…»,   «   Я   прекрасно   умею запоминать стихи…» Использованные ресурсы: 1) http://ped­kopilka.ru/nachalnaja­shkola/uprazhnenija­dlja­razvitija­pamjati­mladshih­ shkolnikov/page­2.html 2) С.Ф.Иванова   «Введение   во   храм   слова»   издательство   «   Школа­Пресс»,   Москва, 1994г. 3) «Хрестоматия     по   граждановедению»   гуманитарный центр. 1996 г.   Нижний   Новгород,   Нижегородский 4) http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Матвеев,_Станислав_Сергеевич 5) http://sbornik­mudrosti.ru/poslovicy­i­pogovorki­pro­pamyat/