Развитие познавательного интереса младших школьников
Оценка 4.8

Развитие познавательного интереса младших школьников

Оценка 4.8
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
04.06.2017
Развитие познавательного интереса младших школьников
Проблема активизации познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как интерес является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее на практике. Проблема развития познавательного интереса рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк определяли познавательный интерес как естественное стремление учащихся к познанию.
Статья...docx
Развитие познавательного интереса младших школьников Печатнова А.В. Барнаул, учитель начальных классов Продуктивность   процесса   обучения   в   начальной   школе   обусловлена рядом обстоятельств. Наиболее важным, по мнению ряда авторов, является интерес   школьника   к   обучению.   Необходимость   развития   познавательного интереса   у   младших   школьников   в   современных   условиях   обучения не вызывает никаких   сомнений.   Однако   вопрос   о   том,   каким   образом достигнуть   наибольшего   эффекта   в   его   развитии,   до сих   пор   остается открытым. Поэтому одной   из   важнейших   социально­педагогических   задач   в наше   время   является выявление   путей,   средств   и   методов развития познавательного интереса учащихся. Большинство авторов (в том числе Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, Г.И. Щукина   и   др.),   считают   познавательный интерес   качеством,   которое характеризует   уровень   психического   развития   учащихся,   является   важной движущей силой интеллектуального развития ребенка.  Существует   множество   интерпретаций   понятия   «познавательный интерес».   По   мнению   В.А.   Сластенина,   познавательный   интерес   –   это единство   чувственного   восприятия,   теоретического   мышления   и практической деятельности. Он проявляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений   учащихся, а   так   же   выполнения   различных предметно­практических действий в учебном процессе [3, с. 147]. Многообразие   взглядов   на   познавательный   интерес   отмечали   А.Г. Ковалев и Б.И. Додонов, посвятившие ему как психологическому феномену главы в своих монографиях.  Так, А.Г  Ковалев отмечает, что одни психологи сводят   интерес   к   осознанной   потребности,   другие   –   к   направленности внимания,   большинство   же   склоняется   к   определению   интереса   как познавательного  отношения  личности  к  действительности.  Б.И.  Додонов, в свою   очередь,   замечает,   что   интерес   предстает   перед   нами   то   в   виде мимолетного   состояния,   то   в   виде   свойства   личности   и   его   проявления   в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. При этом он предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них тех или иных отдельных   его   сторон   и   проявлений,   частично   совпадающих   с   явлениями других образований психики [1, с. 258]. По своей сути познавательный интерес сходен с понятием «ценностное отношение   к   познанию   нового».   Субъективно   ценность   есть   установка, отношение личности, а объективно она отражает направленность личности. Поскольку   ценность   имеет   только   «положительный»   знак   (не   может   быть отрицательных ценностей), она предполагает особое, ценностное отношение к объекту. В структуру ценностного отношения к познанию нового входят:  когнитивный   (познавательный)   компонент,   выступающий   как   образ того, что познал и воспринял ученик;  аффективный   (эмоционально­оценочный)   компонент,   выступающий как   комплекс   симпатий   и   антипатий   ученика   к   познанию   нового.   Эмоции выполняют   сигнально­защитную   функцию,   они   как   бы   компенсируют недостающую информацию;  конативный   (поведенческий)   компонент,   отражающий   готовность ученика   действовать   определенным   образом   в   отношении   нового   знания, предполагающий овладение основными приемами и способами поведения в соответствии   с   присвоенными   ценностями   в   практической   деятельности: способность проектировать предстоящую деятельность, умение анализировать результаты своего труда [2]. В   условиях   обучения   познавательный   интерес   выражен расположенностью   школьника   к   учению,   к   познавательной   деятельности одного или ряда учебных предметов. В   отличие   от   ценностного   отношения,     познавательный   интерес   поскольку   объём младшего   школьника   не   всегда   локализован, систематизированных   знаний   и   опыт   их   приобретения   невелики.   Поэтому интерес школьников чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его   практическим   результатам   (сделал,   решил,   сумел).   Вот   почему приближение цели деятельности к его результату составляет для школьника важную   основу,   укрепляющую   интерес.   Лишь   с   приобретением   опыта познавательной   деятельности,   умело   направляемой   учителем,   происходит постепенное   овладение   обобщёнными   способами,   позволяющими   решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся. Анализ психолого­педагогической литературы показывает, что развитие познавательного интереса зависит от различных путей, таких как разнообразие форм,   методов,   средств   обучения,   выбор   таких   их   сочетаний,   которые стимулируют   активность   и   самостоятельность   младших   школьников, раскрытие   потенциальных   возможностей,   природных   задатков   младших школьников,   формирование   стойких   познавательных   мотивов   учения, использование   новейших   технологий   в   процессе   обучения   и   др.   Одним   из способов развития познавательного интереса младших школьников является использование наглядных методов обучения. По   нашему   мнению,   необходимо   более   глубоко   изучить   механизмы формирования познавательного интереса у младшего школьника, разработать и   апробировать   технологии   формирования   познавательного   интереса,   что является целью нашей дальнейшей научной деятельности. При   наблюдении   за   учащимися   класса,   с   целью   определения   уровня развития   познавательного   интереса,   выделяются   специальные   критерии наблюдения, и составляется  протокол. Анализ   протокола   способен   дать   следующие   результаты: сосредоточенность,   концентрация   внимания   на   изучаемом   предмете,   теме, стремление участвовать в дискуссии, желание отвечать и задавать вопросы, переживание при преодолении затруднений в деятельности.  Затем по полученному процентному соотношению результатов можно судить   об   уровне   развития   познавательного   интереса     учащихся   данного класса. По основанию активности и самостоятельности учащихся, стремлению к преодолению   трудностей   Г.И.   Щукина   выделяет   уровни   проявления познавательного интереса к учению: Таблица  Уровни проявления познавательного интереса к учению Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокая самопроизвольная активность, с увеличением протекающая Познавательный интерес, требующий побуждения учителя, зависимость самостоятельной работы самостоятельная работа, от ситуации, стремление к преодолению преодоление трудностей при помощи учителя. трудностей в сложных задачах. Познавательная инертность, минимальная самостоятельность, бездеятельность при затруднениях. Познавательный интерес как одна из разновидностей интереса к учению может проявляться на любом из этих уровней [4, с. 102]. Таким   образом,   для   выявления   развития   познавательного   интереса младших школьников могут быть использованы различные методики, которые направлены на выяснение определенных аспектов познавательного интереса. Если   учитель   проводит   уроки   с   использованием   наглядных   методов обучения,   познавательный   интерес   у   большинства   младших   школьников возрастет. Показателями этому являются  такие явления как:   сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;  обращение   ребенка   по   собственной   инициативе   к   той   или   иной области знаний;   стремление узнать больше, участвовать в дискуссиях;   положительные   эмоциональные   переживания   при   преодолении затруднений в учебной деятельности;   эмоциональные проявления. Таким образом, если сделать урок интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, применяя наглядность, а не просто учить – познавательный интерес ученика обязательно возрастет. Литература 1. Дейкина,   А.   Ю.   Познавательный   интерес:   сущность   и   проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина. – Санкт­Петербург : Питер, 2002. – 320 с.  2. Жарикова, Л. И. Генезис ценностного отношения будущих педагогов к   непрерывному   образованию  [Текст]   /   Л.И.   Жарикова   /  Инновации   в образовательном процессе вуза : монография. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – С. 7­34. 3. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – Москва, 2005. – 576 с. 4. Щукина,   Г.   И.   Педагогические   проблемы   формирования познавательных   интересов   учащихся   [Текст]   /   Г.   И.   Щукина.   –   Москва   : Просвещение, 2008. – 144 с.

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интереса младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017