Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)
Оценка 5

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
11.06.2019
Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)
В статье говорится, что главной задачей экспериментирования в дошкольном возрасте является расширение знаний об окружающем мире. Познавательная активность не является врожденным качеством ребенка, она формируется на протяжении всей жизни. Уровень развития этой активности зависит от психологических особенностей ребенка, от условий воспитания в семье.
эск.docx
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы) «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей  деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н.Н. Поддьяков   Цель экспериментально­ исследовательской деятельности в детском саду ­  способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности,  стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста: 1.     Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с  элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы; ­  развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и  явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние  воды); ­  развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение  различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов); ­   развитие представлений  о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха; ­  развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном  счете).                      2. Развитие у детей умений пользоваться приборам ­ помощниками при проведении игр ­  экспериментов (оборудование: сосуды для опытов, приборы ­ увеличительное стекло); 3.Развитие умственных способностей: ­      развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение,  обобщение ­  формирование способов познания путём сенсорного анализа; 4. Социально­личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности,  самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции  своих действий.  Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные,    оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не  боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная  деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого  ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже  попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования  ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность,  проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает  детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе  эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы,  так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,  сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об  увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния  экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей  развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.  Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно ­ исследовательской  деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей  работы в рамках программы изучение особенностей детского экспериментирования и  внедрения его в своей практической деятельности. Формы, методы и приемы: Формы: ­ занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные). Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы;  “Какой песок легче ­ сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде ­ камень, песок или дерево?’,  “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на  вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и  выдвижением множества гипотез­догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.  Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные  предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям,  вырабатывав у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных  операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы  «Затем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных  областях окружающего нас мира. ­ целевые прогулки экскурсии Прогулка ­ это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать  малыша к тайнам природы ­ живой и неживой, а у ребенка появляется возможность  экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.) Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой... ­развлечения и досуг ( праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков..) Методы: ­ Словесный (беседа) ­ Наглядный  (наблюдение, демонстрационный опыт (« Радуга в комнате»,), С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас,  строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.  ­ практический (опыты) Опыт используется как способ решения познавательной задачи Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть  снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он  такой белый, чистый, сверкающий.....убедительно и наглядно эту проблему можно решить  путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же  положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,­ делают вывод дети. ­ объяснительно ­ репродуктивный ( применяется при решении следующих задач: *  познакомить с чем­то.... * дать или расширить представления о чем ­то.... ­ продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности.  «Повторяй за мной») ­ метод проблемного изложения ( это решения проблемных ситуации в разных условиях) Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?», «Как освободить бусинки из плена?»  Приемы: ­ сообщение ­    описание ­    объяснение ­    инструкции ­    постановка вопроса ­       показ (демонстрация ) опыта В своей работе по экспериментальной деятельности я опираюсь на ведущие  принципы развития дошкольников: Принцип  психологической комфортности ­ заключается в снятии  стрессовых        факторов;)     Принцип природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его  здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями,  индивидуальными особенностями, восприятием; / • Принцип дифференцированного  подхода ­ решаются задачи эффективной  психологической  помощи воспитанникам в совершенствовании  их личности, способствует созданию специальных  педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников детского сада. Принцип творчества ­максимальная ориентация на творческое начало в игровой и   Принцип деятельности ­ включение ребенка в игровою, познавательную, поисковую      деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;      продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта  творческой деятельности. В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе  создана предметно ­ развивающая среда, которую строю на принципе доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголок  экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской  деятельности. В уголке имеется основное оборудование. Приборы помощники: ­ увеличительное стекло, весы (безмен), песочные часы, магниты; ­  разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и  формы; * природные материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, шишки, листья  деревьев,  семена и т.д. *бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т.д. *технические материал конструктора и т.д *разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие. прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла и т.д ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки,  полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является  способность удивляться и любознательность детей, в своей работе я использую игрушку  мальчика Почемучку, который делал первые открытия вместе с детьми. Дети по природе своей ­ исследователи. Они очень любят экспериментировать. Исследовательская, поисковая активность ­ естественное состояние ребенка. Он  рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет  глубину снежного покрова на участке; объем воды и т.д. Все это объекты исследования. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?» Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение  многим явлениям. Пример: На прогулке дети делали пирожки. Почему не получился  пирожок? (песок­ сухой и мокрый), Снежинка растаяла на ладошке потому, что она тёплая. Проводятся самые разные опыты: Пример: было проведено занятие «Воздух ­ невидимка», где дети самостоятельно  находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували  шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри...)                        На занятии «Волшебница вода» мы с детьми проводили эксперимент по изменению  окраски, вкуса, запаха воды, Изучая труды JI.C. Выгодского и Н.П. Поддъякова мне стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с  предметами ребенок ставит и добивается конкретных результатов. Я не разграничиваю  игру и детское экспериментирование, они дополняют друг друга. При планировании работы по организации детского экспериментирования, я  учитывала то, что в процессе исследовательской деятельности ребёнок должен приобрести  опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, поведенческий. Я перестраиваю содержание занятий, включая экспериментирование в учебно­ воспитательный процесс, который становится развивающим и познавательным.  Пример: Было проведено занятие по аппликации : «Открытка для осени», Куда я  включила метод экспериментирования. На этом занятии я поставила проблему: Как приклеить листья на  дерево?» (какими  способами) Дети предлагали прибить гвоздями, приклеить с помощью пластилина, жевательной  резинки, клея. А дальше задача усложнялась: нужно было приготовить клей.... В   процессе   экспериментирования   у   детей   формируются   не   только интеллектуальные   впечатления,   но   и   развиваются   умения   работать   в   коллективе   и самостоятельно отстаивать   собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно ­ экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция   исследовательской     работы   с   другими   видами   детской   деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном  взаимодействии дошкольного учреждения с семьей ребенка. Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах  развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества.   С родителями использую следующие формы работы: ­   Досуговые мероприятия (соревнования, праздников, участие родителей в выставках);             ­Познавательные (проведение собраний, консультаций, оформление папок­ передвижек, информационных листов) ­   Родительские собрания: «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье». Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной  деятельности, ­   Лекторий для родителей. «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка». Цель: ознакомление родителей с методами работы по разделу «Детское  экспериментирование» «Проведение экспериментов летом» Цель: рекомендации родителям по экспериментальной деятельности ребенка в При  общении с родителями обращаю внимание на то, чтобы они поощряли любопытство детей,  которое порождает потребность в новых впечатлениях, Любознательность: она порождает  потребность в исследовании, предоставляли возможность ребенку действовать с разными  предметами7и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях  мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и  приятно, помогать ему в этом своим участием. Проводила анкетирование родителей, целью данной анкеты было: выявить  отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. (по книге «Организация  экспериментальной  деятельности дошкольников методические рекомендации»/Под общ.  Ред. Л.Н Прохоровой. — M.:АРКТИ2003­64 с.}. Анкета для родителей включала в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов(1, 2 и 3)  изучала мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа 1вопросов(4 и 5)исследовала условия совместного детского ­ родительского эксперимента.         В ходе анкетирования родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что  они с удовольствием заполняли предложенную анкету, задавали вопросы по заполнению.  Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу  детей заниматься экспериментированием , и понимают, что роль детского  экспериментирования занимает в развитии  ребенка не последнее место, Преобладающими  условиями для совместно детско­родительского экспериментированияони  считают  следующие: оказание помощи в чем­ либо, поддержка.   Вывод: Моя практика показывает, что метод экспериментирования позволяет: ­ Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых  знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности). ­ Освоение систематизированных поисково­познавательных знаний детей, становление  опытно­экспериментальных действий формирует основы логического мышления,  обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и  их полноценную готовность к обучению в школе. Ожидаемый результат:      повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков  детей (видеть и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять  существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные  гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать  определенные умозаключения и выводы);      совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки,  особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить  опыты с веществами;      формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности,  умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.) Перспектива Темы занятий ­ экспериментов будут усложнятся по содержанию, задачам, способам  проведения в соответствии с возрастными особенностями детей. Планирую: С целью распространения педагогического опыта провести открытые просмотры  познавательных занятий, обобщить опыт по экспериментальной деятельности старшего  дошкольного возраста (разработать методические рекомендации педагогам, конспекты  занятий); С помощью родителей создать музей моря; Разработать перспективное планирование по старшей и подготовительной группам; В рамках педагогической диагностики для отслеживания результативности работы  разработать показатели степени овладения детьми экспериментальной деятельности; Разработать исследовательские проекты «Воздух­невидимка», «Почва, глина, песок»; Также планирую разработать схемы ­ алгоритмы для экспериментов. Литература:  А.И. Иванова «Методика организации экспериментов в детском саду» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В Щетинина «Неизведанное рядом»

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2019