В докладе отражены проблемы, затрагивающие развитие познавательной активности учащихся в музыкальной школе и способы активации познавательной деятельности в различных видах деятельности на уроках. Предложены эффективные средства включения ребенка в процесс творчества, развитие интереса к обучению, использование познавательных игр в процессе обучения.
Развитие познавательной активности учащихся
Подготовила: Н. Зейналова
(преподаватель по классу фортепиано)
Перед современной школой ставится задача воспитания людей, обладающих
развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать
целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения
поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной
школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех
уровнях обучения. Формирование у школьников желания и способности самостоятельно,
без учителя, приобретать знания приоритетная задача педагога. Желание приобретать
знания свидетельствует о высоком уровне развития интереса к познанию, который
изменяет стиль деятельности учащихся, являясь важным фактором повышения качества
обучения. Реализация познавательного интереса школьников проявляется в активности,
самостоятельности, творческом подходе к выполнению заданий и постоянном стремлении
к деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем
на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность школьника в
различных видах его деятельности, так как процесс познания у школьников не всегда
целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами
всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину,
размышляя. Ж.Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для
него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Однако в полной
мере эта проблема получила разработку в педагогике XX века.
Школы, писал Ж. Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать
новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей
изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают
на веру все, что им предлагают».
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на
уроке являются: игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций; успешность
работа в парах;
проблемное обучение.
Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический
феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы
еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих
сверстников, быстро теряет интерес к учению, и его познавательная активность на уроке
приближается к нулевому уровню.
Многие педагоги говорят, что успех обучения в конечном итоге определяется
отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и
самостоятельным приобретением знаний,
их активностью.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание
деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому
способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в
обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ
навыков,
умений,значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого
характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение
имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его
живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно
познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных
моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного
интереса и формированию познавательных потребностей.
Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению –
важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно на начальном этапе
обучения, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому
или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять
свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание
детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития
познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика
преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой
нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов
обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик
будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную
деятельность детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в
форму работы.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память,
речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Многие педагоги используют в учебном процессе различные методические приемы:
дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, ввод интеграции и
т.д.
Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит
ее в игру. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. Дидактическая
игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она
активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу
познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы,
развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее
настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не
может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует
предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает
обобщения.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное
значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и
воспитания. Вопервых, они таят огромные возможности для расширения объема
информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс –
переход от любопытства к любознательности. Вовторых, являются прекрасным средством
развития интеллектуальных творческих способностей. Втретьих, снижают психические ифизические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с
положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении.
Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень
важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно,
практически не уставая и обогащаясь эмоционально. Вчетвертых, в
познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития,
возможность подготовить сознание для восприятия нового. Играя с увлечением, они лучше
усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей
формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и
самоконтроля,
как взаимопонимание,
ответственность, честность.
формируются такие черты характера,
Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство
активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов
пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и
самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения
к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную
деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока,
употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный
подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический,
иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильные для него
задания. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на
уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми
справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности
детей. Задача педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику
самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи.
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного
интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости.
Еще одним методом активизации познавательной деятельности является
осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий
наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму
воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой
процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей
сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения
становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность
познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и
достигается всестороннее развитие личности.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в
мире электронной культуры. Следовательно, учителю необходимо владеть современными
методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с
ребёнком.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд
с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий
технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе
подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Применение
новых и новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых
понятий.Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые
информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то
появляется термин «информационнокоммуникационные технологии» ИКТ.
Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения;
активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти
к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий
является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих
индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто
выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки,
стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. При подготовке к урокам
учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
мультимедийные курсы
презентации к урокам
логические игры
тестовые оболочки
ресурсы Интернет
электронные энциклопедии.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с
помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний;
продвигает ребенка в общем развитии;
помогает преодолеть трудности;
вносит радость в жизнь ребенка;
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития ;
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся
и их сотрудничества в учебном процессе.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке –
одно из основных направлений совершенствования учебновоспитательного процесса в
школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их
активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует
организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий
ученика.Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую
важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы
активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности
заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок
должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения
достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей
желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и
доброжелательности.
Ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит
познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует
усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная
активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она
постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число
ошибок. Таким образом, главной задачей учителя является такое построение
образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы
установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.
Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение
программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и
интересным. Это позволит пробудить у учащихся интерес к новому, желание познавать мир
и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать
учебный материал.