"Развитие познавательной активности учащихся"

  • Педсоветы
  • docx
  • 14.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В докладе отражены проблемы, затрагивающие развитие познавательной активности учащихся в музыкальной школе и способы активации познавательной деятельности в различных видах деятельности на уроках. Предложены эффективные средства включения ребенка в процесс творчества, развитие интереса к обучению, использование познавательных игр в процессе обучения.
Иконка файла материала Развитие познавательной деятельности .docx
Развитие познавательной активности учащихся Подготовила: Н. Зейналова (преподаватель по классу фортепиано) Перед   современной школой   ставится   задача   воспитания   людей,   обладающих развитой   познавательной   активностью,   способных   рационально   действовать,   принимать целесообразные   решения   и   выбирать   наиболее   эффективные   пути   достижения поставленных   перед   ними   целей.   Формирование   этих   качеств   начинается   в   начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения. Формирование у школьников желания и способности самостоятельно, без   учителя,   приобретать   знания   ­приоритетная   задача   педагога.   Желание   приобретать знания   свидетельствует   о   высоком   уровне   развития   интереса   к   познанию,   который изменяет стиль деятельности учащихся, являясь важным фактором повышения качества обучения.   Реализация  познавательного  интереса   школьников  проявляется  в  активности, самостоятельности, творческом подходе к выполнению заданий и постоянном стремлении к деятельности.   Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность школьника в различных видах его деятельности, так как   процесс познания у школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Проблема   активизации   познавательной   деятельности   стояла   перед   педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.­Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике XX века.  Школы, писал   Ж.   Пиаже,   «должны   готовить   людей,   которые   способны   созидать новое,   а   не   просто   повторять   то,   что   делали   предшествующие   поколения,   людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают». Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на  уроке являются: игровая деятельность;  создание положительных эмоциональных ситуаций; успешность  работа в парах;  проблемное обучение.  Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению, и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.  Многие   педагоги   говорят,   что   успех   обучения   в   конечном   итоге   определяется отношением   школьника   к   учению,   их   стремлением   к   познанию,   осознанным   и самостоятельным   приобретением   знаний,   их   активностью. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении,   привлечении   данных   о   современных   достижениях   науки   и   техники,   показ   навыков,   умений,значимости   знаний,   умений,   навыков,   организация   самостоятельных   работ   творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п. В   активном   восприятии   и   осмыслении   изучаемого   материала   большое   значение имеет  умение  учителя  придавать  этому материалу  увлекательный  характер,  делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно­ познавательного   процесса   является   включение   в   изучаемый   материал   занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. Необходимо   отметить,   что   формирование   познавательного   интереса   к   учению   – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.  Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми   необходимости   того   или   иного   изучаемого   материала.   Для   развития познавательного   интереса   к   изучаемому   материалу   большое   значение   имеет   методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой­ нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения.   Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь.  И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет   хотеть   делать   то,   что   желает   учитель.   Чтобы   активизировать   познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы.  Познавательная  деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Многие   педагоги   используют   в   учебном   процессе   различные   методические   приемы: дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д.  Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. Дидактическая игра   является   ценным   средством   воспитания   умственной   активности   детей,   она активизирует   психические   процессы,   вызывает   у   учащихся   живой   интерес   к   процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают   способности   и   умения.   Она   помогает   сделать   любой   учебный   материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В   дидактических   играх   ребенок   сравнивает,   наблюдает,   сопоставляет,   классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Однако   не   всякая   игра   имеет   существенное   образовательное   и   воспитательное значение,   а   лишь   та,   которая   приобретает   характер   познавательной   деятельности. Познавательные   игры   дают   возможность   решать   сразу   целый   ряд   задач   обучения   и воспитания.   Во­первых,   они   таят   огромные   возможности   для   расширения   объема информации,   получаемой   детьми   в   ходе   обучения,   и   стимулируют   важный   процесс   – переход от любопытства к любознательности. Во­вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В­третьих, снижают психические ифизические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными   эмоциями,   чего   нельзя   порой   сказать   о   непосредственном   обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно,   наиболее   желаемая   ребенком.   В   игре   дети   готовы   учиться   сколько   угодно, практически   не   уставая   и   обогащаясь   эмоционально.                             В­четвертых,   в познавательных   играх   всегда   эффективно   создается   зона   ближайшего   развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.  Играя с увлечением, они лучше усваивают   материал,   не   устают   и   не   теряют   интереса.   В   процессе   игры   у   детей формируются   общеучебные   умения   и   навыки,   в   частности   умения   контроля   и самоконтроля,   как   взаимопонимание, ответственность, честность.   формируются   такие   черты   характера, Познавательный   интерес   –   высший   стимул   всего   учебного   процесса,   средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность   учащихся   и   повышать   интерес   к   учению   на   каждом   этапе   любого   урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход   к   детям,   индивидуальную   работу   на   уроке,   различный   дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие. Ученик  работает  на  уроке   с  интересом,  если   он  выполняет  посильные   для  него задания. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках   предлагают   задания,   к   выполнению   которых   он   еще   не   готов,   с   которыми справиться   не   может.   Следовательно,   надо   хорошо   знать   индивидуальные   особенности детей.   Задача   педагога   состоит   в   необходимости   помочь   каждому   ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи.  Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости.  Еще   одним   методом   активизации   познавательной   деятельности   является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду   с   процессами   дифференциации.   Он   представляет   собой   высокую   форму воплощения   межпредметных   связей   на   качественно   новой   ступени   обучения.   Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.  XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Применение новых и новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых понятий.Когда   компьютер   стали   использоваться   в   образовании   появился   термин   «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно­коммуникационные технологии» ­ ИКТ.  Применение ИКТ на уроках усиливает: ­ положительную мотивацию обучения; ­      активизирует познавательную деятельность обучающихся.  Использование ИКТ позволяет проводить уроки:  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)  обеспечивает наглядность;  привлекает большое количество дидактического материала;  повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;  обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти  к ученику, применяя разноуровневые задания).  Применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности;    формирует навык исследовательской деятельности;    обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным  библиотекам, другим информационным ресурсам;  способствует   повышению качества образования.  Особенностью   учебного   процесса   с   применением   информационных   технологий является   то,   что   центром   деятельности   становится   ученик,   который   исходя   из   своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает   в   роли   помощника,   консультанта,   поощряющего   оригинальные   находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.     Применение на уроках ИКТ способствует так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;  сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;  обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. При подготовке к урокам  учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:  мультимедийные курсы  презентации к урокам  логические игры  тестовые оболочки  ресурсы Интернет  электронные энциклопедии.  Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:  повышает качество знаний;  продвигает ребенка в общем развитии;  помогает преодолеть трудности;  вносит радость в жизнь ребенка;  позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития ; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся  и их сотрудничества в учебном процессе.  Таким   образом,   активизация   познавательной   деятельности   учащихся   на   уроке   – одно   из   основных   направлений   совершенствования   учебно­воспитательного   процесса   в школе.   Сознательное   и   прочное   усвоение   знаний   учащихся   проходит   в   процессе   их активной   умственной   деятельности.   Поэтому   работу   на   каждом   уроке   следует организовать   так,   чтобы   учебный   материал   становился   предметом   активных   действий ученика.Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную   роль   в   развитии   личности.   Поэтому   первостепенное   значение   имеют   приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания   и   умения   преодолевать   трудности,   создания   атмосферы   увлеченности   и доброжелательности. Ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность   в   этом   случае   высока   лишь   в   момент   ознакомления   с   новым,   далее   она постепенно   снижается:   пропадает   интерес,   рассеивается   внимание,   возрастает   число ошибок.   Таким   образом,   главной   задачей   учителя   является   такое   построение образовательного   процесса,   при   котором   между   всеми   этапами   учащиеся   смогли   бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. Итак,   педагогу   необходимо   стараться   максимально   приблизить   изучение программного   материала   к   жизни,   сделать   процесс   обучения   более   эмоциональным   и интересным. Это позволит пробудить у учащихся интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

Посмотрите также