Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью самооценки в образовательном и воспитательном процессах.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
изобразительное искусство
Детсад
05.06.2017
В дошкольных учреждениях детей готовят к успешному обучению в школе. Ребенок надеется получить много нового и интересного. Но часто вместе с новшеством он приобретает неуверенность и страх перед оценкой своих знаний и умений взрослыми. Для детей в возрасте от 6 до 7 лет оценка педагога на всех занятиях обладает магическим свойством: - возвышает и радует одних и напротив, наполняет неуверенностью других. Не раз приходилось слышать: «Как можно оценить сказку!» или « Зачем нужна оценка по изобразительному искусству?». Оценивать можно и нужно, но оценка должна, прежде всего, исходить от самого ребенка. Таким образом у ребенка развивается речь, он учится логически мыслить и вступать в диалог с взрослыми и детьми. Чем раньше ребенок научится анализировать свою деятельность на занятиях и в общественной жизни, тем быстрее увидит перспективу саморазвития и приобретет рефлективные способности. Обучать оцениванию необходимо уже в подготовительной к школе группе. Это обеспечивает безболезненный вход ребенка в школьную жизнь, где чужое мнение, оценка учителя, порой очень сильно ранит детскую психику. Сначала это будут робкие неуверенные суждения вслух. Однако при систематическом подходе в развитии навыка самооценки ребенок быстро обретает привычку думать и рассуждать на занятиях по развитию речи, рисованию, лепке.
развитие речи.doc
Ходарева Л.В. ,воспитатель
ЦРР – д/с « Жаворонок»
г. Нерюнгри РС(Я)
Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью самооценки
в образовательном и воспитательном процессах.
В дошкольных учреждениях детей готовят к успешному обучению в школе.
Ребенок надеется получить много нового и интересного. Но часто вместе с
новшеством он приобретает неуверенность и страх перед оценкой своих знаний и
умений взрослыми. Для детей в возрасте от 6 до 7 лет оценка педагога на всех
занятиях обладает магическим свойством: возвышает и радует одних и напротив,
наполняет неуверенностью других. Не раз приходилось слышать: «Как можно оценить
сказку!» или « Зачем нужна оценка по изобразительному искусству?». Оценивать
можно и нужно, но оценка должна, прежде всего, исходить от самого ребенка. Таким
образом у ребенка развивается речь, он учится логически мыслить и вступать в диалог
с взрослыми и детьми. Чем раньше ребенок научится анализировать свою
деятельность на занятиях и в общественной жизни, тем быстрее увидит перспективу
саморазвития и приобретет рефлективные способности. Обучать оцениванию
необходимо уже в подготовительной к школе группе. Это обеспечивает
безболезненный вход ребенка в школьную жизнь, где чужое мнение, оценка учителя,
порой очень сильно ранит детскую психику. Сначала это будут робкие неуверенные
суждения вслух. Однако при систематическом подходе в
развитии навыка
самооценки ребенок быстро обретает привычку думать и рассуждать на занятиях по
развитию речи, рисованию, лепке. Ни для кого не секрет, что на таких занятиях
объединение
методов способствует развитию художественных способностей,
логическому мышлению. Привлечение в рисование рациональной логической
составляющей знания в результате ведет к развитию общих умственных способностей
дошкольника. В конечном итоге ребенок получает возможность, осознав себя в
деятельности, учиться
самопланированию, самоорганизации, самоконтролю,
самооценке, что способствует развитию речи дошкольника.
Каждое занятие по рисованию способствует самореализации личности ребенка.
Здесь, как нигде должно применяться личностно – ориентированное обучение[1].
Развитая самооценка у ребенка важна еще и потому, что педагоги часто выделяют
лучшие рисунки, поделки, а остальные детские работы остаются подчас без должного
внимания, что приводит к новым проблемам – отсутствию мотивации на занятиях.
Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть
объективные критерии оценки, равно обязательные и для педагога и для ребенка. На
занятиях важно не только мотивировать выбор основных качеств, но и выбирать их
совместно с детьми. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных
образцов – эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело
взрослого – знакомить детей с мнением друг друга. Приведу пример из опыта работы. На занятии по рисованию рисовали понравившихся
персонажей из сказки: « Три поросенка», затем дать оценку своему рисунку. В
предварительной работе вспоминали всю сказку, рассматривали иллюстрации к этой
сказке, закрепляли приемы в рисовании животных и правильное размещение
предметов на листе бумаги, объединение сюжета. Дети сами выделили два качества: 1.
предметы расположенные вдали и вблизи; 2.чем отличаются домики трех поросят
друг от друга. Дети должны заранее знать, что им предстоит выполнить самооценку
своих работ – рассказать, что им удалось, а что нет и почему? Таким образом дети
избавляются от
«уравниловки», а педагогу удается индивидуально узнать
затруднения каждого ребенка, умение вступать в диалог с взрослыми, а также
сверстниками, определить уровень развития речи. На конкретных, заранее
подготовленных заданиях необходимо сначала попробовать оценить данные
качества индивидуально каждого ребенка. Следует заметить, что дети с
удовольствием оценивали свои рисунки и даже пытались друг другу помочь советом.
В народном искусстве сказка, вероятно, есть самое большое чудо. При помощи
самых обычных слов и выражений – «жил – был лес», « поющий лес», «дед», « баба», «
сестрица», « братец» автор вводит нас в сказочный мир. Реального мира в сказке не
существует, он преображен. Мы узнаем и не узнаем его. Рассказывая сказку детям, мы
замечаем, как оказываемся во власти вымысла, каким интересным становится все, о
чем ведет речь мудрый сказочник.
Живая картинность сказок захватывает воображение: поэтому в старшем
дошкольном возрасте целесообразно давать задание нарисовать иллюстрации к сказке
(по желанию детей). Ребята, таким образом, развивают свое творческое воображение и
навыки в рисовании. Рисуя сказку, ребенок представляет себя героем, воображает
окружающий его мир и предметы. Рисунок позволяет «материализовать»
мир его фантазий и желаний. Ощущение себя наедине с листом бумаги позволяет
ребенку быть в рисовании более доверительным, откровенным, искренним. Не все
дети способны сразу адекватно оценить свои усилия, ктото завышает их, или
занижает. Но очень важно не останавливаться, а продолжать развитие.
Таким образом, развивая у дошкольников способность к самооценке на занятиях и в
общественной жизни, прежде всего надо иметь ввиду самоценное значение развития
речи детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. См.: Шоган В.В. Технология личностноориентированного урока. Ростов н/Д.,
2007.
2. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у
дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2002.
Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью самооценки в образовательном и воспитательном процессах.
Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью самооценки в образовательном и воспитательном процессах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.