Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. 
       Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
   Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании.
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей.
            
        
        
        
                    
                
                    ГУ «Первомайская средняя школа»
Доклад
Развитие речи детей старшего
дошкольного возраста через
театрализованную деятельность.
Воспитатель класса предшкольной подготовки
Кокорева Л.А.Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, 
становления общих способностей, необходимых в любом виде 
деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать 
совместно с ними, познавать новое, по своему видеть и понимать 
жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.
  Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря 
родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие 
возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять 
друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет 
огромную роль в познании окружающего мира.Процесс развития 
речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и 
многоплановый и для успешной его реализации необходима 
совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и 
содержательную сторону речи. Одним из таких средств является 
театрализованная деятельность.
   Театрализованная деятельность  является эффективным 
средством социализации дошкольника в процессе осмысления им 
нравственного подтекста литературного или фольклорного 
произведения и участия в игре, которая имеет коллективный 
характер, что создает благоприятные условия для развития 
чувства партнерства и освоения способов позитивного 
взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется 
эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, 
настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения,
осознают причины того или иного настроя. Велико значение 
театрализованной игры  для речевого развития 
(совершенствование диалогов и монологов, освоение 
выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является 
средством самовыражения и самореализации ребенка. 
   В процессе игры-театрализациии, подготовке к ней, между 
детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, 
разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу.
Втакого рода играх дети учатся воспринимать и передавать 
информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей
и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в 
обыгрывании роли дети получают опыт равенства в общении, 
учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более 
понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, 
аргументировать, высказывать предложения и пожелания. 
Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать 
способности каждого ребёнка, формировать его творческое 
воображение, коммуникативные навыки.Воздействие театрализованной деятельности на психическое 
развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на 
усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают 
положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и 
дошкольном возрасте. Театрализованная деятельность сочетает в 
себе средства и способы развития творческих и речевых 
способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
   Педагогическая целесообразность использования коллективных 
театрально – игровых постановок в обучении и воспитании 
объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп 
развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую 
деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной 
средой для творческого и речевого развития способностей детей, 
так как в них особенно проявляются разные стороны развития 
ребенка.
Виды театрализованных игр разнообразны, по Н. А. Роуцкой:
- театрализованная игра
- игра с настольным театром
- игра – драматизация
-плоскостные фигурки
- фланелеграф
-  объемные фигурки
-теневой театр
Работа по подготовке к спектаклю проходит в несколько 
этапов: 
   - Подготовительный этап длится на протяжении длительного 
времени перед, в процессе и после постановки. Включает всю 
работу по развитию речи в театрализованной деятельности:
   - Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных 
фильмов, беседы по ним,  чтение произведений, пересказы, 
рассказы по картинкам, сочинения и т. д. 
  - Игры – драматизации.
   - Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
  -  Упражнения по формированию выразительности, развития 
мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. 
д. 
   - Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и 
импровизации.
  - Упражнения в целях социально - эмоционального развития 
детей- Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в 
уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и
взрослого
 -  Подвижные речевые игры с персонажами сказок
- Элементысказкотерапии: придумывание начала, середины или 
окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, 
введение или замена героя произведения, смена характера или 
действия).
- Интеграция с художественно-эстетической областью развития: 
рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики 
рисования (ниткография, кляксография, монотипия, диотипия, 
рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, 
пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей
и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание 
музыкальных сказок и произведений, движения под музыку).
  -  Интеграция с познавательной областью развития: 
конструирование из крупного и мелкого конструктора, 
конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, 
слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек). 
  -  Интеграция с коммуникативной областью – чтение 
художественной литературы, без которой данный проект был бы 
невозможен.
   - Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: 
подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, 
занятия на свежем воздухе.
       Театрализованная деятельность – это эффективный метод 
развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой 
сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная 
деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна 
детям, педагогам, родителям.Необходимо способствовать 
развитию речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой 
сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать 
интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям 
художественной литературы, видам театра.