Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка
Оценка 5

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Оценка 5
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
08.04.2017
Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка
Как много надо сделать родителям и педагогам, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить! Для этого необходимо знать основные особенности, задачи и средства развития речи детей. В своей работе для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста я учитываю следующие факторы: 1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением. 2. Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественного индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой. 3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка.docx
Сообщение на тему:  " Развитие речи ­ одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка" (из опыта работы)                                    Животягиной  Елены Анатольевны                                                  Воспитателя высшей кв. категории                                                  МАДОУ «Детский сад №46»,                                                  Пермский край, г. Березники. Развитие речи ­ одна из важнейших задач психической и личного развития ребёнка. Речь играет большую роль в умственном развитии и поведении детей. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.               Психологи и лингвисты   давно   доказали,   что   именно   в   раннем   возрасте   темпы   речевого развития значительно выше, чем в последуюшем.  К   концу   первого   года   жизни   в   словаре   ребенка   примерно   8­10   слов   и звукоподражаний (ма­ма, па­па, ба­ба, де­да, на, дай, би­би...). В 2 года 300­400 слов и звукоподражатели, а в 3 года­ 1000 слов! Поистине гигантские скачки. Безусловно,   могут   быть   индивидуальные   различия,   ведь   каждый   ребенок обладает своим темпом развития. Второй   год   жизни   является   решающим   в   развитии   речи   детей.   В   этот период   значительно   совершенствуется   понимание   речи   детей   и   главное   ­ появляется самостоятельная речь. Как много надо сделать родителям и педагогам, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить! Для этого необходимо знать основные особенности, задачи и средства развития речи детей.  И каковы же  основные  особенности  и  направления  в  развитии речи  на втором году жизни.  На   1   этапе   совершенствуется   понимание   ребенка,   обращенной   к   нему   речи взрослых. Дети быстро усваивают название предметов, а через 2­3 занятия по просьбе взрослого указывают пальчиком на предмет и пытаются назвать его. Например:   малыши   хорошо   знают   такие   предметы   как   (кукла,   машина,  мяч, мишка, киска).  О понимании ребенком речи взрослого говорит его так называемая двигательная реакция. Для того, чтобы дети верно понимали название предметов, действий, они   должны   больше   общаться   с   предметами   ­   не   просто   рассматривать,   а держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета: " Какой круглый мячик, большой мячик, красивый. Давай покатаем мячик, вот так" и т.д. Используя активные режимные моменты: кормление, одевание, прогулку. Можно ненавязчиво для малышей показывать и называть действия. Например: " Сейчас будем кушать кашу. Поля любит кашку? Скажи "Да". Где у нас ложка? Покажи Поля ложку, пожалуйста, возьми ложку, скажи: " Дай, дай...". Предлагаем детям сказать" спасибо" или покачать головой.  Разговаривать   с  малышами,  рекомендуется   в  любой   режимный   момент, показывая и называя предметы и действия, живые объекты правильно, полными словами, а не облеченными: машина, а не би­би, собака, а не гав­гав, кушать, а не ням­ня   и   так   далее.   Начав   понимать   словесное   обозначение   и   смысловое значение   слов,   дети   по­иному   воспринимают   окружающий   их   мир.   Овладев речью, они осознают прежде всего: значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраиваться на смысловой, предметный тип. Сначала, играя, мы воспроизводим действия (укладывали Катю спать, качая на руках). Затем с усложнением формирующихся нервных процессов, под влиянием неоднократно   повторяющихся   и   разнообразных   внешних   раздражений, получаемых   от   окружающей   среды,   действия   детей   усложняются.   Дети   не просто качают куклу на руках, а укладывают в кроватку, укрывают одеялом, поют  колыбельную,  раскачивая  кроватку,  или похлопывают  куклу  ладошкой. Таким образом, уже виденное стало содержанием их игры. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно­ психический   процесс,   совершающийся   в   результате   взаимодействия   детей   с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.   Для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста в условиях ДОУ я в своей работе учитываю следующие факторы: 1.   Обогащение   чувственного   опыта   в   правильном   сочетании   его   со словесным сопровождением.                 2.   Установление   частого   эмоционально­положительного   контакта, преимущественного   индивидуального   взаимообщения   воспитателя   с  детьми   и детей между собой.               3.   Создание   благоприятных   условий   для   развития   подражания   и   самостоятельной речевой активности. Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на всем протяжении первых трех лет ведущим фактором развития речи. На 2 этапе сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического и эстетического развития детей. Цель его состоит в формировании способностей, позволяющих   маленькому   человеку   всесторонне   воспринимать   окружающий мир. Непосредственно образовательную деятельность по сенсорному развитию планирую 2 раза в неделю. Кроме того, на протяжении всей недели организую дидактические игры и упражнения, на которых дети приобретают, закрепляют знания, полученные на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Развитие   речи   детей   раннего   возраста   тесно   связано   с   состоянием когнитивной и тонкой моторикой рук. Ведь движение пальцев рук так же влияют на речевую функцию.   И действительно, когда мы с детьми начали работу с пальчиками, через дидактические игры и упражнения, я заметила, что у детей активизировалась речь. А ведь когда они поступили в группу, почти все умели, только   звукопроизносить   отдельные   слова:   ма,   па,   би­би,   ням­ням,   дай­ Пальчиковые игры мы начинаем с массажа кистей и пальцев детей. Используя грецкие орехи (катали их в ладонях), опускали кисти рук в емкость с кружкой и перебирали ее. Разминание и поглаживание производили ежедневно в течение 2­ 3   минут.   Так   же   использовали   различные   предметы   и   приспособления:   мяч игрушку,   набитую   крупой,   пуговицы,   шнуровку,   шарики,   мишки,   шарик   с крахмалом.     Постепенно   усложняя,   по   мере   взросления   детей,   выполняли фигуры   из   пальцев.   Приговорки   и   потешки,   которыми   сопровождаются пальчиковые   игры,   облегчают   контакт   с   детьми,   делают   упражнения максимально эффективными, а также просто забавными   и интересными. Дети сами   рассказывают   потешки,  сопровождающие   их   действия.  А   если   развитие движения пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Задумайтесь, ведь   не   случайно   появились   поговорки:   "Не   тем   концом   руки   растут"   или наоборот   "Все   в   руках   горит".   Все   начинается   с   работы   рук.   Сначала согласованные движения глаз и рук, а потом согласование движений рук речи детей.   Работу   по   развитию   мелкой   моторики   рук   я   начинала   с   простых упражнений, доступных детям, также упражнения как:           ­ "Сорока, белобока"          ­ "Большаку дрова рубить"          ­ "Пальчик­мальчик, где ты был?"          ­ "Этот пальчик­папа­этот пальчик­мама" Упражняла   детей   сгибать   и   разгибать   пальчики   не   одной   руке,   помогая пальчиками   другой   руки.   Постепенно   упражнения   усложняла,   сжимая   и разжимая кулачки:          ­ "Засолка капусты"          ­ "Мы замесим тесто"          ­ "Стираем ­ маме помогаем" Когда   пальчики   детей   привыкли   к   действиям,   мы   еще   более   усложнили упражнения   и   игры.   Делаем   разные   дидактические   и   пальчиковые   игры   с использованием текста. Например:     " Зайчик­кольца".             Прыгнул заинька с крылечка             И в траве нашел колечко             А колечко непростое­             Блестит, словно золотое         "Курочка пьет воду" и другие.  В группе есть картотека игр с пальчиками, пальчиковый театр; игры с крупой и так   далее.   Дети   с   удовольствием   играют,   бывают   очень   эмоциональными. Проводим так же для пальчиков игры с конструктором; выкладывание фигур из плоскостей   мозаики;   шнурование,   расстегивание,     застегивание   пуговиц; манипулирование   ­   действия   ложкой   при   еде   и   другие   навыки самообслуживания. Тренировка тонкой моторики рук и пальцев проводятся в течение дня, как динамические паузы перед занятиями: учимся одевать носочки, застегивать сандалии после сна; в свободной деятельности.  В вечернее время при индивидуальной работе с детьми я никогда не заставляла и   не   заставляю   детей   заниматься   насильно.   Ведь   моя   задача   ­   воспитывать положительное отношение ребят к процессу познания. Только в этом случае можно ждать положительные результаты. И дети меня очень радуют. У многих заметно активизировалась  речь. Дети знают свои имена, имена других детей, родителей, сотрудников; отвечают на приветствия " Спасибо", " Здравствуйте", " До свидание", " Пожалуйста"; называют действия свои и других. Читают стихи при помощи взрослых.   Некоторые из детей еще не активно, но уже начинают пополнять свой словарь полными словами.  В группе создана предметно развивающая среда:           1.  Картотеки 2.  Дидактические игры.  Их цель развивать мелкую моторику пальцев, учить раскладывать однородные предметы,   различные   по   цвету   на   группы.  Развивать   чувство   цвета   находить новые   предметы   по   цвету,   форме.   Стимулировать   речевую   активность. Знакомить   детей   с   геометрическими   формами.   Способствовать   созданию эмоциональной положительно­окрашенной обстановке в игровой деятельности детей. Расширять и обогащать сенсорный опыт детей.           3.   Картотеки на классификацию предметов по темам.  Цель:   знакомить   детей   с   предметами;   игрушками;   животным   миром.   Учить узнавать, называть окружающие детей предметы. Развивать активную речь детей; формировать зрительные ориентировкам, осуществлять подготовительные этапы к овладению активной речью. Работа проводилась в течение года совместно с родителями. Познакомила их со статьями: " Все дело в крышке", " Играем с мамой на кухне", " Воспитание у детей правильного произношения", " Играем пальчиками и развиваем речь" ­ через  папки­ передвижки,  индивидуальные   консультации, семинар­практикум. Родители   помогали   создавать   развивающую   среду:   приобрели   дидактические игрушки,   матрешки,   формочки­вкладыши,   цветные   подносы.   Приобрели настольные книжки­театры " Репка", " Курочка Ряба", " Колобок", " Рукавичка" Организовывала конкурсы: " Пуговка", " Веселый пуф"  дидактическое пособие; " Дидактические игры из цветных колпачков".  Эту   работу   я   буду   продолжать   и   в   дальнейшем   через   пополнение развивающей   среды,   дидактических   игр,   карточек,   литературы.   Привлекая родителей   к   развитию   рук   дома,   использованию   игры   на   развитие   мелкой моторики в домашних условиях, приобретая детям современные конструкторы. Исходя из выше изложенного, я пришла к выводу, что все формы развития мелкой моторики помогают малышам развивать речь, формировать отношения к окружающему их миру. В перспективе ставлю перед собой задачу, продолжить работу по развитию речи детей через использование малого детского фольклора, чтобы помочь приобрести новые знания и умения в следующем учебном году.

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личного развития ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017