Главный помощник в таком затруднительном положении — словарь, который не случайно называется толковым. Но если словаря не оказывается под рукой, то тогда на помощь приходит языковое чутье, наше Внимание к другим словам, которые связаны с «незнакомцем», например, близким ему по значению.
Так, греческому слову риторика соответствует русское красноречие.
8 класс.docx
Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь
Тема урока.
Литературная и нелитературная речь
Актуализация опорных знаний
Беседа
Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи?
1.
2. Как вы понимаете пословицу «Красную речь красно и слушать»?
Кто знает, что обозначает слово «риторика»?
Не смущайтесь, если его значение вам неизвестно. Помните, что не беда не
знать, горе не хотеть узнать.
Главный помощник в таком затруднительном положении — словарь,
который не случайно называется толковым. Но если словаря не оказывается под
рукой, то тогда на помощь приходит языковое чутье, наше Внимание к другим
словам, которые связаны с «незнакомцем», например, близким ему по значению.
Так, греческому слову риторика соответствует русское красноречие.
А чтобы понять, что такое красноречие, попробуем выполнить анализ состава.
Риторика — это красноречие.
Красноречие — это умение, искусство говорить красиво. Это и наука,
которая учит хорошо говорить. Как у всякой науки, у нее есть свои законы,
правила. Усвоим их!
Ознакомление с памяткой «Золотые правила риторики»
Совет: «Читай... с чувством, с толком, с расстановкой» (А. С. Грибоедов).
Правило 1. «Определяйте значения слов..., и вы избавите свет от половины его
заблуждений» (А. С. Пушкин).
Правило 2. «В тоне голоса, в глазах и выражении лица говорящего имеется не
меньше красноречия, чем в самих словах» (Жан Лабрюйер).
Правило 3. «Конечная цель красноречия — убеждать людей» (Филипп
Честерфилд).
Правило 4. «Самое трудное в речи, как и в жизни,— это понять, что в таком
случае уместно...» (Цицерон).
— Когда в разговоре или в выступлении мы выбираем то или иное Слово, очень
важно чувствовать его уместность.
Запишите слово уместность и подумайте, какое понятие оно может
обозначать. Какое значение подсказывает корень этого слова? Выделите его
(уместность — место).
Действительно, уместность — это такое свойство речи, когда каждое слово
строго соответствует речевой ситуации, т. е. тому, где оно звучит, к кому
обращено, с какой целью произносится. Уместность — обязательная черта красноречия. Говорить красно — значит, говорить не только правильно, ясно,
выразительно, убедительно, но и уместно.
Цицерон прославился своим красноречием еще в 1 веке до нашей эры, но
слава его дошла до наших дней. О человеке, который владеет ораторским
искусством, т. е. искусством красноречия, замечают: «Он говорит, как Цицерон!»
или «Этот оратор — настоящий Цицерон!».
— Где ты оторвал такие джинсы?
— Не шипи!
— Пойдём прошвырнёмся!
— Чего выпендриваешься?
— Жутко весело здесь!
(Поскольку подобным образом говорят очень многие в классе, выводы уместнее
сделать учителю.)
— Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко
поступают с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с
детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. А слова
любят нежность! Как часто мы стесняемся говорить правильно... Чтобы обратить
на себя Внимание, придумываем разные «дикие» словечки. Но ведь в живой речи,
как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к
тому, что он говорит. Как у героя стихотворения В. Масса и М. Червинского «Как
его зовут?»: Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык...
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае
«здорово» Он вместо «здравствуйте» бубнит. А вместо слова «до свиданья» Не
говорит он ничего Иль заявляет на прощанье: «Ну я пошёл...Пока! Всего!» Не
скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя, Своих друзей зовёт он
только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут Сказать вам,
как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но имя что?
Ведь суть не в том — Вам этот школьник не знаком?
А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на
минуточку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца
Ксанфа и его раба — первого баснописца Эзопа.
— Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
— Вот, мой господин. Это — язык! — Почему — язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
— Да, мой господин. Разве может быть в мире чтонибудь дороже языка? Язык —
это первое слово ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Язык даёт нам
возможность понимать друг друга. Язык — это целый мир.
— Ну хорошо! Я велел тебе купить самую дешевую вещь в мире.
— Вот она, мой господин!
— Снова язык?!
— Да. Язык — это самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и
ненависти, быть орудием клеветы.
Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность
говорить обязывает ко многому..
Возвращаясь к разговору об умении излагать свои мысли точно и
выразительно, хочется подчеркнуть, что этому мы учимся у выдающихся
писателей, которые умеют высказываться удачно, ёмко и образно:
Сосланный за вольнолюбивые стихи А. С. Пушкин, проезжая Киев, встретил
знакомого. Тот спросил, как Пушкин попал сюда.
— Язык до Киева доведёт,— ответил Пушкин, намекая на причину Высылки.
Прибыв с вокзала в один из лондонских отелей, Марк Твен увидел в книге
приезжающих последнюю запись: «Лорд Л. с камердинером». (Камердинер – это
комнатный слуга при богатом господине. Зачастую подобных слуг заводили
дворяне и монархи, дабы те всегда находились под рукой и помогали им с
рутинными делами. Например, камердинер должен был позаботиться об одежде
своего хозяина, его постели, багаже, посылках и так далее). Твен, в свою очередь,
записал: «Марк Твен с чемоданом».
Читайте побольше — и ваша речь будет богаче, вы будете говорить
просто, понятно и образно, и у вас появится чувство юмора:
— Не пойду я больше на уроки русского языка. Ни писать, ни читать
Я не умею, а разговаривать учитель не позволяет.
Каких выдающихся баснописцев ты знаешь?
— Крылов, Глибов, Эзоп, Митрофанов Гена.
— Кто? Митрофанов Гена?
— Ну да, мой друг Гена. Он такие басни сочиняет, когда не выучит правила,
что все в них верят, даже он сам.
Я всё время пытаюсь понять: СалтыковЩедрин — один писатель или разные?
VI. Домашнее задание
1. Прочитайте ещё раз правила риторики, подумайте и объясните, почему они
называются «золотыми». 2. Соблюдая 2е и 4е правила риторики, вспомните и запишите не менее трех
форм прощания. Произнесите их и поясните, в каких ситуациях они были бы
уместны.
Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь
Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь
Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь
Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.