Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь
Оценка 4.8

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
8 кл
05.11.2018
Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь
Главный помощник в таком затруднительном положении — словарь, который не случайно называется толковым. Но если словаря не оказывается под рукой, то тогда на помощь приходит языковое чутье, наше Внимание к другим словам, которые связаны с «незнакомцем», например, близким ему по значению. Так, греческому слову риторика соответствует русское красноречие.
8 класс.docx
Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь Тема урока.   Литературная и нелитературная речь      Актуализация опорных знаний       Беседа  Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? 1. 2. Как вы понимаете пословицу «Красную речь красно и слушать»?    Кто знает, что обозначает слово «риторика»?  Не смущайтесь, если его значение вам неизвестно. Помните, что не беда не знать, горе не хотеть узнать. Главный   помощник   в   таком   затруднительном   положении   —   словарь, который не случайно называется толковым. Но если словаря не оказывается под рукой, то тогда на помощь приходит языковое чутье, наше Внимание к другим словам, которые связаны с «незнакомцем», например, близким ему по значению. Так, греческому слову риторика соответствует русское красноречие.       А чтобы понять, что такое красноречие, попробуем выполнить анализ состава.   Риторика — это красноречие.  Красноречие   —  это   умение,   искусство   говорить   красиво.   Это   и   наука, которая   учит   хорошо   говорить.   Как   у   всякой   науки,   у   нее   есть   свои   законы, правила. Усвоим их!    Ознакомление с памяткой «Золотые правила риторики»   Совет: «Читай... с чувством, с толком, с расстановкой» (А. С. Грибоедов). Правило 1. «Определяйте значения слов..., и вы избавите свет от половины его заблуждений» (А. С. Пушкин). Правило 2.  «В тоне голоса, в глазах и выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах» (Жан Лабрюйер). Правило   3.  «Конечная   цель   красноречия   —   убеждать   людей»   (Филипп Честерфилд). Правило 4.  «Самое трудное в речи, как и в жизни,— это понять, что в таком случае уместно...» (Цицерон). — Когда в разговоре или в выступлении мы выбираем то или иное Слово, очень важно чувствовать его уместность. Запишите   слово  уместность  и   подумайте,   какое   понятие   оно   может обозначать.   Какое   значение   подсказывает   корень   этого   слова?   Выделите   его (уместность — место). Действительно, уместность — это такое свойство речи, когда каждое слово строго   соответствует   речевой   ситуации,   т.   е.   тому,   где   оно   звучит,   к   кому обращено,   с   какой   целью   произносится.   Уместность   —   обязательная   черта красноречия.   Говорить   красно   —   значит,   говорить   не   только   правильно,   ясно, выразительно, убедительно, но и уместно. Цицерон прославился своим красноречием еще в 1 веке до нашей эры, но слава   его   дошла   до   наших   дней.   О   человеке,   который   владеет   ораторским искусством, т. е. искусством красноречия, замечают: «Он говорит, как Цицерон!» или «Этот оратор — настоящий Цицерон!».   — Где ты оторвал такие джинсы? — Не шипи! — Пойдём прошвырнёмся! — Чего выпендриваешься? — Жутко весело здесь! (Поскольку подобным образом говорят очень многие в классе, выводы уместнее сделать учителю.) — Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. А слова любят нежность! Как часто мы стесняемся говорить правильно... Чтобы обратить на себя Внимание, придумываем разные «дикие» словечки. Но ведь в живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит. Как у героя стихотворения В. Масса и М. Червинского «Как его зовут?»: Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут... а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык... Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день!» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуйте» бубнит. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего Иль заявляет на прощанье: «Ну я пошёл...Пока! Всего!» Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя, Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но имя что? Ведь суть не в том — Вам этот школьник не знаком? А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуточку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба — первого баснописца Эзопа. — Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она? — Вот, мой господин. Это — язык! — Почему — язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь? — Да, мой господин. Разве может быть в мире что­нибудь дороже языка? Язык — это   первое   слово   ребёнка:   «мама»,   «солнце»,   «цветок».   Язык   даёт   нам возможность понимать друг друга. Язык — это целый мир. — Ну хорошо! Я велел тебе купить самую дешевую вещь в мире. — Вот она, мой господин! — Снова язык?! — Да. Язык — это самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому..     Возвращаясь   к   разговору   об   умении   излагать   свои   мысли   точно   и выразительно,   хочется   подчеркнуть,   что   этому   мы   учимся   у   выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, ёмко и образно: Сосланный за вольнолюбивые стихи А. С. Пушкин, проезжая Киев, встретил знакомого. Тот спросил, как Пушкин попал сюда. — Язык до Киева доведёт,— ответил Пушкин, намекая на причину Высылки. Прибыв с вокзала в один из лондонских отелей, Марк Твен увидел в книге приезжающих последнюю запись: «Лорд Л. с камердинером». (Камердинер – это комнатный   слуга   при   богатом   господине.   Зачастую   подобных   слуг   заводили дворяне   и   монархи,   дабы   те   всегда   находились   под   рукой   и   помогали   им   с рутинными делами. Например, камердинер должен был позаботиться об одежде своего хозяина, его постели, багаже, посылках и так далее). Твен, в свою очередь, записал: «Марк Твен с чемоданом».    Читайте   побольше   —   и   ваша   речь   будет   богаче,   вы   будете   говорить просто, понятно и образно, и у вас появится чувство юмора: — Не пойду я больше на уроки русского языка. Ни писать, ни читать Я не умею, а разговаривать учитель не позволяет. Каких выдающихся баснописцев ты знаешь? — Крылов, Глибов, Эзоп, Митрофанов Гена. — Кто? Митрофанов Гена? — Ну да, мой друг Гена. Он такие басни сочиняет, когда не выучит правила, что все в них верят, даже он сам. Я всё время пытаюсь понять: Салтыков­Щедрин — один писатель или разные? VI. Домашнее задание 1.  Прочитайте   ещё   раз   правила   риторики,  подумайте   и   объясните,   почему   они называются «золотыми». 2. Соблюдая 2­е и 4­е правила риторики, вспомните и запишите не менее трех форм   прощания.   Произнесите   их   и   поясните,   в   каких   ситуациях   они   были   бы уместны.

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь

Развитие речи. Подготовленная и спонтанная речь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018