Развитие речи ребенка в семье
Оценка 5

Развитие речи ребенка в семье

Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
08.06.2017
Развитие речи ребенка в семье
В статье затрагивается тема развития речи ребенка в семье. Как влияет семья на становление личности, какие бывают проблемы и трудности, как с ними можно бороться. Речь ребенка начинает развиваться в семье в тот момент, когда он слышит как разговаривают его близкие люди, мама, папа, бабушки, дедушки. Малыш старается копировать не только движения взрослых, но и их речь, манеру говорить.
Семья.docx
«Развитие речи ребенка в семье»               Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно успешнее овладеть   прекрасным   даром.   Не   полагайтесь,   что   «в   школе   научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступлении в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для     этого школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышлении, фантазию игры. Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенка в познании окружающего   мира,   накоплении   знаний,   освоении   языка,   развитии   умения общения. Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых.  На самом деле, как раз наоборот. Прежде   чем   начать   говорить,   малыш   учится   понимать   то,   что   говорят окружающие.   Вслушиваясь   в   их   речь,   он   постепенно   накапливает   запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает   обращенную   к   нему   речь.   психическое   и   Физическое, интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется   на   примере   речи   родных   и   близких   ему   людей:   матери,   отца, бабушки,  дедушки,  старших   сестер   и   братьев.   Бытует   глубоко   неправильное мнение   о   том,   что   звукопроизносительная   сторона   речи   ребенка   развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок   сам,   постепенно,   овладевает   правильным   произношением.   В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти   всегда   влечет   за   собой   отставание   в   развитии.   Речевые   недостатки, закрепившись   в   детстве,   с   большим   трудом   преодолеваются   в   последующие годы.   Разумная   семья   всегда   старается   воздействовать   на   формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего   возраста   слышал   речь   правильную,   отчетливую,   на   примере   которой формируется   его   собственная   речь.   Родители   просто   обязаны   знать,   какое огромное   значение   для   ребенка   имеет   речь   взрослых,   и   как   именно   нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и   окончаний   слов.   Совершенно   неуместна   «подделка»   под   детский   язык, которая   нередко   тормозит   развитие   речи.  Если   взрослые   не   следят   за   своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.) особенно четко   нужно   произносить   незнакомые,   новые   для   ребенка   и   длинные   слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает   Опытный   учитель,   присмотревшись   к   вновь артикуляцию   взрослых.   поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его   семья   (общее   развитие,   интеллект,   развитие   речи).   Большинство   детей старшего   дошкольного  возраста  (от 5  до  7)   говорят  правильно,  но  все   же   у некоторых   встречается   нечистая   речь   (15   –   20%).   Речевые   недостатки   этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков ш, ж, ч, а также ф и   л,   причем   здесь   уже   нет   неустойчивости,  характерной   для   детей   среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость,   шепелявость   становятся   привычными.   Встречаются   и   боле серьёзные   отклонения:   заикание,   сложная   дислалия,   но   они   составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все   же   у   многих   детей   5   –   7   лет   встречаются   неправильная   расстановка ударений,   «проглатывание»   окончаний   слов.   Часто   небрежность   в словопроизношении   объясняется   подражанием   речи   взрослых:   «яблуко», «мине», «фатить».  Родители,  сталкиваясь   с  трудностями,  возникающими   при обучении   их   ребенка,   естественно,   расстраиваются,   задают   многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет: пропускает буквы при письме и теряет   целые   слоги   при   чтении;   не   может   применять   на   практике   хорошо выученные правила правописания и пр. а ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, ­ ребенок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?     Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты. 1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. 2. Если родителей что – то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.                  Известно, что становление речи завершается примерно к 5 – 6 годам. Получается,   что,   пока   происходит   развитие   речи,   практически   никто   не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами),   специалисты   принимаются   за   дело.   Это   нельзя   признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей. Нельзя сводить проблему формированию речи и к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы являются лишь составной частью. Развитие речи в понимании   многих   родителей   –   это   умение   читать   (и   писать   –   хотя   бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать,   при   этом   многие   важные   стороны   развития   ребенка   остаются   без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которое на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития   ребенка,   который   подразумевает   серьезную   предшествующую   и последующую   работу   по   речевому   и   языковому   развитию   детей.   Предлагаю поиграть   с   детьми   в   игры   на   закрепление   различных   речевых   навыков. Отбирая   материал,   мы   учитывали   и   большую   загруженность   родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Вот некоторые рекомендации, «игры на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:  «Помогаю маме» ­   большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты   приготовлением   ужина.   малыш   крутится   возле   вас.   предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.  «Волшебные палочки» ­ Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными   головками).   Пусть   он   выкладывает   из   них   простейшие геометрические   фигуры,   предметы   и   узоры.   А   вырезанные   из   бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.  «Приготовим сок». "Из яблок сок....(яблочный); из груш.....(грушевый); из слив....(сливовый); из вишни....(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д." По дороге из детского сада (в детский сад)".  "Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть   предметы,   мимо   которых   мы   проходим;   а   еще   обязательно укажем ­ какие они. Вот почтовый ящик ­ он синий. Я заметил кошку ­ она пушистая".   Ребенок   и   взрослый   могут   называть   увиденные   объекты   по очереди.  "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр."     В свободную минутку.   Игровое упражнение на слоговую структуру слов.  "Перепутаница".   "Жили   ­   были   слова.   Однажды   они   веселились,   играли, танцевали.   И   не   заметили,   что   перепутались.   Помоги   словам   распутаться. Слова босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр." Игра на обогащение словаря ребенка.  "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона   каркает,   а   воробей......   (чирикает).   Сова   летает,   а   заяц.....   (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади.... (жеребенок) и т.п. Игра на развитие грамматического строя речи.  "Упрямые   слова".   Расскажи   ребенку,   что   есть   на   свете   "упрямые"   слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.п.". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях ­ ответах. "Подвижные игры".  "Игры   с   мячом".   "Я   буду   называть   предметы   и   бросать   тебе   мяч.   Ты будешь ловить его только тогда, когда, в слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга..."  "Лягушка". Выделение звука  из ряда гласных:  а,  о, у,  и,  е, э, ю, я, ы. "Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь "а", на другие звуки опускаешь низко руки". По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки. Дорогие родители хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей! Список литературы: 1. Стародубова Н. А. «Развитие речи ребёнка». – М, 2003. 2. Рудик О. С. «Развитие речи детей 6 – 7 лет в свободной деятельности». – М, 2009. 3. Светлова И. Е. «Домашний логопед». – М, 2007. 4. Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье». М,2005. 5. Александрова Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников». – СПб., 2003. 6. Ушакова О. С. «Придумай слово». – М, 1996

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье

Развитие речи ребенка в семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017